Иоанновский ставропигиальный женский монастырь

Святой праведный Иоанн Кронштадтский и всея России чудотворец родился в селе Сура Пинского района Архангельской области в семье бедного сельского писаря (секвестратора) Ильи Михайловича Сергиева и его жены Феодоры 19 октября 1829 года, в день памяти великого болгарского святого Иоанна Рыльского, в честь которого он был назван. Дед отца Джона был священником, как и большинство его предков по отцовской линии на протяжении как минимум 350 лет.

Дом, в котором отец Иоанн провел свои детские годы. Джон

Родители отца Иоанна были простыми и глубоко религиозными людьми. С ранних лет они учили сына молитве и благочестию в Церкви. Отец Иоанн обращался за советом к своей матери, которая прожила долгую жизнь, даже когда он стал известным пастором.

Иоанну не раз являлись чудесные явления. Однажды ночью он увидел необычный свет в комнате, а в свете — ангела в небесной славе, который назвал себя его Ангелом-хранителем.

Ваня молится по дороге в школу. Рисунок С. Животовского

В возрасте шести лет Иоанн начал учиться читать и писать, а в десять лет отец отвел его в приходскую школу в Архангельске. Однако, несмотря на прилежную учебу, вначале он не добился успеха в учебе. По ночам, — вспоминал он позже, — я любил вставать на молитву. Все спали, было тихо. В молитве не было страха, и в основном я молилась о том, чтобы Бог дал мне свет разума, чтобы утешить моих родителей. А потом, как сейчас помню, наступил вечер, и все легли спать. Я был единственным, кто не мог спать; я все еще не мог понять ничего из того, что узнал, я все еще не мог читать, понимать или запоминать все, что мне говорили. Я упал на колени и горячо молился. Не знаю, сколько я продержался в таком положении, но вдруг что-то совершенно потрясло меня. С моих глаз упала пелена, как будто в голове открылся разум, и я ясно увидел учителя этого дня, его урок; я даже вспомнил, что он говорил, и мне стало так легко и радостно на душе. Я никогда не спал так спокойно, как в ту ночь. Меня осенило, я вскочил с кровати, схватил несколько книг и — о боже! — Читать стало намного легче, я все понимал, и то, что я читал, я не только запоминал, но и мог теперь об этом говорить…. За короткое время я продвинулся настолько, что уже не был последним студентом. Я учился все лучше и лучше, и к концу курса меня одним из первых направили в семинарию.

В 1851 году, после окончания с отличием курса семинарии, Иоанн Сергиев был направлен за государственный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. В том же году умер его отец. Во время учебы в академии Иоанн служил клерком и посылал свое небольшое жалованье осиротевшим матери и сестрам.

Столица и Академия не изменили Джона: он остался таким же религиозным и сосредоточенным на своей внутренней жизни. С детства он был послушным и тихим, все свободное время проводил за чтением книг, избегая любых развлечений.

После обучения в Академии отец Иоанн намеревался стать монахом и отправиться миссионером в Китай, Северную Сибирь или Америку. Однако он увидел, что даже в столице и ее окрестностях есть много работы для истинного пастыря стада Христова. Он молился, чтобы Господь рассеял его сомнения, и во сне увидел себя священником, служащим в неизвестном соборе. Восприняв этот сон как откровение от Бога и указание пути, он ушел в отставку, чтобы преподавать в стенах Академии, которую окончил в 1855 году со степенью доктора богословия.

Вскоре Иоанну Сергию предложили должность священника Андреевского собора в Кронштадте. Когда Джон впервые вошел в собор Святого Андрея, его поразил тот факт, что именно эту церковь он с необыкновенной ясностью видел во сне. Тогда он понял, что Сам Бог призвал его к священству в этой церкви. Иоанн женился на дочери протоиерея К. П. Несвицкого из Кронштадта, Елизавете Константиновне, и был рукоположен в священники 12 декабря 1855 года епископом Христофором Ревлским. Именно здесь, в Кронштадте, в течение 53 лет протекала вся последующая жизнь отца Яна.

Андреевский собор в Кронштадте. 1890s.

