- Чем известны 40 мучеников Севастийских
- В заключении
- Огонь и вода
- Сороковой мученик
- Казнь
- Иконография
- Значение сорока святых в православии
- О чем просят мучеников
- Почитание
- Православные тексты
- Кондак
- Стихира
- Тропарь
- Акафист
- Кондак 1
- Икос 1
- Кондак 2
- Икос 2
- Кондак 3
- Икос 3
- Кондак 4
- Икос 4
- Кондак 5
- Икос 5
- Кондак 6
- Икос 6
- Кондак 7
- Икос 7
- Кондак 8
- Икос 8
- Кондак 9
- Икос 9
- Кондак 10
- Икос 10
- Кондак 11
- Икос 11
- Кондак 12
- Икос 12
- Кондак 13
- Молитва
- Канон
- Пе́снь 1
- Пе́снь 3
- Седа́лен, гла́с 8
- Пе́снь 4
- Пе́снь 5
- Пе́снь 6
- Конда́к, гла́с 6
- И́кос:
- Пе́снь 7
- Пе́снь 8
- Пе́снь 9
- Свети́лен
40 мучеников Севастийских являются примером силы воли и непоколебимой веры в православие. Группа воинов прославилась во время правления императора Лициния, который преследовал христиан. Легионеры отстаивали право на веру в Единого Бога и демонстрировали превосходство силы духа над телом. Молитвы к ним помогают переносить моральный и физический гнет. День памяти святых воинов — это светлый праздник весны, души и жаворонков.
Чем известны 40 мучеников Севастийских
Воины, получившие бессмертие за верность Христу, служили в Двенадцатом Молниеносном легионе в Себастии. Их полководец по имени Агриколай был язычником.
В заключении
В 320 году произошло знаменательное событие. Западной Римской империей управлял император Константин, а Восточной — Лициний. После поражения Максенция Константин захватил власть в Риме и издал указ, разрешающий свободное исповедание христианства и назначение христиан на государственные должности. Лициний не согласился с политикой своего соправителя и начал устранять нехристиан из своего окружения и армии.
Все сорок подчиненных Агриколы исповедовали веру в Христа. Он не хотел терять своих храбрых солдат. Они пришли из Каппадокии, храбро сражались и одержали много побед, прославив и своего предводителя. Однако они отказались приносить жертвы языческим божествам. Поэтому Агриколаю пришлось их арестовать.
Командир придумал хитрость, чтобы обратить их в язычество. Агриколай приказал привести пленных. Когда воины предстали перед ним, язычник стал восхвалять их подвиги и прославлять их будущее в высших чинах, которое, несомненно, ожидало их по милости императора. Все, что от них требовалось, — это жертвоприношение.
Однако ему не удалось пробудить в христианах тщеславие. В ярости Агрикола приказал заковать солдат в цепи. Один из них по имени Хирион заметил, что император не отдавал такого приказа. Командир был смущен замечанием о произволе, и солдаты отправились в тюрьму без кандалов.
Огонь и вода
Чиновник по имени Лисий пришел судить упрямых христиан. Он призвал их к воинской чести и верности императору. Каппадокийцы ответили, что они готовы отречься от своих званий и отдать свои жизни ради Христа. Лисий объявил наказание — побивание камнями.
Стражники, верные императору, бросали в отступников ракеты, но те стояли невредимыми. Камни пропустили каппадокийцев. Лисий сам бросил в них камень, подозревая диверсию, но он попал в лицо язычника Агриколы.
Оставив судей в недоумении, сорок воинов вернулись в тюрьму. Они молились всю ночь, а утром услышали голос. Невидимый страж призывал их выдержать испытание до конца, ибо верующие оживут и получат венец бессмертия.
Утром христиан повели к реке. Наступили морозы, и вода покрылась льдом. Солдат раздели догола и вывели на ледяное поле. Лисий обещал прощение тем, кто готов был покинуть лед, и даже приказал построить и нагреть на берегу баню.
Мученики стояли до самой ночи. Однако после полуночи один из воинов по имени Мелетий не выдержал холода. Он побежал в ванну, но на пороге рухнул и умер. Остальных каппадокийцев ждало чудо — лед растаял, вода согрелась, а воины согрелись.
Сороковой мученик
Свидетелем ликования каппадокийцев был часовой на берегу по имени Аглая. Он увидел, как лед растаял, и над рекой появился ореол света — короны, пылающие над головами христиан. Однако одной короны не хватало. Аглая поняла, что сороковая корона принадлежит ему.
