Всенощное бдение, или Всенощная

Торжественная церковная служба, объединяющая службы Великой вечерни (иногда Великой вечерни), Утрени и первого часа;
Одна из форм православной аскетической практики: ночное молитвенное бдение.

Всенощное бдение или Всенощная 1 - Всенощное бдение или всенощная

Почему все­нощ­ное бдение так назы­ва­ется?

Всенощное бдение называется так потому, что в древности оно начиналось вечером и продолжалось всю ночь до рассвета. Со временем, из снисхождения к немощам верующих, эта служба совершается немного раньше и, более того, значительно сокращается, так что заканчивается не утром, а вечером того дня, в который началась. Эта служба и сегодня называется всенощным бдением.

В какие дни совер­ша­ется все­нощ­ное бдение?

Всенощное бдение совершается в канун праздника

  • По воскресеньям
  • Двенадцатый праздник
  • Праздники, специально упомянутые в Типиконе (например, память апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Николая Чудотворца)
  • праздничные дни
  • Любой праздничный день по просьбе настоятеля или согласно местной традиции.

Между Вечерней и Лавдой следует литания «Исполним вечернюю молитву Господу» (от греческого слова, означающего «усиленная молитва»). В российских приходах литургия не совершается накануне воскресенья.

Какие бого­слу­же­ния вклю­чает в себя все­нощ­ное бдение?

Всенощное бдение состоит из трех богослужений: Великой вечерни, Утрени и Первого часа. На практике всенощное бдение может предшествовать службе Девятого часа.

Какая самая тор­же­ствен­ная часть все­нощ­ного бдения?

Существует несколько частей всенощного бдения. Одним из них является полиелейон (от греческого πολυέλεοσ (от греч. πολύς — много и ἔλεος — благодать). Полиелейон — торжественный гимн заутрени, состоящий из псалмов 134 («Хвалите имя Господне») и 135 («Исповедуйте Господа»). Другим не менее важным элементом всенощного бдения, о котором часто забывают, является великий гимн хвалы. Это один из старейших церковных гимнов, восхваляющий Бога — Творца, Кормильца, Искупителя, Спасителя и Поддерживающего, перед которым священник произносит слова: «Слава Тебе, показавшему нам свет!». В древности священник приветствовал первый луч утреннего солнца этим восклицанием, поскольку Великое славословие как часть Утрени приходится на раннее утро.

Когда появи­лось все­нощ­ное бдение?

Древний обычай совершать всенощное бдение был основан на примере молитвы Спасителя и святых апостолов. Общая форма бдения сложилась ко времени святого Иоанна Златоуста. В восьмом и девятом веках святой Иоанн Дамаскин, святой Феодор Студит и многие другие песнописцы добавили к всенощному бдению множество молитв и песнопений, которые являются частью бдения, совершаемого в Православной Церкви и по сей день.

Что сим­во­ли­зи­рует все­нощ­ное бдение?

Первая часть всенощного бдения — вечерня — символизирует и напоминает ветхозаветную историю. Молитвы и песнопения этой службы готовят нас к утрени, которая в основном напоминает о событиях из Нового Завета.

Почему важно посе­щать все­нощ­ные бдения?

Конечно, главная литургия Церкви — это Литургия. Однако, опуская всенощное бдение, мы оставляем большой пробел в своем духовном развитии, лишая себя знания гимнического наследия святых отцов. Ведь всенощное бдение несет на себе основной духовный и смысловой груз событий, празднуемых в этот день: например, стихиры, паремии, полиелей с чтением Евангелия, каноны. Полезно также изучить литургический текст Всенощного бдения и, если не всего бдения, то некоторых его частей, например, канонов. Наконец, во время всенощного бдения мы участвуем в общем молитвенном служении.

Сколько в насто­я­щее время длится все­нощ­ное бдение?

В приходских храмах Русской православной церкви средняя продолжительность всенощного бдения составляет около двух часов. Обычно он начинается в 18:00 (иногда в 17:00) и заканчивается в 20:00 (или в 19:00, если он начинается в 17:00).

Инте­рес­ный факт

В начале XX века в Киевской духовной академии была предпринята попытка воссоздать всенощное бдение в полном соответствии с литургическим уставом. Его подготовка заняла несколько месяцев и потребовала значительных материальных ресурсов. Само всенощное бдение длилось около восьми часов, включая чтение канона, которое продолжалось более двух часов. Использовались обычные четырехчастные песнопения. Организатор этого необычного события, профессор М. Скабалланович, вспоминает о нем следующим образом: «Трудно выразить словами то, что почувствовали слушатели этой службы, названной некоторыми «историческим всенощным бдением». Два руководителя службы, которые знали наизусть 2-ю главу Типикона …. должны были проверить после всенощной, смогут ли они продолжить службу. Большинство исполнителей услуг … во время всенощного бдения были как бы пьяны … Один студент, который любил поспать, несколько раз выходил из церкви, раздевался и ложился спать, но, не в силах заснуть при мысли о том, что всего в нескольких шагах от него проходит такой оригинальный, неслыханный концерт, возвращался в церковь. Один из его двоюродных братьев выучил все псалмы, стихи, каноны и библейские песни, которые можно петь перед всенощным бдением….. Планируется спеть их все в великом пении Знаменного, что продлит всенощное бдение на 3-4 часа.

***

Мы настолько захвачены мирскими заботами и хлопотами, что нам нужно очень долгое Богослужение, чтобы достичь истинной духовной свободы. Таким бдением является всенощное бдение, совершаемое вечером накануне воскресных и других праздников, которое способно освободить наши души от мрака мирских впечатлений, открыть их для духовного смысла праздника и получить милости. Всенощное бдение всегда предшествует Литургии, главной литургии Церкви. И если Литургия в ее сакраментальном значении символизирует Царство грядущего века, вечное Царство Божие (хотя это значение не ограничивает Литургию), то Всенощное бдение символизирует то, что ему предшествует, историю Ветхого и Нового Заветов.

Всенощное бдение начинается с Великой вечерни, на которой изображаются основные вехи ветхозаветной истории: сотворение мира, падение первых людей, их молитва и надежда на будущее спасение. Например, первое открытие врат Святая Святых, каждение алтаря духовенством и провозглашение: «Слава Пресвятой, Единосущной и Животворящей, и Нераздельной Троице…». означают сотворение мира Святой Троицей, когда Святой Дух, символизируемый снопом благовонного дыма, омыл первозданный мир, вдохнув в него животворящую силу. Затем поется псалом 103 «Благослови Господа, душа моя», воспевающий мудрость Творца, проявляющуюся в красоте видимого мира. В это время священник кадит весь храм и молящихся, а мы вспоминаем райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог обитал с ними, наполняя их благодатью Святого Духа. Но человек согрешил и был изгнан из рая — ворота Царства закрыты, и теперь перед ними возносится молитва. А пение стихов «Господи, я взывал к Тебе, услышь меня» напоминает об участи человечества после грехопадения, когда возникли болезни, страдания и нужда, и люди в покаянии искали милости Божьей. Песнопение заканчивается строфой в честь Пресвятой Девы Марии, во время которой священник, предваряемый свещеносцем и дьяконом с ковшом, выходит из северной двери алтаря и торжественно входит через Святые врата, тем самым обращая наше мысленное внимание к возвещениям ветхозаветных пророков о пришествии Спасителя в мир. Таким образом, каждый отрывок Вечерни содержит возвышенные смыслы, обычно связанные с историей Ветхого Завета.

Затем следует Утреня, знаменующая наступление новозаветного времени — явление Господа в мир, Его Рождество в человеческом облике и славное Воскресение. Самые первые стихи перед шестисловием: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» — напоминают хвалу ангелов, явившихся вифлеемским пастухам во время Рождества Господа (ср. Лк 2:13-14). «Полиелей» (что означает «много милостей» или «много света») — это торжественная часть всенощного бдения, в которой празднуется Божья милость, явленная в пришествии Сына Божьего, спасшего человечество от власти дьявола и смерти. Служба начинается с торжественного пения хвалебных стихов: Хвалите имя Господа, хвалите слуг Господних». Аллилуйя», зажигаются все светильники в храме и открываются Святые врата в знак особой благосклонности Бога к человечеству. Накануне воскресенья поются особые воскресные тропари — радостные песни в память о Воскресении Господа, повествующие о том, как ангелы явились мироносицам у гроба Спасителя и возвестили о воскресении Иисуса Христа. Торжественно читается Евангелие соответствующего праздника, после чего поется Канон — собрание особых коротких гимнов и молитв, посвященных данному празднику. Стоит отметить, что, помимо этого, каждое Всенощное бдение посвящено определенному празднику, священному событию или воспоминанию святого или иконы Божией Матери, поэтому на протяжении всего Богослужения поются песнопения и молитвы, посвященные этому празднику. Таким образом, смысл всенощной можно понять, не только зная смысл литургических действий, но и вникая в смысл песнопений отдельных праздников, для чего хорошо ознакомиться дома с содержанием литургических текстов. Но прежде всего, мы должны научиться молиться во время богослужений с теплотой и искренностью, потому что только так мы можем достичь цели богослужений — общения с Богом.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector