Апокалипсис Иоанна Богослова

Апокалипсис Иоанна или Откровение Иоанна — последняя из книг Нового Завета и всей Библии. На койне-греческом языке апокалипсис означает откровение. Апокалипсис Иоанна — единственная апокалиптическая книга, включенная в канон Нового Завета. Отличительной чертой апокалиптической литературы является ее предсказательный характер и визионерский опыт.

Откровение Иоанна Богослова – читать и слушать онлайн.

Откровение Иоанна Богослова (Откровение Иоанна) состоит из 22 глав, которые вы можете прочитать или прослушать на нашем сайте.

123456
789101112
131415161718
19202122

Откровение Иоанна описывает события, которые будут предшествовать второму появлению Иисуса на земле, явлению мессии и жизни после второго пришествия. Именно описание событий, предшествующих второму пришествию, в частности, различных катаклизмов, привело к тому, что для описания конца света в наше время используется слово АПОКАЛИПСИЯ.

Авторство, время и место написания Апокалипсиса.

В тексте автор называет себя Иоанном. Существуют две версии авторства. Наиболее популярная (традиционная) приписывает авторство книги Откровения Иоанну Богослову. То, что автором является Иоанн Богослов, подтверждается следующими фактами:

  • Четыре раза в тексте автор называет себя Иоанном;
  • Из апостольской истории известно, что Иоанн Богослов был заключен в темницу на острове Патмос;
  • Сходство некоторых характерных формулировок с Евангелием от Иоанна.
  • Иерархические исследования подтверждают авторство Иоанна Богослова.

Однако многие современные ученые оспаривают традиционную версию, приводя следующие аргументы:

  • Разница между языком и стилем Апокалипсиса и языком и стилем Евангелия, написанного Иоанном Богословом;
  • Разница в темах Апокалипсиса и Евангелия от Иоанна.

Разница в языке объясняется тем, что хотя Иоанн свободно владел греческим языком, будучи по природе иудеем, он писал под влиянием иврита, находясь в заключении, вдали от живого, разговорного греческого языка.

Иоанн БогословИоанн Богослов

Следует сказать, что, опровергая традиционное авторство, эти ученые не предлагают никакой законной альтернативной точки зрения. Сложность заключается в том, что в апостольской среде было несколько Иоаннов, и пока невозможно определить, кто из них был автором Откровения. Поскольку сам автор упоминает в тексте, что получил видение на острове Патмос, автора Апокалипсиса иногда называют Иоанном Патмосским. Римский пресвитер Кайус считал, что автором Откровения был еретик Керинф.

Что касается даты написания Апокалипсиса Иоанна Богослова, то тот факт, что Папий из Иераполя был знаком с его текстом, указывает на то, что Апокалипсис был написан не позднее второго века. Большинство современных ученых считают, что время написания — 81-96 гг. В 11-й главе Книги Откровение говорится об определенном «измерении» храма. Этот факт приводит ученых к более ранней дате — 60 г. Большинство, однако, считают, что строки не фактические, а символические, и относят письмо к концу правления Домициана (81-96 гг.).   В пользу этой версии говорит тот факт, что Апокалипсис попал к автору на остров Патмос, то есть туда, куда Домициан ссылал тех, кто ему не нравился. Кроме того, конец правления Домициана характеризуется как тяжелое время гонений на христиан, что является наиболее вероятным контекстом, в котором был написан Апокалипсис. Сам святой Иоанн указывает цель написания Апокалипсиса — «показать — что должно скоро произойти». Автор показывает и предсказывает триумф Церкви и веры. Именно во время скорби и тяжелых испытаний такая работа была необходима как поддержка и утешение в борьбе за истину Христовой веры.

Когда и как Апокалипсис Иоанна вошел в канон Нового Завета?

Как мы уже говорили, первые упоминания об Апокалипсисе Иоанна Богослова относятся ко второму веку. Апокалипсис упоминается в трудах Тертуллиана, Иринея, Евсевия, Климента Александрийского и других. Однако текст Апокалипсиса долгое время оставался каноническим. Против канонизации Апокалипсиса Иоанна выступали Кирилл Иерусалимский и святой Григорий Богослов. Апокалипсис не был включен в канон Библии, утвержденный Лаодикийским собором в 364 году.  Только в конце четвертого века, благодаря авторитету мнения Афанасия Великого, который настаивал на канонизации Апокалипсиса Иоанна, Апокалипсис был включен в канон Нового Завета решением Собора в Гиппо в 383 году. Это решение было подтверждено и закреплено на Карфагенском соборе в 419 году.