С криком радости сторож сбросил с себя одежду, разбудил других стражников и побежал к своим вновь обретенным братьям. Стоя в воде, Аглаий молился Господу и просил присоединиться к мученикам, так как он тоже был готов пострадать за Него. Лисий увидел торжество веры вместо замерзших тел, когда утром пришел к реке.
Казнь
Мучеников выводили из воды и подвергали наказанию — им обдирали ноги до колен. Мать одного из солдат наблюдала за казнью. Мелитон был самым младшим, и женщина пришла, чтобы успокоить его дух.
Изуродованные тела укладывали в колесницу и везли к костру, разложенному неподалеку. Мелитон выжил и был оставлен умирать на холодной земле. Его мать несла сына рядом с колесницей, а когда душа его покинула тело, она положила его тело вместе с остальными мучениками. Обугленные останки были брошены в реку, чтобы другие верующие не смогли их уничтожить.
На четвертую ночь после смерти мучеников епископ Петр Севастийский увидел сон. Ему явились сорок каппадокийских воинов и попросили найти их кости в реке и похоронить. Епископ послушался их просьбы. Они искали и собирали кости ночью, чтобы не привлекать внимание язычников. Однако работа оказалась легкой — кости блестели под водой. Сорок мучеников Себастии были похоронены по христианскому обычаю.
Иконография
В колокольне церкви Гроба Господня находится церковь Сорока мучеников Севастийских, с иконой, изображающей сюжет легенды о воинах. Некоторые из мучеников стоят в воде, а другие мучаются на берегу.
На переднем плане виден Мелетий, направляющийся в баню, перед дверью стоит охранник. Слева на фоне зелени раскинулся белый город; чуть выше — группа воинов в доспехах, со щитами и копьями. Однако они стоят спиной к тому, что происходит в воде и на берегу.
В музее Боде в Берлине хранится византийский рельеф 10 века. Лица и позы сорока мучеников сделаны не по шаблону, поэтому это не обезличивает их, а передает характер каждого из них.
Существует два типа изображений севастийских святых:
- Участок на реке;
- Отдельные изображения на медальонах.
На личных иконах чаще всего изображают святого Кириона Севастийского как старшего из сорока воинов — в красном или синем плаще, с крестом в правой руке.
Значение сорока святых в православии
Мученики Севастийские служат примером смирения и стремления к чистоте души, к истине. За свое терпение и мужество они были одарены снисхождением Божественного Света, который освещал и согревал их души и окружающую их природу.
Подвиг сорока воинов-христиан — один из примеров их духовного роста и любви к Господу. Мученики отказались от мирских почестей в пользу благодати на небесах. Они преодолели пороки и низменные страсти, характерные для язычества.
В легенде поступок Мелетия показателен. Он поддался искушению, но не получил обещанного тепла. Из-за слабости духа он спас свою жизнь, но все равно умер в одном шаге от благодати. Его выносливые спутники были готовы пожертвовать своей жизнью, но получили спасение.
Сорок мучеников показали победу духовного над телесным. Сильный дух спасает тело, но слабая душа также разрушает тело и теряет связь с Господом.
Другой важный пример отражает постулат о том, что каждый получает по вере своей. Тридцать девять солдат укрепляли свою веру в молитве в тюрьме и, стоя босиком на льду, обретали благодать в духовном труде. Их примера было достаточно, чтобы Аглая исполнилась такой же верой и обрела благодать, как и любой из них. Путь первопроходцев труден, но тот, кто идет по нему, получает возможность служить Господу и страдать за Него как Истина и Свет.
О чем просят мучеников
Главная проблема, которую помогает решить молитва Сорока Севастийским мученикам, — это сомнения в вере. Каждый, кто читает или вспоминает подвиги воинов, подобен Аглае, наблюдающей с берега — тридцать девять священных венцов освещают ему темноту. Ему остается отказаться от своих пороков и принять сорок.
Он обращается к святым мученикам за помощью в следующих ситуациях:
- в испытании стойкости духа;
- в защиту справедливых принципов;
- в необходимости смирения в трудный период.
Мученики Себастии — это символ того, что все испытания и беды заканчиваются, а удачливых духом ждет благодать. Сорок мучеников приходят на помощь тем, кто буквально замерзает насмерть. Свидетелем чуда был митрополит Русской православной церкви Иосиф (Чернов).
В молодости священнослужитель мало внимания уделял подвигу Себастьяна, склоняясь к их мифическому характеру. Но когда он оказался в тюрьме гестапо, в камере без окон, в холоде и в одной лишь волосяной рубашке, отец Иосиф понял отчаяние и серьезность их положения.
В раскаянии он обратился к святым воинам и вскоре почувствовал тепло. Затем дверь камеры открылась, и его друзья передали ему теплую одежду, еду и Святые Дары.
Почитание
День памяти Сорока Севастийских мучеников в православной церкви приходится на 9/22 марта. В честь святых воинов ослабляются ограничения Великого поста. Это один из самых почитаемых праздников, поэтому причастие совершается со Святыми Дарами, освященными на предыдущей литургии, во время вечерней службы в церкви.
Памятная дата была установлена болгарским правителем Иваном II Асеном в 1230 году. Он находился в состоянии войны с фессалийским императором Феодором Комнином Дукой. Иван помолился Сорока мученикам Севастийским и 9 марта одержал победу. Чтобы прославить святых воинов-искупителей, болгары построили в их честь церковь. Церковь и сегодня находится в городе Велико Тырново, бывшей столице Болгарии.
День памяти Сорока Севастийских мучеников признан праздником для всех православных. Эта дата также совпадает с популярным славянским праздником сороки, связанным с приходом весны и возвращением жаворонков и куликов. В честь праздника пекут выпечку в форме птиц. Печеные жаворонки символизируют души мучеников, летящих к Богу.
О существовании и почитании праздника Сорока Севастийских мучеников известно из проповедей святых и духовников Григория Нисского и Василия Великого. Мученики были почитаемыми святыми в своей собственной семье. Родители святых похоронены рядом с местом упокоения мощей Каппадокийских святых.
В день праздника воинов Себастьяна христиане молились перед Албазинской иконой Божьей Матери в благодарность за все дары, которые посылает Господь, и за женщин, мечтающих о материнстве.
Православные тексты
Гимны, посвященные сорока мученикам Севастийским, были найдены в рукописях святого Ефрема Сирина. Традиционные тексты используются для прославления кахала святыми воинами.
Кондак
Все сонмы мира оставив, в небесах прилепились к суверенному Богу, четыре обреченных мученика Господних; пройдя через огонь и воду, блаженные, вы достойно собираете славу с небес и венцы многие.
Стихира
Ты пророчески взывал к Давиду в Псалтири: «Ты прошел через огонь и воду и привел нас к покою». Вы, мученики Христовы, одними делами исполняя слово, проходите через огонь и воду и входите в Царство Небесное. Молитесь же, о четыре мученика, даруйте нам эту великую милость.
Тропарь
Все вы, носители Страстей, четыре воина Христовых, стойкие воины: через огонь и воду вы прошли и стали согражданами ангелов. И вместе с ними молитесь Христу за тех, кто прославляет вас в вере: за того, кто дал вам силу, за того, кто увенчал вас, за того, кто дает вам здоровье.
Акафист
Кондак 1
О избранные четыре мученика Христовы, в городе Себастьяне, пройдя через огонь и воду и войдя в вечный покой, мы поем хвалебные гимны Тебе, нашему заступнику. Ты, как имеющий великое дерзновение пред Господом, избавь нас от всех бед, призывающих Тебя с любовью:
Радуйтесь, святые мученики Севастийские, чудотворцы четырехсот.
Икос 1
Ангелы Божии, хранители рода человеческого, видя перед палачами твое дерзновенное исповедание Христа, за подвиг в страданиях укрепляют тебя невидимо. И мы, направляя вас в этом подвиге, радостно восклицаем:
Радуйся, своим смелым исповеданием Христа ты ободрил ангелов; радуйся, своим дивным терпением ты поразил мучителей.
Радуйся, что своими страданиями ты посрамил дьявола; радуйся, что непобедимой силой Христа ты вооружился против невидимого врага и победил все его хитрости и козни против тебя.
Радуйтесь, бесчисленные мученики, украшение бесчисленных мучеников; радуйтесь, мощные помощники воинствующей на земле Церкви.
Радуйтесь, мученики Севастийские, преславные чудотворцы.
Кондак 2
Когда свирепый угнетатель увидел веру мучеников, он заключил их в темницу; но благосклонный Господь посетил Своих слуг, похвалив их за начало подвигов и увещевая их постоянно упорствовать. Ибо только тот, кто претерпит до конца, будет увенчан в Царстве Небесном и сможет петь вместе с ангелами: Аллилуйя.
Икос 2
Получив божественное озарение от явившегося вам Христа, вы подтвердили свой подвиг страданий, святые мученики, и причисляете к своей славе поношение Агриколы палача. По этой причине мы воздаем Тебе хвалу:
Радуйся, обретший правый ум Божий и всецело подчинивший свою волю воле Божией. Радуйтесь, вы, которые ради Христа сочли ничтожными все прелести мира и славу воинства.
Радуйтесь, не слушавшие ласк мучителя и не боявшиеся его суровых укоров; радуйтесь, за Христа заключенные в темницу.
Радуйтесь, посетившие в узах Спасителя мира, утешенные благой вестью от Него и укрепленные в хождении; радуйтесь, потому что верою вы утешили и избавили от скорбей поклоняющихся вам.
Радуйтесь, мученики Севастийские, преславные чудотворцы.
Кондак 3
Сила Всевышнего сделала вас, святые мученики, сильными в речи перед нечестивцами; поэтому, презрев вашу смелость, гордый палач снова бросает вас в темницу, откуда вы с радостью выходите, воспевая Богу: аллилуйя.
Икос 3
Получив, о вы, мученики, в темнице от сочувствующего вам Кириона наставление в добром, вы укрепились в вере Христовой и, будучи проведены через семь дней к суду, бесстрашно предстали перед князем Лисиасом и правителем-Агрицием, доказывая их мудрость в их нечестии. Мы воздаем вам хвалу за ваше мужество:
Радуйтесь, облекшиеся в броню веры Христовой и щит благодати Его; радуйтесь, возлюбившие Христа Единородного превыше всего и презревшие беззаконных притеснителей ради заповеди Его.
Радуйтесь, провозгласившие силу Христа перед нечестивыми и показавшие всемогущество Божье; радуйтесь, ибо ни один камень не был тронут вами.
Радуйся, ибо силой Божией эти вещи возвращаются тем, кто бросает; радуйся, ибо теперь своими молитвами к Богу ты отражаешь от нас дротики врага.
Радуйтесь, святые мученики Севастийские, чудотворцы четырехсот.
Кондак 4
В буре злобы против Христа гордый Лис позволил палачам ввергнуть себя в темницу, где Христос явился вновь, утешая и ободряя их, обещая им вечные венцы в Царстве Небесном. Услышав это, они с радостью воспели Богу: «Аллилуйя».
Икос 4
Когда палачи услышали в мучениках непоколебимое исповедание Христа, они отдали мне свое всенощное стояние в холодном озере; но они имели огонь Божественной любви в своих сердцах и не боялись горькой тьмы, но всецело прославили Бога и ушли на страдания. И мы, восхищенные их терпением, восклицаем:
Радуйтесь, добродетельные последователи Христа!
Радуйся, кто терпением горьких страданий вошел в вечный покой; радуйся, кто через боль страданий достиг неизреченной благости.
Радуйтесь, камни мужества и силы; радуйтесь, укрепляющие и излучающие Церковь Христову собой.
Радуйтесь, святые четыреста мучеников Севастийских, преславные чудотворцы!
Кондак 5
Это благочестивые звезды Христа; они появились, святые, сияющие ночью в прохладе озера Себастия; они не были испорчены теплой ванной искушения, но вместе с ангелами пели Богу: Аллилуйя.
Икос 5
Когда святые видели, как кто-то отпал от них, испугался темноты ночи и спрятался в теплой ванне, а теперь умирает, они искренне просили Господа укрепить его в деле страдания и прославить Его имя. И мы призываем вас сделать это:
Радуйтесь, славные поборники победы, победившие все козни врага; радуйтесь, простоявшие всю ночь в озере.
Радуйся, ибо там вы единодушно взывали к Господу; радуйся, ибо в терпении вашем Господь послал вам скорую помощь.
Радуйтесь, ибо свет Божий осиял вас; радуйтесь, ибо вы получили светлые венцы с неба.
Радуйтесь, мученики Севастийские, преславные чудотворцы.
Кондак 6
Возвещатели этого чуда, стражники, находившиеся в купальне, рассказывали, как ночью свет Неба озарил мучеников в озере, растопив лед и превратив холод в тепло; услышав это, мучители все больше и больше снедались злобой, не давая им петь Богу «Аллилуйя».
Икос 6
Когда небесный свет озарил его в Пиве, благодать Божья воссияла в сердце одного из стражей, ибо он снял с себя одежды и был брошен в озеро к святым мученикам, завершив место отпавшего; так князь тьмы был посрамлен, радуясь потере лиц страдальцев, к которым мы теперь так взываем:
Радуйтесь, мученики Христовы, вашими молитвами и терпением обратившие радость дьявола в печаль; радуйтесь, избавившие верных от его злобы и коварства.
Радуйся, в прохладе воды, просвещенный благодатью Святого Духа; радуйся, стоящий в озере сокрушивший хитрую голову змия.
Радуйся, полный четверик, пробужденный ко Христу; радуйся, через веру и страдания за Христа наследовавший благословение рая.
Радуйтесь, мученики Севастийские, преславные чудотворцы.
Кондак 7
Хотя они пострадали чудесным образом и сохранили веру во Христа без порока, они не смирились с воинской славой и ласками своих мучителей и переносили все горькие мучения как люди без плоти, воспевая Богу: Аллилуиа.
Икос 7
И как их голени были раздавлены милосердными руками, так и святые получили свои новые и последние страдания и сделались достойными нетленных венцов Божьих. И поэтому мы провозглашаем это в их славе:
Радуйтесь, прекрасные пастыри сада Иисусова, не с топорами, но с мечом; радуйтесь, сосуды благодати Божией за имя Христа сокрушенное.
Радуйся, славно прошедший через жизнь страданий; радуйся, принятый в общение от лица ангелов.
Радуйтесь, последователи пророков и апостолов; радуйтесь, великая слава христианского рода.
Радуйтесь, мученики Севастийские, преславные чудотворцы.
Кондак 8
Удивительную стойкость проявила чудесная мать святого Мелитона, увидев, что Бог видит, как тела мучеников уводят на сожжение, и увидев, что ее собственный сын еще жив, она взяла его на руки, и он предал свой дух Богу, воспевая: Аллилуйя.
Икос 8
Палачи проявили всю свою жестокость, приказав сжечь их священные тела огнем, а пепел бросить в реку, чтобы память о них была отрезана от земли; но они были опозорены:
Радуйтесь, по словам псалмопевца, прошедшие через огонь и воду.
Радуйтесь, низложившие врагов Христовых; радуйтесь, стоящие пред Господом за христиан.
Радуйтесь, верные, утвердившие верных в вере; радуйтесь, неустанные в молитве за род христианский.
Радуйтесь, мученики Севастийские, преславные чудотворцы.
Кондак 9
Все христиане сильно дивились, ибо кости святых мучеников чудесным образом сияли, как звезды в реке ночью, и, собранные справедливо, по повелению святых, подавали обильные исцеления верным, так что мы поем Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Древний пророк, просвещенный Духом Божьим, писал в псалтыре о смерти верных: «Пройдя через огонь и воду, Ты призвал нас к покою. И вы, святые мученики, исполнили его на деле. По этой причине примите от нас эту похвалу:
Радуйтесь, сохранившие веру Христову до конца; радуйтесь, очищенные страданиями, как золото в горниле.
Радуйтесь, великие заступники у Бога, избавляющие нас от бед; радуйтесь, помогающие нам в скорбях.
Радуйся, наставляющий нас во спасение душ наших.
Радуйтесь, мученики Севастийские, преславные чудотворцы.
Кондак 10
Спасение наше, святые мученики, поэтому мы настоятельно взываем к вам: вашим заступничеством помогите нам, Господи, провести остаток жизни в покаянии и всегда с благодарностью взывать к Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стеной ваших молитв защитите нас, святые мученики, от всех зол и козней вражеских, и вашей защитой мы ныне радуемся в этих словах:
Радуйся, Кирион, Кандид и Домн, учителие Божественных Писаний; радуйся, Агния и Аэтий славный, духом вознесшийся на небо.
Радуйтесь, Афанасий, Аглая, Вивиан и Горгоний, возлюбившие Христа Бога; радуйтесь, Есхид, Гайя, Евномий, Евтихий, Домициан и Иоанн, отдавшие жизнь свою за Христа.
Радуйтесь, Исихий, Ираклий, Кирилл, Клавдий, Лисимах и Леонтий, получившие небесные благословения; радуйтесь, Илий и Илиада, позавидовавшие пророку Илию.
Радуйтесь, святые мученики Севастийские, чудотворцы четырехсот.
Кондак 11
Мы поем хвалебную песнь вам, святые мученики, потому что вы не пожалели своих тел ради любви Христовой. В этом деле ваша память подобна сияющему факелу в Церкви, освещающему верных в духе, поющих Богу: аллилуиа.
Икос 11
Мы видим вас сияющими небесным светом, славнейшие мученики Христовы; ибо перед Престолом Пресвятой Троицы вы стоите и с дерзновением возносите молитвы о мире; поэтому мы громко восклицаем в вашу честь:
Радуйтесь, мученики Христовы, Николай, Приск, Смарагда, Сацердона, Севериан и Сисиниан, победители зла; радуйтесь, Филоктимон и Феофил, явители любви Божией.
Радуйтесь, Гудион, Ксанф и Флавий, мудрые воины Христовы; радуйтесь, Мелитон, Феодор и Валентиниан, рабы Божии.
Радуйтесь, святые мученики Валерий, Александр и Акакий; радуйтесь, своей весенней памятью возвещающие нам весну Христову.
Радуйтесь, мученики Севастийские, преславные чудотворцы.
Кондак 12
Монастырь Ксиропотам обильно исполнен благодати, сохраняя честные останки ваши, славнейшие мученики и чудотворцы; исполните и нас, празднующих светлую память вашу, молитвами вашими исполните нас благодати Божией, да поем Аллилуиа Подателю чудес.
Икос 12
Воспевая ваши искренние страдания, святые мученики, мы превозносим Господа, укрепившего вас и увенчавшего нетленными венцами, и как горячие заступники и ходатаи за христианскую семью мы так превозносим вас:
Радуйтесь, звезды небесные, восставшие от Севастии; радуйтесь, подобно духовной луне, от земли взошедшие на небо.
Радуйся, ибо Ты — солнце мысли, освещающее наши скорби; радуйся, ибо Ты утешаешь нас в тяготах поста и молитвы.
Радуйтесь, четыреста крепких столпов Церкви Христовой; радуйтесь, вы — хранители и защитники всех верных.
Радуйтесь, мученики Севастийские, преславные чудотворцы.
Кондак 13
Святые мученики Севастийские, славные поборники нечестия, своим заступничеством ходатайствуйте перед Господом о нашей победе над разрушающими душу страстями и мирской гордыней, чтобы после обращения мы обрели Царство Небесное, воспевая Богу: Аллилуиа.
(Кондак читается трижды; затем следует I икос «Ангелы Божии…». и I Кондак «Избранные люди страстей…»).
Молитва
О святые, славные Страстотерпцы, сорок из вас, мужественно пострадавших в городе Севасте за Христа, через огонь и воду вы прошли, и как друзья Христовы, в покой Царства Небесного войдя, вы имеете великое дерзновение перед Пресвятой Троицей ходатайствовать за род христианский, и особенно за тех, кто чтит вашу святую память и взывает к вам с верой и любовью. Проси у Всевышнего Бога прощения наших грехов и воздаяния за нашу жизнь, чтобы, живя в покаянии и неугасающей любви друг к другу, мы могли мужественно предстать перед Страшным судом во Христе и, благодаря твоему ходатайству, оказаться по правую руку от Праведного Судьи. Через нее, Богородица, будь нашей защитницей от всех врагов видимых и невидимых, чтобы под защитой твоих святых молитв мы были спасены от всех недугов, зол и бедствий даже до последнего дня нашей жизни, и чтобы мы прославляли великое и пречестное Имя всемогущей Святой Троицы, Отца, Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Канон
Пе́снь 1
Гимн: Придите, народы, пойте гимны Господу Богу, Который разделил море и создал людей, от работы Египетской, и победил славно.
На Вечере Господней мученики Христовы поют богодухновенные гимны, празднуя четыре десятилетия светлой памяти мучеников Господних и прославляясь.
Четыредесятник празднуется в светлой и славной памяти, ибо он теперь живет в загробном мире.
Но те, кто во Христе, отвергнув плоть и мир, облекутся в одежду нетления и облекутся в одежду бессмертия.
Божество: Кто может сделать Твое достоинство более известным, чем слово зачатия? Боже, Ты родил плоть, Пречистая, явись нам, Спаситель всех нас!
Пе́снь 3
Господи, укрепи нас в Тебе; Ты избавил нас от греха, который в Тебе, и вложил страх Твой в сердца наши, чтобы мы пели Тебе.
Несмотря на их щедрость и жизнь, плотскую красоту и богатство, эти четыре десятка были благословлены и унаследовали Христа вместо всех.
Четыре десятка были безжалостно уничтожены по приказу угнетателей, и ослепление Духа Божьего вернулось к тем, кто повелевал.
Господь говорил против того, кто богохульствовал устами змея, но его благочестивые уста были раздавлены камнями мучеников.
Дева Мария: Ты зачала Бога без семени во чреве своем и родила неизреченное воплощение Божие; не смея взирать на Него, о Пречистая, в силе небесной, о служанка Божия.
Седа́лен, гла́с 8
Когда вы согрешили как мученики за Христа и предали смерти врага, вы исполнили дела пророка словами Господа: через огонь и воду вы прошли и обрели покой, к вечной жизни. Так же, украсив небесными гирляндами ликующие лики бесплотных блаженных мучеников, молитесь, чтобы Христос Бог оставил грехи тех, кто с любовью почитает вашу святую память.
Слава, а теперь молитва Господня: Осажденный многими врагами, видимыми и невидимыми, осаждаемый бурей моих бесчисленных грехов, я пришел под теплое попечение и кров Твоей благости, о Пресвятая Матерь, и в обитель Твоей благости. Поэтому, пресвятая Богородица, молись безпрестанно Воплощенному за всех рабов Твоих, которые не перестают молиться, о Матерь Божия, молись, чтобы Он всегда избавлял нас от грехов наших к тем, кто поет о Твоей великой славе.
Пе́снь 4
Гимн: Господи, я услышал голос Твоего видения и прославил Тебя, Боже, единственный, кто любит человечество.
Господь сделал это самым важным делом в мире, а Господь сделал это самым важным делом в мире.
Мечи, звери, огонь и крест святых гонителей Христа были пожраны.
«Страшен для нас огонь язычников, — говорили страдальцы, — но мы не убоимся того огненного дня, ибо мы — клеши».
Пусть будут отняты руки их и сожжены ноги их, — взывали святые, — ибо мы снова получим нетленное».
Богородица: Умоляем Тебя, Пресвятая Богородица, постоянно молиться за рабов Твоих.
Пе́снь 5
Господи, во свете Твоих повелений наставь нас, ибо Бог есть Бог наш, если только мы не знаем Его иначе.
По жестокости гонителей страдальцы были обречены на обновление жизни в воздухе, и они пели Богу благодарственные песнопения.
Четыреста шестьдесят мучеников Христовых радуются, выдержав лед озера, устояв в нем и укрепившись надеждой на Божий венец.
Четыре десятка мучеников Христовых призваны смеяться; змей, ранее гнездившийся в водах, поражен и лишился силы.
Радуйся, Мати Божия: Тебе, родившей Христа, Господа Творца всех, взываем: Радуйся, Первозданная; Радуйся, Свет нам возсиявшая; Радуйся, Мати Божия, Непостижимая.
Пе́снь 6
Гимн: Посреди моих злодеяний я взываю к невидимому милосердию Твоего могущественного Бога, чтобы Он воскресил меня от тления земного.
Господь Бог воскресил меня из мертвых: «Вот, Я славно возвышаю человека нечестивого, как Иуда, роковой Иуда, отпал от двенадцати».
Сын Господень, блуждавший напрасно, был осужден в прошлом как разбойник и Матфий, так и в наши дни Он осужден с титулом лучника.
Несчастные и плачущие достойны осуждения, и жизнь тех и других в заблуждении; они пожраны огнем и брошены в огонь неугасимый.
Божество: Неизреченно, Дева, Ты породила и вечно Девственницу, явив истинное Божество, Сына Твоего и Бога, по образу Господа Твоего.
Конда́к, гла́с 6
Четыре десятка Страстотерпцев, прошедших через огонь и воду, получили славу с небес и удостоились получить множество венцов.
И́кос:
Сидящему на престоле не преклоняясь, распростершему небеса, как кожу, утвердившему землю и собравшему воды во впадины их, создавшему все сущее и дающему всему дыхание и жизнь, Которому поют архангелы, Которого обожают ангелы и Которого прославляет все сущее, Христу Всемогущему, Творцу и Богу нашему, благоговею перед Тобой, недостойный, вознося молитву мою, прошу слова милости: Пусть я благочестиво воспеваю эти святые вещи, ибо Он Сам явил Себя победителям, даровав им славу с небес и множество венцов.
Пе́снь 7
Гимн: К золотому образу, который находится на поле Господа Иисуса Христа, три фигуры ваших отцов не ослушались нечестивого повеления, но посреди огня их били, поливали и пели: «Благословен Ты, Боже отцов наших!»
И когда он увидел венцы, он был стражем четверика, и, отвергнув все земное, он исполнился благоговения перед явленной славой Твоей и вместе с мучениками воспел: «Благословен Ты, Бог отцов наших».
Господь Иисус Христос, самый страшный из всех когда-либо виденных хищников, явился в купальне мучеников и сказал: «Благословен Ты, Боже отцов наших, в бане мертвых».
В огонь мысли, зажженный в умах четырех десятков человек, упала глупость безбожников, как воск, который тает. Но Тебе, о Христос, они поют: «Благословен Ты, Боже отцов наших».
Сила креста Твоего столь могущественна и сильна, о Христос, что он сплетает свои рептильные короны для четырех десятков мучеников. В свете огня и костра они кричат: «Благословен Ты, Боже отцов наших!
О Богородица: горящий куст видел Моисей на горе Синай, чистый и простой, в нестерпимом зареве невыразимого Бытия, соединенных в единстве плоти двух святых ипостасей.
Пе́снь 8
Гимн: В печи огненной к отрокам Израилевым сошедший, и огнь росы Божией, воспойте вы дела могущественные, яко Господь, и прославится во веки веков.
За эти четыре десятка, которые не переставали петь о Господе и радоваться о славе Его во веки веков.
Когда ваши тела были сокрушены в милосердии за Христа, ваши всесожжения были принесены Богу, и вы и ангелы непрестанно радовались, вы, мученики, воспевали Христа во веки веков.
С силой чувства, которое вы носили в своих костях, христолюбивая мать приносит плод благочестия, с мучениками мучеников — святость авраамической традиции.
К непрестанной жизни в праведности, сын мой, иди, как Матерь Христова кричит к своему младенцу Христу, ибо я не могу вынести, чтобы ты во второй раз оказался подвижником Христа.
Божественная литургия и Богородица: поем и поклоняемся Матери Божией, сущей во чреве Отцов, нераздельной и вечной, Сыну Божию, сидящему в телесном чреве Твоем.
Пе́снь 9
Гимн: О Слово Божие, невыразимо в Своей премудрости пришедшее обновить Адама и угасить его, мы торжественно возвеличиваем в песнопениях от святой Девы, невыразимо воплотившейся ради нас, благочестивых мужчин и женщин.
Ради Христа вы разделись догола и стали пламенем; вы выдержали зимнюю ауру в воздухе, лед в воде и его ломку, и огонь погас в вас, и в реке, сияя издалека, как светила, вы — мученики четверки.
О могущественных делах Божества и силе креста страдальцы из четверки взывали к Христу: «Всемогущий и победоносный Господь, в руки Твои мы венчаем Тебя, и в могуществе Твоем мы поем и славим Тебя непрестанно».
Лед горек, и тяжесть испытания, которое вы вынесли, совершенно непреодолима, но небеса сладки, ибо лоно патриарха Авраама согрело вас в селениях вечности, вы, мученики четверки.
Победив страданиями и получив венцы из божественной десницы Господа, даруйте в этот день дар молитвы о мире во всем мире и спасении для нас, о мученики четырех десятков.
Матерь Божья, ангелы Твоего множества молятся Твоему Сыну. Прими наши молитвы, дай нам единую надежду верующих и даруй спасение любящим Тебя.
Свети́лен
В десятинах четырехкратного победоносного воинства прославлено воинство святых мучеников, которые огнем, громом и водой уничтожали вражеские армии, а от Христа Спасителя получили венцы славы.
Плач: Да воспевают четырехкратные мученики четверицы, Пресвятой Троицы четырехкратные добродетели огня, воздуха, воды и земли, четырехкратные стихиры, божественными песнями, за Христа, Господа всех.
И ныне, в сей день: родив Господа Божества всего творения, Матерь Божия, и всех народов, как царствующая Пресвятая Дева, Господи, Матерь Божия, избавь меня от мук мира и приведи меня к сиянию моего достоинства и к прекрасной Пасхе воскресшего Сына Твоего.