Во время первой литургии молодой священник обратился к своей пастве со словами: «Я осознаю высоту своего служения и ответственность, которую оно влечет за собой, я чувствую свою слабость и недостоинство, но я уповаю на милость и благодать Божью….. Я знаю, что может сделать меня более или менее достойным этого министерства….. Это любовь ко Христу и к вам, мои возлюбленные братья и сестры…». Отец Джон считал, что если Церковь — «наша лучшая, самая нежная духовная мать», то «священник должен быть носителем и выражением духа ее материнской любви к мирянам». При первой же встрече со своей паствой он увидел, что здесь у него не меньше возможностей для плодотворной пастырской деятельности, чем в далеких языческих землях. В то время Кронштадт был местом, куда из столицы высылали убийц, воров и других преступников. Также было много рабочих, в основном в порту. В основном они жили в ветхих лачугах и землянках, попрошайничали и пили. «Тьма, грязь, грех, — писал современник, — здесь даже семилетний ребенок становился развратником и грабителем». Среди таких людей отец Иоанн начал чудесный подвиг жертвенного пастырского служения. «Нельзя путать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем есть, — учил он, — ибо образ Божий все еще сохраняется в нем. Эта среда, которая для обычного работника была бы бесплодной, каменистой пустыней, для отца Иоанна оказалась самым плодотворным виноградником. Он не приходил в землянки и подвалы на 5-10 минут, чтобы выполнить просьбу и уйти; Он шел к живым, бесценным душам, Своим братьям и сестрам, оставаясь там часами, разговаривая, наставляя, утешая, плача и радуясь вместе с ними.

С первых шагов он заботился о материальных нуждах бедняков: ходил в магазин за провизией, в аптеку за лекарствами и к врачу. Он всегда покидал эти жилища счастливым и тронутым, с твердой верой в милосердие Божье и с надеждой, что Господь пошлет ему средства для дальнейших добрых дел. Жители Кронштадта видели, как он иногда возвращался домой босиком и без рясы. Не раз прихожане приносили его матери обувь, говоря ей: «Дама отдала свою кому-то, она придет босиком».

Отдавая все до копейки, он обрек себя и свою жену на крайнюю нищету. В согласии со своей женой он всю жизнь оставался девственником, живя с ней как с сестрой. «Я священник, я принадлежу другим, а не себе. Без нас достаточно счастливых семей, Лиза, и мы должны посвятить себя служению Богу», — сказал он ей после их свадьбы. С Божьей помощью матушка Елизавета разделила с отцом Иоанном трудный и редкий подвиг пожизненной девственности. Отец Иоанн нежно любил свою жену, и она всячески помогала ему нести крест его пастырского служения, разделяя его радости и печали.

Елизавета Константиновна Сергиева

Отец Иоанн знал тяжесть этого креста с первых дней своего служения. «Рукоположенный в священники и пасторы, — писал он, — я вскоре на собственном опыте узнал, с кем вступаю в битву на своем духовном поприще, а именно: с сильным, хитрым, безрассудным и издыхающим злом, и разрушением, и геенной огненной, князем мира сего, и с духами злобы под небесами (ср. Еф 6:12). Начались искушения, обнаружились мерзости моих врагов, слабости и камни преткновения. Мои враги, как разбойники, начали преследовать меня в моем духовном хождении и служении моему Богу….. В этой невидимой жестокой борьбе я научился искренней вере, доверию, терпению, молитве, праведности духа, чистоте сердца, постоянно призывая имя невидимого, суверенного Победителя ада и Пастыря Иисуса Христа, и во имя и силой Его я победил своих врагов и душевные страсти….. Эта битва против сильного и хитрого невидимого врага ясно показала мне, сколько во мне слабости, немощи и греховных страстей….. Подобно псалмопевцу пророку Давиду, я постоянно возводил очи своего сердца к небу, откуда приходила неизбежная, могучая помощь (ср. Псалом 120:1), и мои могущественные враги обращались в бегство, и я обретал свободу и душевный мир.

