Каждый элемент сакральных мест несет важную духовно-смысловую нагрузку. Особое значение придается алтарной комнате, олицетворяющей божественную благодать и Царство Небесное. Между ним и главным залом православного храма находится иконостас, представляющий собой особую перегородку, состоящую из икон, собранных в определенной последовательности. Рассмотрим, как это произошло, как работает и какая роль ей отведена.
История появления и развития
В древнегреческом языке иконостас означает алтарную перегородку, характеризующуюся более или менее сплошной структурой. Он простирается в направлении северной стены к югу от храма, отделяя таким образом алтарь от основного помещения. Иконостас может содержать от одного до семи рядов православных икон. Наиболее распространены пятиуровневые варианты.
Иконостас появился с целью ограждения комнаты с алтарем главного храмового помещения, своеобразного разделения двух начал: земного и священно-божественного. История гласит, что первые оригинальные парапеты появились еще в далеком 4 веке.
Когда христианство получило юридический статус, в церковь стало приходить много новых верующих, численность которых оставалась недостаточно высокой. Поэтому во избежание возможного неуважения было решено защитить алтарь и престол, установив специальную заградительную перегородку.
Первоначальные алтарные преграды по своему виду напоминали небольшие заборы или ряды столбиков. В его верхней части устанавливалась поперечная перекладина, которая называлась архитравом и венчалась крестом. Так как эта ограда была не очень высокой, роспись апсид алтарей не исчезла из поля зрения верующих. Читая молитвы, они могли легко наблюдать за алтарной комнатой.
Позже крест был заменен иконами. Первоначальное расположение икон выглядело примерно так: в центре иконографическое изображение праздника Благовещения Богородицы, по бокам изображения Христа Спасителя и Божией Матери, а далее по бокам из них — икона святого, почитаемого в местности храма, и храмовая икона (посвященная празднику или святому, названному по имени храма). Многоярусный иконостас классического типа впервые появился в Русской Православной Церкви.
Первоначально эти сооружения были копией византийских образцов и состояли из двух или трех уровней.
По сохранившимся документальным свидетельствам, четырехъярусный иконостас датируется первой половиной XV века. Она была установлена в Успенском соборе города Владимира, а ее росписью занимались известные иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, возведенные в сан святых. К концу 15 века иконостасы этого типа и конструкции получили широкое распространение. Пятый ряд иконостаса впервые появился во второй половине XVI века. С 7 века количество уровней увеличилось еще на два уровня.
Структура и схема классического иконостаса
Классический вариант храмового иконостаса пятирядный. Рассмотрим, какие особенности и значение имеет каждый из уровней этой структуры.
Нижний ряд
Внизу находится строка под названием «local». Его главный символ – Царские врата, створки которых украшены изображениями Благовещения, а также четырех евангелистов. Встречаются также варианты, в которых фигурирует только Благовещение с изображениями Богородицы и Архангела Гавриила в полный рост. С правой стороны установлена храмовая икона, олицетворяющая святого или религиозный праздник, в честь которого был освящен храм. А слева образ в честь самого почитаемого местного святого. Слева от двустворчатых дверей большая икона Божией Матери с младенцем на руках, а справа икона Христа Спасителя. Над Царскими вратами часто помещают символ Святого Духа — белого голубя в ярких лучах.
Второй ряд
Следующий ряд известен как деисусный ряд. Другое название — диапазон. По сравнению с первым его структура более сложная, что предполагает большее количество иконок небольшого формата. Все его рассказы посвящены молитве церкви к Иисусу Христу. Центральный образ – Спаситель в силе. С левой стороны находится значок Заступника. Мария, изображенная в полный рост, держит в одной руке свиток, а ее взгляд направлен в левую сторону. С правой стороны находится икона Иоанна Крестителя, крестившего Христа.
Слева и справа от обеих икон расположены многочисленные изображения пророков, главных святых и архангелов Божиих.
Третий ряд
Ряд, третий по счету, принято называть праздничным или историческим. Представлены все самые важные и значимые события евангельского рассказа. В разных храмах в третьем ряду может быть разное количество икон. Главной иконой здесь всегда является Рождество Пресвятой Богородицы. За ним обычно следуют:
- Знакомство с Храмом;
- Рождество;
- Свечи;
- Богоявление;
- Преображение;
- Вход в Иерусалим;
- Распятие;
- Воскрешение;
- Вознесение;
- Сошествие Святого Духа;
- Спать.
Четвертый ряд
Следующий уровень православного иконостаса называется пророческим. Здание посвящено Ветхому Завету. В центре знаменитая икона Оранта, изображающая молящуюся Богородицу. Непорочная Дева с Младенцем Иисусом на лоне воздевает руки к небу в молитве.
Пятый ряд
Заключительный уровень в классическом иконостасе, характерный для большинства православных храмов, — пятый уровень. Его называют предками, так как он посвящен самым знаковым фигурам более старшего возраста: Адаму, Еве, Авелю, Моисею и другим. В каждом храме выбор предков произволен. Центральным сюжетом пятой серии является Троица Ветхозаветная, олицетворяющая совет Святой Троицы о жертве Бога во искупление падшего человечества. В верхней части иконостаса находится распятие.
Какие бывают в современных храмах и как расположен
В современных храмах устройство иконостаса, наряду с другими религиозными аспектами, подчинено определенным традициям. Формирование последовательности икон, а также количества ярусов в большинстве случаев зависит от того, каковы характерные черты храмовой архитектуры в конкретном случае.
В сакральных сооружениях с низкими и плоскими потолками целесообразно делать иконостасы невысокие, с одним или двумя ярусами. Для того, чтобы акцентировать внимание верующих на красоте и величии апсидных росписей на алтарях устроены иконостасы, состоящие из трех ярусов. В других ситуациях строятся иконостасы классические, то есть пятирядные. В святых монастырях на территории России и Украины есть шести- и семиярусные иконостасы. Значки в этих двух верхних рядах посвящены страстям. (