Древние рукописи Апокалипсиса.

Рукопись Апокалипсиса ИоаннаТретий папирус Честера Битти

Самая древняя версия рукописи Апокалипсиса Иоанна датируется серединой третьего века. Это так называемый третий папирус Честера Битти или папирус P47. Третий папирус Честера Битти содержит 10 из 32 листов Апокалипсиса Иоанна.

Текст Апокалипсиса Иоанна также находится в Кодексе Синаита. Сегодня известно всего около 300 рукописей Апокалипсиса. Не все из них содержат полную версию Книги Откровения. Откровение — наименее засвидетельствованная рукописная книга Ветхого Завета.

Как Откровение Иоанна используется в богослужении?

Из-за того, что Откровение Иоанна было включено в канон сравнительно поздно, оно практически не использовалось в богослужениях Восточной церкви. Это одна из причин небольшого количества сохранившихся рукописей Апокалипсиса, упомянутых ранее в статье.

Иерусалимский устав (Типикон), устанавливающий порядок православного богослужения, предписывает чтение Апокалипсиса в «великих чтениях» на всенощных бдениях.  В католицизме Апокалипсис читается во время Пасхи на воскресной мессе. Песни из Апокалипсиса также включены в Литургию часов

Следует отметить, однако, что в реальной жизни Апокалипсис почти никогда не используется в богослужениях.

Откровение Иоанна Богослова –  толкование

В тексте Откровения Иоанн Богослов описывает откровение, полученное им в видениях. Видения описывают рождение антихриста, второе пришествие Христа, конец света и Страшный суд. Образы в тексте богаты и разнообразны. Образы Апокалипсиса стали очень популярны в мировой культуре. Число зверей, 666, упоминается в Апокалипсисе Иоанна Богослова. Многие образы заимствованы автором из пророчеств Ветхого Завета. Таким образом, автор подчеркивает преемственность между Ветхим и Новым Заветами.  Апокалипсис заканчивается пророчеством о победе Бога над дьяволом.

Откровение Иоанна породило множество точек зрения и попыток толкования и объяснения. Например, попытка объяснить Откровение с точки зрения астрономии есть в книге Н.А. Морозов, Откровение в громе и молнии. Попытки истолковать Откровение множатся в ужасные для человечества времена — времена потрясений, катастроф и войн.

Последовательность видений и их толкование.

Таинственность Откровения Иоанна Богослова, с одной стороны, затрудняет его понимание и толкование, а с другой — привлекает пытливые умы, пытающиеся расшифровать загадочные видения.

Видение 1 (глава 1). Сын Человеческий с семью звездами в руках, стоящий посреди семи светильников.

Интерпретация. Громкий трубный голос, который услышал Иоанн, принадлежал Сыну Божьему. По-гречески Он называет Себя Альфой и Омегой. Это название указывает на то, что Сын, как и Его Отец, содержит в Себе все существа. Он стоял посреди семи светильников, представляющих семь церквей. В Апокалипсисе Иоанна названы семь церквей, составлявших в то время Ефесскую митрополию. Особое мистическое значение имело число семь, которое в те времена означало полноту. Таким образом, можно сказать, что Откровение было дано всем церквям.

Сын Человеческий был одет в подол и подпоясан золотым поясом. Нижняя одежда символизирует достоинство священника, а золотой поясок — царское достоинство. Его белые волосы символизируют мудрость и старость, указывая на его единство с Богом-Отцом. Пламя огня в его глазах говорит о том, что ничто не скрыто от его взгляда. Его ноги с алебардами показывают единство в нем человеческого и божественного. Халколиван — это сплав, в котором хальк (предположительно медь) обозначает человеческий элемент, а ливан — божественный.

Сын Человеческий держал в Своих руках семь звезд. Семь звезд символизировали семь епископов семи церквей, составлявших в то время Ефесскую митрополию. Видение означает, что Иисус держит в Своих руках Церковь и пастухов. Христос предстает как Царь, Священник и Судья, каким Он будет в Свое Второе пришествие.

Явившийся Сын Человеческий повелевает Иоанну записать все, что явилось в видениях, как должно быть.

Иллюстрация к Апокалипсису Иоанна ЕвангелистаЯвление Сына Человеческого Иоанну

Видение 2 (главы 4 — 5). Вознесение Иоанна на небесный престол. Видение, в котором он сидит на троне в окружении 24 старцев и 4 животных.

Интерпретация. Когда Иоанн входит в небесные двери, он видит Бога Отца на Его троне. Его внешний вид — это драгоценные камни: зеленый (символизирующий жизнь), желтый и красный (символизирующие чистоту и святость, а также Божий гнев на грешников). Сочетание цветов указывает на то, что Бог наказывает грешников, но прощает и дает жизнь раскаявшимся. Сочетание этих цветов предвещает Страшный суд как разрушение и восстановление.

24 старца в белых одеждах и золотых коронах — это представители человечества, угодившие Богу. Вероятно, это 12 представителей ветхозаветной истории и 12 апостолов Христа. Белый халат символизирует чистоту и опрятность. Золотые короны символизируют победу над демонами.

Вокруг престола горят «семь свечей». Они представляют собой семь ангелов или семь даров Святого Духа. Море перед престолом — спокойное и чистое — символизирует души праведников, которые живут благодаря дарам Божьей благодати.

Четыре живых существа представляют четыре стихии, над которыми владычествует Бог: землю, небо, море и подземный мир. По другой версии, это ангельские силы.

24 старейшины, гравюра XVI века.24 старейшины, гравюра XVI века.

Видение 3 (главы 6 — 7). Снятие семи печатей с запечатанной книги Агнцем, который был заклан.

Толкование: Господь, сидящий на троне, держал в руках Книгу, запечатанную семью печатями. Книга символизирует мудрость и провидение Бога. Печати представляют неспособность человека постичь все Божьи планы. Согласно другому пониманию, Книга — это пророчества, частично исполнившиеся в Евангелии, а остальные исполнятся в последние дни.

Один из ангелов призывает кого-то открыть Книгу, сняв печати. Однако нет никого, достойного «ни на небе, ни на земле, ни под землей» снять печати.  Один из старцев сказал, что «Лев от колена Иудина, корень Давидов, … может раскрыть сию книгу и снять семь печатей». Эти стихи относятся к Иисусу, явившемуся в виде агнца с семью рогами и глазами. Только Он, принесший Себя в жертву за человечество, был достоин познать мудрость Божью. Семь глаз символизируют семь духов Бога, а также его всеведение. Агнец стоял рядом с Богом, где должен был стоять Сын Божий.

Когда Агнец взял в руки книгу, 24 старца в белых одеждах и четыре живых существа спели доселе неизвестную песнь, в которой они восхваляли наступление нового Царства Бога, в котором Он был возведен на престол как Богочеловек.

Давайте теперь поговорим о семи печатях и их значении.

  • Снятие первой печати. Первая печать — это белый конь с победоносным всадником, держащим лук. Белый конь символизирует деятельность святых апостолов, которые направили свою силу (лук) против демонов в виде евангельских проповедей.
  • Поднятие второй печати. Вторая печать — это красный конь со всадником, отнимающим мир от земли. Эта печать представляет собой восстание неверующих против верующих.
  • Третья печать снята. Третья печать — это вороной конь со всадником. Он представляет собой неверие и отвержение Христа. По другой версии, вороной конь символизирует голод.
  • Снятие четвертой печати. Четвертая печать — это бледный конь и всадник, называемый «смертью». Печать представляет собой проявление Божьего гнева, включая предвестие грядущих бедствий.

Всадники из Апокалипсиса ИоаннаВсадники, появившиеся после открытия печати

  • Снятие пятой печати. Пятая печать — убитые за Слово Божье облечены в белые одежды. Души праведных жертв возлагаются под алтарь Небесного храма. Звучит молитва праведников, возвещающая о воздаянии за грехи всех. Белые одежды, в которые облачены праведники, символизируют добродетель и чистоту веры.
  • Снятие шестой печати. Шестая печать — это день гнева, стихийных бедствий и ужасов перед концом света.
  • Снятие седьмой печати. После снятия седьмой печати на небе на полчаса воцарилась полная тишина.

Видение 4 (главы с 8 по 11). Семь ангелов с семью трубами.

Интерпретация. После снятия седьмой печати на небе воцарилась тишина — затишье перед бурей. Вскоре после этого появились семь ангелов с семью трубами. Эти ангелы — каратели рода человеческого. Ангелы трубили в трубы и обрушили на человечество семь великих бедствий.

  • Первый ангел представляет собой огненный град, падающий на землю, в результате чего исчезает треть деревьев и сгорает вся трава, включая весь хлеб.
  • Второй ангел — гора, пылающая огнем, брошенная в море, и в результате этого бедствия одна треть моря превратилась в кровь, одна треть кораблей и одна треть морских животных были уничтожены.
  • Третий ангел был звездой, упавшей с неба. Треть рек и источников были отравлены, и многие умрут, выпив эту воду.
  • Четвертый ангел — треть солнца, луны и звезд погасла (померкла). День сократился на треть, что привело к неурожаю и голоду.
  • Пятым ангелом было падение звезды с неба и появление саранчи. В течение пяти месяцев саранча терзала народ без печати Божьей. Эта саранча похожа на человека, с женскими волосами и львиными зубами. Согласно многим толкованиям откровения Иоанна, эта саранча представляет собой греховность человеческих страстей.
  • Шестой ангел — это появление четырех ангелов, связанных между собой рекой Евфрат. Ангелы истребляют третью часть людей. Затем появляется конное войско, у коней которого головы львов и хвосты змей. Четыре ангела — это уже сформировавшиеся демоны.
  • Седьмой ангел — скорее всего, сам Христос — спускается с небес на землю. Над его головой — радуга, а в руках — раскрытая книга, которая недавно была за семью печатями. Ангел одной ногой стоит на земле, а другой — на море. Ангел говорит о конце времени и воцарении вечности.

Иллюстрация к книге ОткровениеИ увидел я семь Ангелов, стоящих пред Богом; и даны были им семь труб.

Видение 5 (глава 12). Красный змей преследует женщину, одетую в солнце. Война между Михаилом и зверем на небе.

Интерпретация.  Под женщиной, облеченной в солнце, некоторые толкователи Апокалипсиса Иоанна Богослова понимают Пресвятую Деву Марию, но большинство видит в этом образе Церковь, облеченную в сияние Слова Божьего.

Луна под ногами женщины — символ постоянства. Корона из двенадцати звезд на ее голове — знак того, что она изначально была собрана из 12 колен Израиля, а впоследствии ее возглавили 12 апостолов. Женщина переживает муки рождения — то есть те трудности, которые возникают при установлении Божьей воли.

Появляется большой красный змей с семью головами и десятью рогами. Это сам дьявол. Семь голов означают великую свирепость, десять рогов — злобу к 10 заповедям, а красный цвет — кровожадность. Корона на каждой голове говорит о том, что мы имеем дело с правителем темного царства. Согласно некоторым толкованиям Откровения, семь венцов представляют семь правителей, восставших против Церкви. Хвост змея сметает с неба треть всех звезд — то есть ведет грешников к духовному падению.

Иллюстрация к книге ОткровениеКрасный змей преследует женщину, одетую в солнце.

Змей хочет украсть ребенка, который должен родиться у его жены. Женщина рождает сына, так же как Церковь каждый день рождает Христа для верующих. Ребенок отправляется на небо к Богу, а жена убегает в пустыню. В этом пророчестве многие видят описание бегства христиан из Иерусалима, осажденного римлянами, в пустыню у реки Иордан.

Затем следует описание битвы между Михаилом и его ангелами и змеем. Под образом этой битвы многие видят противостояние между христианством и язычеством.  Змей был побежден, но не уничтожен. Он остался на земле и преследовал женщину. Женщине были даны два крыла — ветхозаветное и новозаветное, — с которыми она понеслась в пустыню, вероятно, имея в виду пустыню духа. Змей выпускает из своего рта реку, намереваясь утопить женщину. Но земля разверзается и поглощает реку. Река здесь символизирует искушение, которому верующий должен противостоять. По другой версии, он представляет собой ужасные гонения на христианскую церковь, характерные для времени, в которое был написан Апокалипсис Иоанна Богослова.

В гневе змей обрушил свою ярость на семя женщины. Это символ бесконечной борьбы христианства с греховностью.

Видение 6 (глава 13). Из моря выходит зверь с семью головами и десятью рогами. Появление зверя с рогами овна. Число зверя.

Интерпретация. Зверь, выходящий из моря, — это антихрист, выходящий из моря жизни. Отсюда следует, что антихрист — потомок человеческого рода, он — человек. Поэтому мы не должны путать дьявола и антихриста, это разные понятия. Голов у антихриста, как и у дьявола, семь. Десять голов с коронами означают, что антихрист будет иметь власть на земле, которую он получит с помощью дьявола. Человечество попытается восстать против антихриста, но затем он воцарится над миром. Правление антихриста продлится 42 месяца.

Еще один зверь, описанный в Откровении, — это зверь с рогами агнца. Это символическое изображение деятельности лжепророка. Этот зверь появляется из земли. Зверь покажет человечеству ложные чудеса, используя обман.