В 1857 году отец Иоанн получил возможность быть законоучителем в городском училище в Кронштадте. Для ревностного пастора было большой радостью трудиться на ниве юных сердец и сеять в них семена Божьего Слова. В 1862 году он с радостью принял предложение преподавать божественное право в только что открывшейся классической гимназии. Позже, обращаясь к учителю, который обучал юные души истинам веры и благочестия, о. Джон сказал, исходя из личного опыта: «Вы учите детей Закону Божьему! Прежде всего, остерегайтесь превращать Евангелие в учебник: это грех. Это значит обесценить в ребенке книгу, которая должна быть сокровищем и путеводителем по жизни». «В воспитании крайне вредно развивать только интеллект и ум, оставляя сердце без внимания; сердцу должно уделяться самое большое внимание: сердце — это жизнь, но жизнь, испорченная грехом; необходимо очистить этот источник жизни, разжечь в нем чистое пламя жизни, чтобы оно горело и не гасло, и давало направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни». Общество развращено именно отсутствием христианского образования.

На уроках отца Джона не было «промахов». Его беседы навсегда усваивались как сильными, так и слабыми учениками. Внимание отца Иоанна было направлено на то, чтобы наполнить души детей теми святыми образами, которыми была полна его душа.

Отец Иоанн Кронштадтский

Раздавая все свои средства бедным, отец Иоанн вскоре понял, что такой благотворительности недостаточно, чтобы удовлетворить всех нуждающихся. Поэтому в 1874 году он основал православное братство «Попечительство святого апостола Андрея Первозванного» при Андреевской православной церкви. В 1872 году в «Кронштадтском Вестнике» были напечатаны две прокламации к жителям Кронштадта, в которых отец Иоаннес просил о помощи бездомным беднякам: Давайте поддержим их морально и материально, не откажемся от солидарности с ними как с людьми и нашими братьями и докажем, что человечность в нас еще жива и что эгоизм еще не погубил нас». Как было бы хорошо, если бы мы создали Рабочий дом по всем этим причинам. Тогда многие бедняки смогут обратиться в этот дом, чтобы получить работу за прожиточный минимум.

Эти объявления находили активный отклик в сердцах людей. В 1882 году был открыт Дом зрелости, состоящий из 4-х этажей, прекрасно обставленный, с домашней православной церковью имени Святого Александра Невского. Здесь были организованы мастерские, где за год работали до 25 000 человек, мастерские для женщин, вечерние курсы по ручному труду, школа на 300 детей, детский сад, детский дом, столовая за небольшую плату, библиотека, бесплатный медпункт, воскресная школа и многое другое. В 1888 году, благодаря усилиям отца Иоанна, было построено общежитие, а в 1891 году — хоспис. Помощь оказывалась всем нуждающимся, независимо от их социальной или религиозной принадлежности.

Палата труда. После 1890 года.

Зная о благотворительной деятельности отца Джона, многие люди жертвовали ему очень крупные суммы, в том числе почтовыми переводами. За один день на его адрес пришло более тысячи писем и денежных переводов. Эти суммы были отправлены по адресам нуждающихся. Благотворительная деятельность отца Иоанна исчислялась миллионами рублей. Он сказал: «У меня нет своих денег. Люди делают мне пожертвования, и я делаю пожертвования. Часто я даже не знаю, кто и откуда прислал мне то или иное пожертвование. Поэтому я также жертвую туда, где есть потребность и где эти деньги могут принести пользу. Рассказывали, что «каждый день отец Иоанн ложился без копейки в кармане, хотя только на следующий день ему требовалось более тысячи рублей на содержание благотворительных учреждений». И не было случая, чтобы второй день его обманул».

Отец Иоанн считал молитву центром христианской жизни. В соответствии с наставлением Спасителя, он рассматривал храм Господень прежде всего как дом молитвы и призывал людей молиться искренне, сердечно, глубоко, с верой в чудодейственную силу молитвы: «Всегда твердо верьте и помните, что все ваши мысли и слова непременно исполнятся.

Отец Джон старался как можно чаще совершать Божественную литургию в соборе Святого Андрея, где он был штатным священником. Последние 35 лет своей жизни он служил каждый день, за исключением тех дней, когда утром был в пути или когда был серьезно болен. Он объяснил это следующим образом: «Если бы мир не имел Тела и Крови Господа, он не имел бы главного блага, блага истинной жизни — вы не будете иметь жизнь (Иоанна 6: 53), но только дух жизни. Отец Иоанн призвал тех, кто редко причащается Святых Таин, делать это как можно чаще «со страхом перед своим недостоинством, но с верой в благодать, с сердечным голодом и жаждой любви к сладчайшему Иисусу, Тело и Кровь Которого являются истинным хлебом».

Благодаря своей святой жизни, смирению и постоянной молитве отец Иоанн обрел дар исцеления и божественной проницательности. Благодаря его молитве произошло много чудесных явлений. Отец Иоанн сам рассказал своим коллегам-священникам о своем первом чуде: «Они попросили меня о молитвенной помощи. У меня уже была привычка не отказывать никому в просьбе. Я начал молиться, отдавая страдальца в руки Божьи, прося, чтобы Господь исполнил Свою святую волю для страдальца. Вдруг ко мне подошла пожилая женщина, которую я давно знала. Она была богобоязненной, набожной женщиной, которая всю свою жизнь была христианкой и закончила свой земной путь в страхе Божьем. Она пришла ко мне и настояла на том, чтобы я помолился за больного, но не о его выздоровлении. Помню, что тогда я почти испугался: как я мог, думал я, иметь такую смелость? Но старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я исповедал перед Господом свое ничтожество и греховность, увидел Божью волю во всем этом деле и попросил исцеления для больного человека. И Господь послал ему Свою милость — он выздоровел. Я поблагодарил Господа за эту милость. В другой раз, по моей молитве, исцеление повторилось. В этих двух случаях я увидел Божью волю, новое послушание со стороны Бога — молиться за тех, кто просит об этом.

Молитвы и возложение рук святого Иоанна исцеляли самые тяжелые болезни, когда медицина была бессильна. Одержимые исцелялись, слепые прозревали, были свидетельства о воскресении мертвых. Например, у одной женщины, Элизабет, плод умер в ее утробе во время беременности. Было заражение крови, и она уже умирала. Врачи настаивали на необходимости срочной операции, но она отказалась от нее и попросила приехать отца Иоанна. Когда отец Иоанн приехал на следующий день, он полчаса молился над умирающей женщиной при закрытой двери. Вдруг он открыл дверь и громко сказал: «Господу Богу было угодно совершить чудо и воскресить мертвый плод. Лиза родит мальчика». После ухода отца Иоанна врачи не могли поверить своим глазам: плод ожил, его температура была нормальной. Позже той же ночью у Элизабет родился здоровый мальчик.

Исцеление больных отцом Иоанном Кронштадтским. Неизвестный художник. 1900 г.

Удивительные заочные исцеления через письма и телеграммы, которые сотнями приходили в Кронштадт. Однажды в городе Вознесенске Херсонской области восьмилетняя девочка умирала от дифтерии. Она происходила из немецкой лютеранской семьи. По совету православных друзей вечером отцу Иоанну была послана телеграмма. Проснувшись утром, девушка рассказала ему, что к ней приходил священник и описал свою внешность. Вскоре она полностью выздоровела. Когда ей показали портрет отца Иоанна, она воскликнула: «Этот просто пришел ко мне, подошел к моей кровати и сказал: «У вас все будет хорошо!». Сотни подобных случаев помощи отца Иоанна были опубликованы в посвященных ему книгах.

Благодаря Святому Духу отец Иоанн имел возможность видеть то, что происходило за многие сотни километров от него; он часто мог заглянуть в прошлое, настоящее и будущее людей, которых видел впервые. Однажды, совершая литургию в православном храме одного из московских военных учреждений, отец Иоанн неожиданно подошел к одному офицеру и без слов поцеловал ему руку. Молодой офицер, который в то время даже не думал стать священником, впоследствии стал святым подвижником, старше Оптина — варсонофилом.

Как и великие русские святые, Сергий Радонежский и Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский получил несколько посещений от Пресвятой Богородицы, описанных в его дневнике.

Литургия в Андреевском соборе

Вся религиозная Россия знала об этом великом и чудесном чудотворце. Ежегодно Кронштадт посещало более 20 000 паломников, а позже их число достигло 80 000. В первую неделю Великого поста собиралось до 10 000 человек. В 1883 году в газете «Новое время» появилось «Благодарственное заявление», подписанное десятками людей. В нем мы читаем:

«Мы, нижеподписавшиеся, считаем своим нравственным долгом засвидетельствовать нашу искреннюю, сердечную благодарность протоиерею Андреевского собора в Кронштадте отцу Иоанну Ильичу Сергееву за исцеление нас от различных и тяжелых болезней, которыми мы страдали и от которых медицинская помощь ранее не могла нас излечить, хотя некоторые из нас долгое время находились в больницах и лечились у врачей. Некоторые из нас также были чудесным образом исцелены от моральных недугов, которые безвозвратно привели их на путь подлости и разрушения, и теперь, укрепленные таким явным знаком Божьей милости к ним, они почувствовали в себе силы отказаться от прежней греховной жизни …..

Находя особенно полезным для назидания многих в наше малое время верности сделать известным всем столь зримое проявление всеобъемлющего Божьего провидения о грешном человечестве, мы считаем своим постоянным долгом перед всеми выразить глубокую благодарность досточтимому Первосвященнику, оказавшему нам такую помощь, прося его и в будущем не забывать нас, грешных. В то же время, стараясь помнить сами, мы также сообщаем другим единственно спасительный совет, который мы получили от благородного пастора-целителя в наших беседах с ним, — жить в соответствии с Божьей истиной и как можно чаще принимать Святое Причастие.

Благодарность» была опубликована 20 декабря — ровно за четверть века до смерти праведного пастыря, в день, который впоследствии стал Днем памяти святого Иоанна Кронштадтского.

Стоит только представить, какими были дни отца Иоанна, чтобы понять и почувствовать всю серьезность и величие этого подвига.  Обычно он вставал очень рано, в три часа ночи, молился и готовился к Божественной литургии. Около четырех часов утра он шел в собор на утреню. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждущих получить от него благословение. Было также много нищих, которым отец Иоанн подавал милостыню. На утрени отец Иоанн всегда сам читал канон, придавая этому чтению большое значение. Перед литургией была исповедь. Из-за большого количества желающих исповедоваться у отца Иоанна, он ввел общую исповедь по необходимости. Это произвело потрясающее впечатление на всех участников и свидетелей: многие громко каялись, без стыда выкрикивая свои грехи. Собор Святого Андрея, вмещавший до 5 000 человек, всегда был полон, а причастие из нескольких чаш часто длилось более двух часов.

Общая исповедь в Андреевском соборе. Живопись, 1910-е годы.

По словам очевидцев, служивших отцу Иоанну, его исполнение Божественной литургии не поддается описанию. Это был постоянный горячий молитвенный упрек Богу. Во время Божественной литургии он действительно был посредником между Богом и людьми, заступником за их грехи, живой связью между Церковью на земле, за которую он ходатайствовал, и Церковью на небесах. Все заклинания и молитвы были произнесены им, как будто он своими просветленными глазами видел Господа перед собой лицом к лицу и говорил с ним. Слезы нежности текли из его глаз, но он не замечал их. Это служение произвело необычайное впечатление на всех присутствующих. Не все шли к нему с твердой верой: кто-то сомневался, кто-то не доверял, кто-то был любопытен. Но здесь все они ожили и почувствовали, как лед сомнений и неверия постепенно тает и сменяется теплом веры. Во время службы письма и телеграммы приносили прямо к отцу Иоанну в алтарь, и он тут же читал их и молился за тех, кого просили помянуть.

После службы, в сопровождении тысяч верующих, отец Иоанн покидал собор и отправлялся в Санкт-Петербург для бесчисленных вызовов к больным. Он редко возвращался домой раньше полуночи. Многие ночи у отца Иоанна, вероятно, вообще не было времени на сон. Однажды, отвечая на вопрос одного петербургского первосвященника: «Вы так устаете, отец, что не даете себе отдыха», — ответил отец Иоанн: «У меня нет покоя, мой друг. Наш душевный покой будет там (он указал на небо), если только мы заслужим его здесь. И как может быть спокоен пастух, когда не все овцы слышат его голос, некоторые отказываются его слышать, а другие сами стонут и просят о помощи? Может ли пастух отдохнуть, вздремнуть, когда его периферия не томится? Поэтому работа была возможна, конечно же, только благодаря сверхъестественной милости Бога. Подвиг отца Иоанна имел значение для всей России. Оставаясь в жизни монахом, он стал «белым» священником, чтобы, живя в миру, недалеко от столицы, стать миссионером для тысяч маловерных. Своей «жизнью во Христе» кронштадтский приходской священник зримо явил непреходящий образ Святой Руси.

Выход из собора

Несмотря на чрезвычайно напряженный график работы, отец Иоанн находил время вести духовный дневник, записывая каждый день мысли, которые приходили к нему во время молитвы и созерцания, во время «благодатного озарения души, которым его наделил всепроникающий Дух Божий». Эти труды составили замечательную книгу, которая была опубликована под названием «Моя жизнь во Христе». Переведенная на несколько языков, эта книга стоит в ряду вдохновенных трудов исповедующих верующих и почитателей. Кроме того, было издано несколько томов проповедей отца Иоанна. Все его труды являются свидетельством того, как жил великий праведник, и сокровищницей духовного опыта для всех, кто желает идти путем спасения в Православной Церкви.

Отец Иоанн часто ездил по разным городам России и везде был желанным гостем. Тысячи людей встречали его, просили благословения и молились вместе с ним. Его слава была поистине всенародной: портреты и фотографии кронштадтского пастыря можно было найти в крестьянских избах в самых отдаленных уголках России. Отец Иоанн был организатором и благотворителем многих церквей, монастырей и монастырских подворий. Каждое лето отец Иоанн приезжал на свою родину, в Суру. Заботясь о родной земле, он основал там монастырь во имя святого апостола Иоанна Богослова, возвел в Суре великолепную каменную приходскую церковь во имя святого Николая Чудотворца, построил приходскую школу и многое другое.

Путешествие преподобного Иоанна по Волге

Отец Иоанн присутствовал при последних днях и смерти императора Александра III в Ливадийском дворце в Крыму. Умирая, после принятия Благословенного Таинства и Таинства Святого Елеосвящения, император попросил отца Иоанна возложить руки на его голову, сказав: «Когда ты держишь свои руки на моей голове, я чувствую большое облегчение, но когда ты убираешь их, я очень страдаю — не убирай их». Таким образом, отец Иоанн продолжал держать руки на голове умирающего императора, пока тот не предал свою душу Богу.

В то же время отцу Иоанну пришлось выдержать много клеветы и прямых оскорблений, которые сыпались на него со стороны либеральной прессы. Кронштадтский проповедник неустанно обличал отступнические, антинациональные течения, которые подрывали веру русского народа и расшатывали государство. Великий молитвенник и плакальщик за землю русскую, отец Иоанн предвидел тяжелые последствия безверия и бунта, разъедающих русское общество, и призывал народ к покаянию: «Держись, Россия, за веру, Церковь и православного Царя, если хочешь быть не поколебленной безверными и бессильными людьми и не потерять Царство и православного Царя. И если вы отпадете от веры, как уже отпали от нее многие интеллектуалы, то вы уже не будете ни Россией, ни Святой Русью, а сбродом разных конфессий, ищущих взаимного уничтожения….. И если не будет покаяния со стороны русского народа, — конец близок. Бог заберет своего божественного царя и пошлет кнут по лицу злых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами.

Его любовь к родной земле, стоящей на пороге великих потрясений, запечатлена в молитвенном причитании отца Иоанна: «Бедная Родина, будешь ли ты когда-нибудь процветать? Только если вы всей душой держитесь за Бога, за Церковь, за любовь к Царю и Отечеству, за чистоту нравов.

В последние годы жизни отца Иоанна к нему присоединился мучительный личный недуг, который он переносил с терпением и кротостью, никогда никому не жалуясь. К этому присоединился и болезненный личный недуг, который он переносил с кротостью и терпением, никогда никому не жалуясь. Он решительно отверг предписания знаменитых врачей, которые навязывали ему поддержание сил путем употребления мучных изделий. Вот его слова: «Я благодарю Господа за муки, посланные на меня для очищения моей грешной души. Святое Причастие приносит жизнь. И он продолжал принимать Святое Причастие каждый день. «Мои физические силы истощены, — писал он в своем дневнике, — но мой дух пробужден и горит в отношении моего возлюбленного Супруга, Господа Иисуса Христа….. Чем отплачу Тебе, Господи, за то, что Ты дал мне благодать родиться и воспитаться в православной вере и Церкви и на моей дорогой, неоцененной Родине, в России, где с самого начала была насаждена Православная Церковь». Я благодарю Тебя и прославляю Тебя, насколько могу по Твоей милости».

9 декабря 1908 года о. Джон совершил свою последнюю литургию в соборе Святого Андрея. Каждый день его посещал священник и причащал. О. Иоанн нашел большое утешение в своем единении с Господом. Он больше не принимал пищи, но пил небольшими порциями святую воду, принесенную из источника преподобного Серафима Саровского.

Это было открыто святому Божьему в день его смерти. Когда вечером 17 декабря к нему пришла мать Ангелина, настоятельница монастыря Святого Иоанна, который он основал в Сент-Джонсе, он спросил: «Какое сегодня число?» — «Семнадцатый» — ответила она. «Потом еще три дня». — сказал отец Иоанн, как бы про себя.

Ранним утром 20 декабря он принял последнее причастие. Его дыхание становилось все тише и тише. Отец Иоанн Орнатский начал читать канон на извлечение души. Когда он закончил, отец Иоанн лежал неподвижно, сложив руки на груди. Так, спокойно и безмятежно, великий пастух предал свой дух Богу.

Большой колокол Андреевского собора оповестил жителей Кронштадта о большой утрате. На следующий день в квартире усопшего была отслужена панихида, после чего тело отца Иоанна под печальный звон колоколов всех церквей города понесли в собор. В течение всего дня и ночи люди постоянно шли проститься со своим любимым пастором. Затем гроб с телом отца Иоанна был перенесен из Кронштадта в Санкт-Петербург, в Иоанновский монастырь. Епископ Архангельский Михей с сорока священниками и диаконами совершил парастас, после чего петербуржцы простились со своим молитвенным слугой на всю ночь. Утром 23 декабря митрополит Санкт-Петербургский Антоний совершил литургию, в конце которой с проникновенным словом выступил известный проповедник и будущий новомученик протоиерей Философ Орнатский. После трогательных похорон, на которых присутствовало около 60 священников и 20 диаконов, и трогательного последнего прощания, гроб с телом почившего праведника был торжественно погребен в небольшой подземной часовне, освященной во имя пророка Илии и царицы Феодоры — небесных покровителей родителей отца Иоанна.

Над местом захоронения воздвигли мраморное надгробие, на котором лежало Святое Евангелие и резная митра, под которой горел неугасимый подсвечник. Священный Синод постановил, что в день смерти отца Иоанна, 20 декабря, во всех церквях ежегодно должна совершаться литургия и заупокойная служба.

Святилище и гробница святого Иоанна Кронштадтского. Святой Иоанн Кронштадтский. 1909 г.

Чудеса и духовная помощь на месте упокоения отца Иоанна не прекратились и после его смерти. Тысячи паломников стекались в монастырь в Карповке, чтобы помолиться, попросить помощи или поблагодарить отца Иоанна, которого церковники признали святым, праведником и чудотворцем. Даже в годы гонений на Церковь верующие приходили к стенам закрытого монастыря и молились своей заступнице.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 года святой Иоанн Кронштадтский был канонизирован как святой Русской Православной Церкви. Иоанн Кронштадтский был канонизирован как святой в Русской православной церкви. Память его совершается 20 декабря / 2 января, в день блаженного покоя святого праведника.

Прославление святого Иоанна Кронштадтского. Святой Иоанн Кронштадтский. 14 июня 1990 года.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector