История Курского Знаменского монастыря тесно связана с чудотворным образом Курской Божией Матери «Знаменская» и монастырем в Коренной пустыни, возведенным на месте его обретения.
Царские летописи и легенды упоминают о нем следующим образом: «Чудотворный образ Пречистой Богородицы Курской находился в скиту за много лет до возрождения Курска, и всевозможные люди приходили из многих городов, чтобы помолиться этому чудотворному образу». В 1597 году царь Федор Иоаннович, узнав о чудесах, изливающихся от иконы, повелел привезти чудотворный образ в Москву, где икона была украшена, а затем с благоговением возвращена в Коренной скит. В том же 1597 году царь Федор издал указ о создании на этом месте монастыря. Учитывая неспокойное время и постоянные нападения врагов на Курск, царь Федор Иоаннович приказал перенести чудотворный образ в Курск в пристрой Воскресенской церкви «для всяких военных», пока строился скит.
В 1598 году монастырь был построен, но в том же году крымцы прибыли в Курск и «разорили скит до основания, сжегши все дотла…». Чудотворный образ все это время оставался в Курске. Наступали тяжелые времена. В 1605 году, «когда начались междоусобные споры», икона «Знамение» была вывезена из Курска в Москву Лжедмитрием.
Далее, согласно царскому письму, «в 1612 году в Курск пришли литовцы, и в то время из этого скита с казной и церковными строениями пришли в Курск некоторые старцы». Местные картины, иконостас и церковные сосуды, принесенные старцами из скита, были помещены в часовню, возведенную трудолюбивыми горожанами.
В 1612 году поляки осадили Курскую крепость. Семь тысяч солдат польского гетмана Жолкевского осаждали его более четырех недель. Враг сжег поселение со стороны реки Кур, захватил часть крепостной стены, вынудив защитников крепости отступить в небольшой опорный пункт. Во время осады артиллерист Иван Москвитин видел, как с Пятницкой башни по городскому визави шел Служитель Света в сопровождении двух юношей в бледных одеждах. Ободренные заступничеством Божьей Матери, защитники прошли крестным ходом вокруг Коренной иконы на крепостных стенах. Хотя враги долго держали осаду Курска, но взять город не смогли. В час победы над врагом жители Курска дали слово построить в крепости монастырь в честь Божией Матери и ее чудотворной иконы «Знамение». Они с честью сдержали свое слово.
В 1613 году, получив благословение от царя Михаила Федоровича, они начали строить деревянный монастырь на месте часовни, возведенной ими 15 июля, который был завершен строительством церкви в честь Рождества Богородицы в 1615 году. Письмо царя от 1618 года гласило: «По милости Божией и помощи Пречистой Богородицы из народа литовского они выполнили осаду и, согласно своему обещанию, на этом месте (где была часовня и где, по свидетельству, на стене крепости явились Пресвятая Дева Мария и святые мужи) построили церковь и монастырь, который они построили для всего города».
Первыми монахами украшенного монастыря стали братья из скита в Корзене во главе с игуменом Иосифом. И теперь Курский монастырь, как преемник разоренного, унаследовал все имущество, которое в 1600 году получил монастырь Рождества Богородицы в Коренной пустыни.
В 1615 году, когда было завершено строительство монастыря и возведена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, произошло радостное и долгожданное для всех горожан событие — возвращение чудотворного образа Божией Матери из Москвы в Курск.
Еще одним важным событием стало то, что по воле Божией совсем небольшой курский монастырь, который во всех царских грамотах первой половины XVII века именовался «монастырем Чудотворного образа Пресвятой Богородицы Курской», начал расти благодаря добровольным вкладам строителей окрестных монастырей города. В 1616 году старец Иона, настоятель Свято-Троицкого монастыря, одного из первых в Курске, основанного за рекой Кур, был отдан вместе со всем крестьянским добром в монастырь Пресвятой Богородицы в Курске как вечный памятник его душе.
В 1618 году по просьбе братии Пресвятой Богородицы из Курского монастыря и горожан чудотворный образ по указу царя Михаила был перенесен из Воскресенского собора в монастырь. В тот год, по традиции, первый крестный ход отправился в Коренную пустынь, где был построен и освящен православный храм Рождества Богородицы.
В 1619 году крестные отцы были отданы в Корнилие-Брагинский монастырь, который стоял на месте, где сейчас находится Ильинская православная церковь в Курске. И монастырь стал называться «Великий монастырь Пресвятой Богородицы Курской».
В 1621 году, при игумене Аркадии, монашеская община насчитывала 33 человека и состояла из 14 монашеских келий.
В 1624 году строитель Варлаз и братия монастыря испросили благословение Святейшего Патриарха Московского Филарета на перенесение чудотворной иконы Божией Матери из Курска в Коренной Эрмитаж и восстановление монастыря. Но в условиях постоянно надвигающейся опасности со стороны внешних врагов верховная власть не давала согласия. Напротив, был патриарший приказ рубить лес для строительства новой монастырской церкви в Курске взамен существующей маленькой и обветшалой.
По грамоте царя Михаила Федоровича в 1625 году была построена новая двадцатигранная церковь, за которую плотники получили из царской казны 140 рублей. Церковь шатровая, построена из дуба.
К 1630 году в монастыре уже было две церкви: Рождества Пресвятой Богородицы и преподобного Михаила Маленина (покровителя царя Михаила Федоровича), с приделом, посвященным преподобным отцам Зосиме, Савату и Герману, соловецким чудотворцам. Все здания и церковное имущество финансировались государем и монахами, которых было уже 40.
В 1631 году монастырь был подожжен молнией, и монастырские постройки почти все сгорели, так как были деревянными, а оставшиеся были разрушены поляками в 1634 году.
В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича при помощи монастырской братии, жителей и ремесленников Курска на месте деревянной церкви была построена каменная церковь в честь Курской чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», на что были использованы деньги из царской казны. Патриарх Московский и всея Руси Иосиф сделал личное пожертвование в размере 100 рублей на возведение каменной церкви в вечную память о нем и его родителях. Собор был построен известными в то время каменщиками Семеном Благим, подмастерьем из Москвы, каменщиком Осипом Микитиным, а также каменщиками из Углича и Калязинского Троицкого монастыря.
К 1661 году собор был перестроен. С этого времени монастырь стал называться Богородицким Знаменским монастырем.
В 1655 году, в год возведения в Курске новой городской крепости взамен старой, царь Алексей Михайлович по просьбе игумена Моисея приказал построить монастырскую ограду из старого крепостного дерева. До этого момента, согласно уставу, монастырь вообще не был огорожен.
Позднее, попечением настоятелей монастыря, на пожертвования верующих, святилище и монастырские обители, и, прежде всего, на сумму, пожертвованную князем Григорием Григорьевичем Ромодановским, и на средства войска, защищавшего под его руководством границы Белгорода, были ограждены каменной оградой: Церковь Богоявления у покоев настоятеля, церковь Святых Петра и Павла у Святых ворот, кельи монахов, хозяйственные постройки и каменная стена с башнями, окружавшая монастырь.
1 апреля 1688 года, в день освящения Богоявленской церкви, цари Иоанн и Петр Алексеевичи пожертвовали большой 50-ведерный медный колокол, отлитый мастером Федором Маториным (этот колокол прослужил около двухсот лет, но в 1860 году треснувший колокол был снят с колокольни и торжественно установлен на высоком цоколе в северо-восточной части монастырской ограды).
С 1674 года настоятели монастыря, ранее известные как строители или игумены, получили титул архимандрита.
К 1705 году в ведении и управлении Знаменского монастыря находились следующие села: Смородинное, Поныри и Долгое, деревни Служово, Тазово, Жернецов, Ясенок, Виногробль и Старая Слободка, а также мыза Гремячий с 4836 крестьянами.
В 1722 году Курский Богородицкий монастырь стал владельцем дачи, расположенной в четырех верстах от города Курска, у истока реки Кур, которая впоследствии была названа Знаменской рощей. Позже были построены церковь, посвященная Иоанну Богослову, и двухэтажное каменное здание, появился пруд с мельницей, фруктовый сад, скотный двор и 60 десятин сельскохозяйственных угодий.
В 1764 году на основании Манифеста императрицы Екатерины II о секуляризации монастырских земель церковное имущество епископальных домов, монастырей, скитов и соборов было изъято и перешло в собственность государства. Епархии, монастыри и соборы были разделены на три класса, и в соответствии с этим делением казенные и монастырские сословия получали денежное пособие взамен отнятых имений.
Рождественский скит в Корне, ранее приписанный к Знаменскому монастырю, получил статус самостоятельного монастыря. Знаменский монастырь в Курске был утвержден в качестве штатного монастыря и отнесен ко второму классу.
В 1752 году Знаменский храм был оштукатурен внутри и снаружи, его единственная глава была снесена, а на ее месте возвели пять.
В 1787 году, проезжая через Курск, императрица Екатерина II отслужила молебен перед чудотворным образом Курского Коренного «Знамения».
В 1815 году эта церковь была снесена из-за ее ветхого состояния. На его месте в 1816 году на пожертвования горожан, в основном дворян Курской губернии, началось строительство большого Знаменского собора, которое продолжалось 10 лет. Новый собор был построен в честь победы в Отечественной войне 1812 года. По решению архиепископа Курского и Белгородского Феоктиста (Мочульского) руководство строительством было возложено на архимандрита Палладия (Белевцева), бывшего артиллерийского офицера, происходившего из курских дворян.
Император Александр I, посетив Курск в июле 1820 года, лично осмотрел строительство собора. По окончании строительства, 13 января 1826 года, собор был спешно освящен, а три дня спустя, в великой скорби, он принял гроб с телом покойного императора Александра I.
По указу императора Николая I от 28 сентября (10 октября) 1832 года резиденция Курского архиепископа, которая с 1667 года находилась в Белгороде, в 1833 году была перенесена в Курский Знаменский монастырь. Квартиры, канцелярия и секретариат архиепископа размещались в двухэтажном каменном здании, построенном рядом со Знаменским собором.
В 1842 году Знаменский монастырь посетил император Николай I.
В 1851 году в епископском доме на средства монастыря была построена одноэтажная каменная церковь во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
12 декабря 1854 года Знаменскому монастырю была присвоена высшая степень — первоклассный епископальный монастырь.
При епископе Сергии (впоследствии митрополит Московский) в 1875 году на пожертвования горожан в монастыре была построена каменная церковь Воскресения Христова с двумя боковыми алтарями.
К югу от главного алтаря находился боковой алтарь, названный в честь преподобного Феодосия Печерского, а к северу — в честь преподобного Иосифа Скрыбы. В 1876 году церковь была освящена.
В пасхальные дни 1893 года, с 3 по 4 мая (20-21 апреля по старому стилю), Курск посетил протоиерей Андреевского собора в Кронштадте отец Иоанн Сергиев. Тысячи верующих во главе с епископом Курским и Белгородским Юстином и заместителем губернатора Е. К. Андреевского, собравшихся поприветствовать почитаемого святого. К. Андреевский. Сначала о. Иоанн в сопровождении епископа отправился в Знаменский собор, где ему подарили копию иконы под названием «Святой Святой». Вечером того же дня он присутствовал на всенощной службе. В переполненной церкви отец Иоанн прочитал канон, к радости всех молящихся. Чтение, как отмечали «Курские епархиальные ведомости», было «поразительно поднимающим настроение….. Она проникала в глубины сердца и затрагивала душу, не как просто слово, а как яркое и сильное впечатление, и о. Ян не создавал впечатления, что он читает, а переживал содержание и убеждал людей молиться. В 9 утра пастор из Кронштадта совершил Божественную литургию в Знаменском соборе в сопровождении четырех иеромнихов. Служение было очень впечатляющим, и многие верующие плакали на протяжении всего богослужения.
8 марта 1898 года произошло страшное событие — взрыв в Знаменском соборе, который нанес значительный ущерб внутри церкви. Целью покушения преступников была чудодейственная курдская ритуальная икона «Знак». Но чудотворная икона осталась целой и невредимой. Весть об этом чудесном знамении распространилась по всей России и даже проникла за границу. В следующее воскресенье, 15 марта, во всех русских православных церквях была отслужена благодарственная служба за чудесное спасение иконы. Курск был наводнен паломниками, и более 60 000 паломников приняли участие в выносе иконы в девятую пятницу после Пасхи.
1 сентября 1902 года Знаменский монастырь посетил император Николай II. Его Величество Государь Император с Наследником, в сопровождении Великих Князей Владимира Александровича, Николая Николаевича, Михаила Николаевича и Сергея Александровича, встретили высшие чины и простолюдинов города под громовой рев «ура».
У входа в Знаменский монастырь царя и его свиту встречали преосвященный Лаврентий, епископ Курский и Белгородский, четыре епископа и монахи с крестом и святой водой. После участия в Божественной литургии Царь был награжден поднесением Его Величеству двух икон «Знамение» Курской Божией Матери Коренной.
После службы в соборе царь присутствовал на открытии статуи своего отца, императора Александра III. Оно проходило в здании Дворянского собрания, которое находилось рядом с монастырем на Знаке. Туда была доставлена чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение». Приняв подарок губернского маршала — миниатюрную модель из голубого серебра статуи под открытым небом, император Николай II отправился присутствовать на больших маневрах, проходивших под Курском в присутствии Верховного.
В 1913 году, по случаю 300-летия Курского Знаменского монастыря, для участия в мероприятии прибыли митрополит Киевский и Галицкий Флавиан, епископ Орловский Григорий, епископ Сумской Феодор, епископ Рыловский Никодим, архимандриты, благочинные и наместники монастырей и скитов Курской епархии.
На протяжении веков число монахов в монастыре неуклонно росло, и в 1914 году в Курском Знаменском монастыре был уже 61 монах.
С началом Первой мировой войны иеромонахи Знаменского монастыря оказывали духовную помощь больным и раненым солдатам в городских госпиталях, а также гражданским беженцам с оккупированных территорий. Помимо духовной заботы, монастырь оказывал и материальную помощь. В сентябре 1914 года в Гай-Знамени на пожертвования был создан госпиталь.
22 ноября 1914 года император Николай II вновь прибыл в Курск. После торжественной встречи с жителями Курска во главе с губернатором царь отправился в Знаменский собор на богослужение. С религиозной чистотой и святым! единством с помазанниками Божьими, курские люди молились об укреплении веры и! Сил Божиих сынам Отечества в великих испытаниях, изгнанным на русскую землю.
В декабре 1915 года в Курск прибыла великая княгиня Елизавета Федоровна, которая в первый же день своего приезда помолилась в соборе под этим знаком.
Грядущие события Октябрьской революции 1917 года изменили привычный ход государственной и церковной жизни. 23 января 1918 года советское правительство издало декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Начало реализации этого указа в первой половине 1919 года ознаменовалось тем, что принадлежащее монастырю имущество, которое не использовалось непосредственно для богослужения, например, здания для проживания монахов, мастерские, земля и угодья, было изъято и передано государству.
25 августа 1919 года между Курским городским Советом рабочих депутатов и красноармейцами и группой курских граждан был подписан договор, по которому прихожанам передавались в безвозмездное пользование три церкви на территории Знаменского монастыря: Знаменский собор, Воскресенская церковь и Трехсвятительская церковь, прилегающая к архиерейскому дому. Вместе с церквями прихожанам были переданы иконостас, богослужебные книги, флаги, канделябры, кресты, иконы, облачения священников и другие богослужебные предметы.
В ноябре 1919 года, в связи с продолжающейся гражданской войной в России, братия монастыря разделилась, часть из них эмигрировала, чтобы спасти чудотворный образ Курской Коренной бабы «Знамение» от осквернения, другая часть осталась в Курске.
В ноябре 1919 года, с началом гражданской войны, братия монастыря разделилась, и часть из них вместе со своим настоятелем епископом Курским Феофаном (Гавриловым) уехала на юг России и эмигрировала, чтобы спасти от осквернения чудотворную Курскую икону «Знамение». Эта разлука оказалась не временной, а на всю жизнь.
После того как войска Добровольческой армии оставили Курск и в городе была восстановлена советская власть, часть зданий Знаменского монастыря заняли бойцы 119-го батальона внутренней охраны республики. Монахи имели ограниченный доступ во многие помещения. В 1921 году церковь Воскресения Христова была разграблена и закрыта в 1923 году.
В марте 1924 года крест на воротах Знаменского монастыря «отреставрирован». Это событие потрясло весь город и было зафиксировано в секретном докладе заместителя начальника ОГПУ Ягоды Сталину: «В Курской области была проведена «реставрация» креста в Знаменском монастыре (крест был хорошо позолочен и ярко сиял), были также «чудеса» исцеления. Из-за огромного скопления народа в монастыре, не желая допустить кровопролития, крест был снят монахами с ворот по просьбе властей.
31 мая 1924 года наместник монастыря архимандрит Иеремия и четыре наместника были арестованы за то, что вовремя не подчинились конфискации имущества монастыря. Это послужило поводом для окончательной конфискации всех зданий и имущества монастыря.
После закрытия монастыря в 1924 году религиозные братья были распущены, и каждый из них был отправлен на прежнее место жительства. Некоторые из них продолжали служить Богу в качестве церковных служителей, и многие впоследствии были репрессированы, другие же оставили монашество и вернулись к своим прежним занятиям в миру.
Знаменский собор оставался действующей церковью до 1932 года. В том же году Знаменский приход был упразднен, и Курская городская дума решила разместить в церкви кинотеатр. В процессе реконструкции внешний вид собора значительно изменился: в 1935 году были снесены четыре малых купола и обе колокольни, а в 1936 году был открыт северный портик и убрана ограда.
Кинотеатр в здании собора открылся 23 сентября 1937 года и был назван «Октябрь» (в честь 20-летия Октябрьской революции). Кинотеатр на 700 мест был установлен непосредственно под куполом, кинопроекторы были установлены в алтаре, а музыкальное фойе было устроено на обоих этажах трапезной части собора.
Во время Великой Отечественной войны здание бывшего Знаменского собора, подожженное немцами при отступлении в 1943 году, сильно пострадало: выгорело изнутри, произошло частичное разрушение купола. После освобождения Курска здание использовалось сначала как мясо-молочный склад, а затем как лагерь для немецких военнопленных. В ноябре 1945 года здание было передано заводу Народного комиссариата электропромышленности, который создавался для производства низковольтной аппаратуры.
В 1948 году он был вновь передан для использования в качестве кинотеатра. В 1956 году завершилась реконструкция и перепланировка кинотеатра «Октябрь», начатая в 1949 году.
Только в августе 1992 года Знаменский монастырь был вновь открыт по решению Священного Синода Русской Православной Церкви в Курске. С этого момента началась современная история монастыря. Курские епархиальные ведомости за тот год сообщали: «Каждую среду в Знаменском соборе Курска совершается вечерня с акафистом образу Богоматери Курской «Знамение» и Богоматери Курской Рогатки, а в четверг в 6 утра — утреня и Божественная литургия. В субботу вечером в 17 часов будет совершено Всенощное бдение, а в воскресенье утром в 8 часов — Божественная литургия. В остальные дни проводятся службы в дни Святых дней». Это была первая попытка возродить церковную жизнь в Знаменском монастыре. Большой радостью в 1993 году стало возвращение точной описи Курской иконы Богоматери «Знамение», которую верующие хранили в советские годы. Из-за нехватки средств реставрация собора началась только в 1999 году. Проект восстановления собора был выполнен известными курскими архитекторами Валерием Михайловым и Виктором Семенихиным. Реконструкция началась летом 1999 года: в течение нескольких месяцев были демонтированы ложный промежуточный купол, двенадцать колонн и две лестницы, многочисленные перегородки и потолки, в результате чего освободились алтарная и подцерковная части собора. Весь лепной декор церкви был восстановлен по старым образцам и историческим фотографиям. В середине апреля 2000 года художники Санкт-Петербургской Академии художеств представили митрополиту Курскому и Рыльскому Юлию эскизы будущих стен Знаменского собора.
23 апреля 2000 года были подняты восстановленные малые часовни собора и укреплены золотые купола и кресты. В августе 2000 года крыша собора была покрыта медью. 16 ноября 2000 года был освящен центральный алтарь Знаменского собора. С самого утра церковь была заполнена верующими. В православной гимназии и семинарии по случаю праздника были отменены занятия для старших классов. Среди молодых прихожан были и студенты, и школьники.
В 2001 году, перед Пасхой, в алтарной части собора был установлен витраж «Курская Божья Матерь». Первые иконы, выполненные в Санкт-Петербурге командой художников под руководством члена-корреспондента Российской академии художеств Александра Быстрова, были установлены на высокий металлический каркас иконостаса. На восточной стороне подкровельного пространства собора были построены неф и притворы, облицованные гранитом, а также северный и южный балконы для хоров.
9 августа 2001 года, в день памяти великомученика Пантелеймона, на новопостроенной колокольне Знаменского собора были установлены башня и крест. Для подъема конструкции на высоту 37 метров потребовался тяжелый кран, поставленный Лебединским ГОКом, весом около 12 тонн. Работы курировали курские строительные власти, митрополит Ювеналий и председатель правительства Курской области Александр Зубарев.
26 ноября 2002 года произошло важное событие в жизни монастыря: в конференц-зале Курского епархиального управления был подписан договор между председателем правления ОАО «Электроаппарат» Андреем Канунниковым и Курской епархией о передаче Воскресенского храма Русской православной церкви.
3 апреля 2003 года митрополит Юлаев освятил одиннадцать колоколов, отлитых на Урале, после чего они были водружены на колокольню Знаменского собора в Курске. Они были изготовлены на пожертвования из Курска в Каменске-Уральском на специализированном предприятии по литью колоколов ЗАО «Пятков и Ко». На старой колокольне находились колокола весом 14 тонн. Согласно новой конструкции, их вес не должен превышать 3,5 тонны. Однако по ряду причин (в основном финансовых) нынешние колокола весят гораздо меньше — 2 950 килограммов.
26 мая 2004 года Знаменский монастырь посетила официальная делегация Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) во главе с ее Первоиерархом, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. Главу ОРОиК сопровождали архиепископ Марк из Берлина и Великобритании, епископ Кирилл из Сан-Франциско и Западной Америки, настоятели православных приходов Канады, США, Австралии, Германии, Франции и других стран в сопровождении архиепископа Корсунского Иннокентия. В соборе была проведена служба перед иконой Знамения Божией Матери, после которой митрополит Ювеналий обратился к гостям: «Господь собрал нас для молитвы в древнем Курске, городе, который пережил много бед и страданий, но выстоял под защитой Божией Матери. Мы испытываем огромную радость встретить вас сегодня под сводами древнего собора монастыря иконы Богоматери «Знамение». Примите нашу сердечную благодарность за то, что вы пришли к нам, за ваше желание молиться вместе. Затем митрополит Ювеналий подарил гостям памятные иконы преподобного Серафима Саровского. В ответ митрополит Лавр поблагодарил их за возможность посетить монастырь и подарил монастырю икону святого Иоанна Сан-Францисского с частицей его святых мощей.
В Прощеное воскресенье 2004 года в историческом Воскресенском храме в комплексе зданий Знаменского монастыря была совершена первая за 80 лет Божественная литургия. Построенный в 1875 году на пожертвования курских дворян, собор Воскресенского монастыря славился в православной России изумительной красотой своего резного мраморного иконостаса и Царских врат из чистого серебра. Сегодня здание изуродовано промышленными пристройками. В Воскресенском храме по благословению митрополита Ювеналия прошли службы, а в Знаменском соборе активизировались реставрационные работы.
В июне 2004 года колокольня и фасад собора были оштукатурены и покрашены, а 5 июля 2004 года были сняты строительные леса внутри собора. На этом реконструкция Знаменского собора была завершена.
20 июля 2004 года, в день 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, мощи святого были доставлены из Нурекского монастыря в Знаменский собор, где в течение 4 дней почитались верующими.
27 сентября 2006 года специальным рейсом из Оренбурга в Курск прибыл ковчег с фрагментом Креста Господня, правой рукой равноапостольной Марии Магдалины и фрагментом мощей мученика Кирика. До Курска святые мощи из монастыря Симонпетра побывали в других российских городах. В Знаменском монастыре около 100 000 паломников прикладываются к мощам.
18 апреля 2006 года на Воскресенскую церковь Знаменского монастыря был установлен купол с крестом, изготовленный волгодонскими специалистами из инженерного центра «Гранат». Это историческое событие началось с молитвы, причем архиепископ Герман сначала освятил крест с куполом, а затем благословил начало подъема. Был сделан еще один шаг к восстановлению монастыря в его былом величии.
К важным событиям в истории Знаменского собора относится визит митрополита Лавра, первого иерарха Русской православной церкви за пределами России. Особенно примечательно, что эта встреча в Курске состоялась сразу после знаменательного события в истории всей Русской Православной Церкви — подписания «Акта о каноническом общении» между двумя Церквами в Москве. 21 мая 2008 года Владыка Лавр и епископ Михаил из Женевы и Западной Европы прибыли в Курск с двухдневным визитом в сопровождении духовенства Русской православной церкви за пределами России. Вечером высокие гости приняли участие в совместной всенощной службе в Знаменском соборе. Утром 22 мая, в день праздника святителя Николая, митрополит Лавр, архиепископ Курский и Рыльский Герман и епископ Михаил вместе с курским духовенством совершили Божественную литургию. Это памятное событие навсегда останется в истории Курской епархии.
23 сентября 2009 года чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», почитаемая Патриархом Кириллом, была принесена в Знаменский собор после 89-летнего пребывания за границей.