Экранизация книги ОткровениеЗверь с семью головами и десятью рогами и зверь с рогами агнца.

У всякого, кто поклоняется антихристу, имя антихриста будет написано на лице его или на правой руке его. Имя антихриста и «число имени его» вызывают много споров и толкований. Его число — 666. Его имя неизвестно, но в разное время толкователи приписывали его имя различным историческим личностям, пытаясь связать это имя с числом зверя.

Видение 7 (глава 14). Явление Агнца на горе Сион. Появление ангелов.

Интерпретация. После видения о воцарении антихриста на земле Иоанн поднимает глаза к небу и видит агнца, стоящего на горе Синай в окружении 144 000 избранных Божьих из всех народов. Имя Божье написано на их лицах.  К ним присоединяется множество псалмопевцев, которые исполняют «новую песнь» об искуплении и восстановлении.

Затем Иоанн видит трех ангелов, скользящих по небу. Первый ангел возвестил о «вечном Евангелии», второй — о падении Вавилона (символизирующем царство греха), а третий угрожал вечными муками тем, кто служит антихристу.

Взглянув на небо, Иоанн увидел Сына Божьего с золотым венцом и серпом в руке. Ангелы объявляют о начале жатвы. Сын Божий бросает серп на землю, и начинается жатва — это также символизирует конец света. Ангел собирает виноградные гроздья. Под виноградными гроздьями они подразумевают самых опасных врагов Церкви. Из винограда текло вино, и реки вина доходили до уздечек лошадей.

Экранная версия фильма Урожай

Видение 8 (главы 15 — 19). Семь чаш гнева.

Толкование.После сбора урожая Иоанн в своем Апокалипсисе описывает видение стеклянного моря, смешанного с огнем. Стеклянное море представляет собой чистые души тех, кто был спасен после жатвы. Через огонь мы можем понять благодать животворящего Духа. Иоанн слышит «Песнь Моисея» и «Песнь Агнца».

Затем ворота небесного храма отворились, и семь ангелов в белых одеждах вышли и приняли от четырех зверей семь золотых чаш, наполненных гневом Божьим. Ангелы получают от Бога указание вылить семь чаш перед окончательным судом над живыми и мертвыми.

Семь чаш гнева напоминают о язвах Египта, которые были прообразом расправы над лжехристианским царством.

  • Первый ангел вылил чашу — и началась эпидемия отвратительных язв.
  • Второй ангел вылил чашу на море, и вода стала как кровь мертвого человека. В море умерло все живое.
  • Третий ангел вылил чашу на реки и источники вод — и все воды превратились в кровь.
  • Четвертый ангел вылил чашу на солнце — и солнце сожгло людей. Под этим солнечным зноем толкователи Откровения понимают жар искушения.
  • Пятый ангел вылил чашу на трон зверя, и его царство погрузилось во тьму. Последователи антихриста в страхе прикусили свои языки, но не покаялись.
  • Шестой ангел вылил чашу на Евфрат — и вода в реке высохла. Река Евфрат всегда была естественной защитой Римской империи от нападений народов с востока.  Пересыхание Евфрата символизирует появление пути для воинов Господа.
  • Через излияние последней чаши царство зверя будет побеждено раз и навсегда. Иоанн описывает падение Вавилона, великой блудницы.

Киноадаптация Ангелы выливают семь чаш гнева Господня.

Видение 9: Страшный суд (глава 20)

В этой главе Иоанн описывает видение, связанное с историей Церкви. Он говорит о всеобщем воскресении и страшном суде.

Видение 10 (главы 21-22). Новый Иерусалим.

Иоанну показано величие Нового Иерусалима, Царства Христа, которое воцарится после победы над дьяволом. В этом новом царстве не будет моря, потому что море — это символ непостоянства. В новом мире не будет ни голода, ни болезней, ни слез.

Только те, кто победил в битве с демонами, войдут в новое Царство, а остальные будут осуждены на вечные муки.

Церковь явилась Иоанну в виде великолепного города, спускающегося с небес: Иерусалим. В городе нет видимого храма, потому что сам город — это храм. Небесный город не нуждается в освящении, потому что в нем обитает Бог.

Апокалипсис Иоаннаи показал мне великий город, святой Иерусалим, сходящий от Бога с неба.

Апокалипсис святого Иоанна представляет собой логическое завершение цикла Нового Завета. Из исторических книг Нового Завета верующие могут узнать о происхождении и развитии Церкви. Книги Закона предлагают руководство по жизни во Христе. Откровение пророчествует о будущем Церкви и всего мира.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector