Празднование Смоленской иконе Божией Матери, называемой Одигитрией, совершается 10 августа (28 июля по старому стилю). Перед Смоленской иконой Божией Матери молятся о даровании здравия и мира.
Читайте также: Икона Нечаянная радость.
Смоленская икона Божьей Матери. История
По преданию, Смоленская икона Божией Матери оказалась на Руси в середине XI века (в 1046 г.), когда византийский император Константин IX Мономах (ок. 1000-1055) благословил свою дочь царевну Анну (ок. 1030/35), с ней в пути. -1067), ставшая женой князя Всеволода Ярославича (1030-1093). Икона стала фамильной святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и России. Сын Всеволода Ярославича, князь Владимир Мономах (1053-1125), в 1095 году перенес икону из Чернигова в Смоленск, где в 1101 году основал церковь Успения Пресвятой Богородицы, в которой икона была помещена и стала называться Смоленской.
Согласно церковному преданию, Смоленская икона Божией Матери в 1239 году спасла город от нашествия войск Батыя. В XV веке икона оказалась в Москве. Вариантов его передачи несколько: в Русской книге времени сказано, что некий Юрга, пан Свилкольдович, при уходе литовского князя Свидригайло (ок. 1370-1452) к московскому великому князю Василию Васильевичу (1415-1462) , дорогой Смоленск разграбил, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез в дар великому князю в Москву. Другие предполагают, что эта икона была подарена князем Витовтом (около 1350-1430) своей дочери Софье (1371-1453), которая была женой великого князя Московского Василия Дмитриевича (1371-1425), когда он был в Смоленске в 1398 г воссоединился с отцом и получил от него множество икон, написанных на греческом языке.
В 1456 году посольство епископа Смоленского Мисаила (1475-1480) просило великого князя Василия Темного вернуть им икону. Князь, посоветовавшись с митрополитом Ионой (1390-е-1461), решил выполнить просьбу смоленских послов и вернуть святыню. Икона была торжественно, с крестным ходом, 18 января 1456 г. (по другим сведениям, 28 июля 1456 г.) вынесена из Кремля и препровождена в Саввин монастырь на Девичьем поле, при въезде в Старый Смоленск Дорога, откуда после молебна их отпустили в Смоленск.
Перед тем, как икона была возвращена в Смоленск, был снят точный список, который оставался в Благовещенском соборе до 1525 года, когда 28 июля она была передана Новодевичьему монастырю, основанному годом ранее по случаю возвращения Смоленска в Россию из Литвы; с этого момента был установлен день празднования иконы: 10 августа (28 июля по старому стилю.).
Во время Отечественной войны 1812 года епископ Ириней Фальковский (1762-1823) 5-6 августа привез Смоленскую икону в Москву, а в день Бородинского сражения вместе с Иверской и Владимирской иконами окружил Белый город и Кремль. Перед тем, как французы вошли в город, икону отвезли в Ярославль; 20 декабря возвращена в Смоленск. Перед русскими войсками накануне Бородинского сражения был принесён список с иконы из ворот церкви Рождества Богородицы Смоленского кремля, написанный в 1602 году; возвращена в Смоленск 10 ноября 1812 года. Первообраз иконы хранился в Успенском соборе Смоленска, но после занятия города немецкими войсками в 1941 году икона не была найдена.
Тропарь и кондак Смоленской иконе Богородицы
Тропарь, глас 4.
Ныне прилежно Богородице, сыну греха, припадая со смирением и покаянием, из глубины души вопияще: Помоги Богородице Милостивой на нас, и обращаясь, яко преклоняемы во множестве грехов. Не отталкивай Твоих худых слуг, ибо Ты единственный помощник имама.
Кондаки, тон 6.
Имамы никакой другой помощи, Имамы никакой другой надежды, если только вы не Госпожа. Ты помоги нам, на Тебя уповаем и Тебя восхваляем, Твоих рабов больше, не дай нам постыдиться.
Заступница христиан не постыдна, заступница Творца непреложна, не презри гласа греховных молитв. Но ожидаем благословения о помощи нашей, искренне плача о Тебе. Спешите на молитву и спешите на моление, присно молящуюся о Богородице чтущих вас.
Образ Смоленской Пресвятой Богородицы. Иконография
Смоленская икона Пресвятой Богородицы относится к типу иконописи «Одигитрия». Богородица изображена по пояс, в левой руке держит Младенца Христа, в левой держит свиток, а правой благословляет. На обратной стороне прототипа было распятие с греческой надписью «Царь распят» и вид на Иерусалим. При обновлении иконы в 1666 году к изображению распятия на обороте были добавлены фигуры Божией Матери и Иоанна Богослова.
Смоленская икона Божией Матери. 1564 г. Происходит из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Отличительной особенностью Ярославской Одигитрии является изображение в верхних углах иконы двух ангелов в облачных кругах, несущих орудия Страстей. Эти орудия, крест, трость и копье, напоминают о грядущих муках Христовых, усиливая трагедию и без того грустных лиц. Заповедник Ярославского историко-архитектурного и художественного музея, Ярославль
Храмы и монастыри в честь Смоленского образа Пресвятой Богородицы на Руси
В честь Смоленской иконы Божией Матери в 1524 году в Москве был основан монастырь, ныне известный как Новодевичий. Монастырь был основан великим князем Василием III (1479-1533) в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», главной святыни Смоленска, в благодарность за взятие Смоленска в 1514 году. В первые два века за время своего существования монастырь служил местом заточения королевских особ женского пола. Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений.
Также в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в селе освящен храм. Кушалино Рамешковского района Тверской области. Смоленская церковь в Кушалино была построена на имении князя Симеона Бекбулатовича в 1597 году, когда бывший великий князь Тверской уже жил в опале в своем селе. Позже были пристроены большая трапезная и колокольня. Церковь была закрыта в 1930-х годах, вновь открыта в 1991 году
В честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в Москве был освящен монастырь. В 1624-1626 гг. Патриарх Филарет (Романов) основал Феодоровский Смоленский Богородицкий монастырь. Монастырь был госпиталем и домовым при патриархе. В это время были построены храм и колокольня – одна из первых колоколен Москвы. В 1709 году монастырь был упразднен, монахи переведены в Новинский монастырь, а церковь стала приходской. Храм был закрыт после 1917 года. Колокольня была разрушена в 1930 году. Восстановление храма началось в 1984 году. Богослужения возобновились в 1992 году, колокольня была восстановлена. Святыней храма является икона святого Феодора Студита.