Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году к северу от Вологды, на дороге к Белоозеру, на левом берегу реки, недалеко от деревни Вырягово. Он был основан Димитрием Прилуцким, игуменом Никольского монастыря в Переслав-Зальском, известным русским святым и небесным покровителем Вологды. Он построил деревянную церковь в монастыре и деревянные кельи для монахов рядом с ней. Крестьяне, владевшие землей, «благородные господа Илья и Исидор Выпряга, охотно отдали ее преподобному».Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году к северу от Вологды, на дороге к Белоозеру, на левом берегу реки, недалеко от деревни Выпрягово. Он был основан Димитрием Прилуцким, игуменом Никольского монастыря в Переслав-Зальском, известным русским святым и небесным покровителем Вологды. Он построил деревянную церковь в монастыре и деревянные кельи для монахов рядом с ней. Крестьяне, владевшие землей, «дворянин Илья и Исидор Выпряг, охотно отдали ее преподобному».
Спасо-Прилуцкий монастырь был в большом почете у великих князей Иоанна III, Василия III и Иоанна IV.
Иоанн III забрал из монастыря икону Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием во время похода на Казань в 1503 году. После похода он украсил икону золотом и серебром. Современная копия этой иконы хранится в монастыре. Василий III и его жена Елена Глинская посетили Спасо-Прилуцкий монастырь в 1528 году во время паломничества по русским монастырям.
Иоанн IV взял Киликийский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря во время своего Казанского похода в 1552 году. Крест деревянный, высотой 140 см, восьмиконечный, украшен множеством резных изображений из белой кости и покрыт серебряно-позолоченной басмой. Историки связывают его происхождение с древней Киликией (Малая Азия). В настоящее время крест хранится в Вологодском музее.
Как отмечает историк С.М. Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен», Димитрий Прилуцкий построил свой монастырь «на многих дорогах, которые шли от Вологды до Северного океана». К XVI веку Спасо-Прилуцкий монастырь уже стал одним из богатых и знаменитых монастырей на севере России.
Спасский собор.
В центре монастыря находится Спасский собор и его колокольня. Это первая каменная церковь в Вологде. Для того чтобы строительство велось как можно быстрее, Иван Грозный даже приказал освободить монастырь от всех налогов. Собор был построен между 1537 и 1542 гг. В 1542 году Иоанн IV посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и новопостроенный собор.
Спасо-Прилуцкий собор был построен по типу московских соборов. Это двухэтажная церковь кубической формы, с четырьмя колоннами и тремя пролетами. Собор венчают пять шлемовидных голов, расположенных на круглых барабанах. В нижней части куполов, на барабанах, находится карниз, украшенный орнаментальной прорезью. Первый этаж сводчатый, крестовые своды верхнего святилища поддерживаются четырьмя пилястрами, карнизы пилястр поддерживаются тремя полукруглыми скатами. Западная паперть была пристроена к собору до 17 века. Северное и южное крыльцо были добавлены позже, между 1654 и 1672 годами.
Западное крыльцо состоит из двух кувшинообразных каменных столбов и двух полустолбов. Столбы поддерживаются двумя арками, подвешенными с каждой стороны. Арки завершаются мостом. С западной стороны крыльцо имеет фронтон, карниз которого вырезан между осями столбов. На простой стороне фронтонных стен нарисована фреска.
Собор доминирует над окружающими зданиями и отличается величественным видом. Его монументальный объем на высоком основании выглядит еще более впечатляюще. С трех сторон собор окружен клуатрами, а на востоке находятся три массивные апсиды. Над зданием возвышаются пять широко расставленных массивных глав, придающих большую устойчивость его массе. Каждая стена храма разделена широкими плоскими смесями на три ряда. Над стенами возвышаются два яруса больших полукруглых бра с небольшим килем посередине.
В архитектуре собора Спасо-Прилуцкого монастыря чувствуется влияние столицы, но в отличие от московских церквей, храм выполнен с той подчеркнутой скромностью, которая присуща северной архитектуре. Декоративное решение фасадов предельно лаконично. Декор барабанов, состоящий из бегунков, ниш, арок и обрамлений, отличается небольшим разнообразием. 17 сентября 1811 года загорелась свеча, оставленная внутри собора. Все внутреннее убранство было сожжено. Некоторые главы были сожжены.
В 1812 году, когда французы захватили столицу, в обугленном соборе сохранились сокровища Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Чудовского, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодворского, Вознесенского и некоторых московских соборов, вывезенные из Москвы. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы.
Между 1813 и 1811 годами собор был перестроен. В процессе восстановления поврежденных глав им была придана форма кувшина. Сожженные стены были восстановлены. Ярославский мастер Иван Баранов и еще восемь человек оштукатурили стены внутри собора. В 1841 году Михаил Горин, крестьянин из Вологды, сделал новую главу с крестами и новый шпиль на колокольне. Сегодня собор и колокольня восстановлены в первоначальном виде.
Между 1813 и 1817 годами собор был отреставрирован. В процессе восстановления поврежденных головок им была придана форма кувшина. Обгоревшие стены были восстановлены. Ярославский мастер Иван Баранов и еще восемь человек штукатурили стены внутри собора. В 1841 году Михаил Горин, крестьянин из Вологды, сделал новую главу с крестами и новый шпиль на колокольне. Сегодня собор и колокольня восстановлены в первоначальном виде. В нижней части собора находятся гробницы Димитрия Прилуцкого и угличских князей Иоанна и Димитрия, которые были сосланы Иоанном III в Вологду. Иоанн принял монашеский постриг с именем Игнатий. Были восстановлены гробницы святых Димитрия и Игнатия Прилуцких, которые являются святынями монастыря, почитаемыми монахами и паломниками. В верхней церкви в начале 20 века было три алтаря:
Всемилостивый Спаситель и происхождение равноконечных рук животворящего креста — в центральной части;
Преображение Господне — в пристроенном южном крыльце;
Преображенская церковь — в северном крыльце; Преображенская церковь — в южном крыльце.
В нижней церкви было пять алтарей:
Преподобный Димитрий и блаженный князь Игнатий;
Преподобный Сергий Радонежский Чудотворец;
Встреча с Господом;
Прозрение;
Успение святой Анны, матери Пресвятой Девы Марии.
Колокольня.
Колокольня была построена одновременно с собором между 1537 и 1542 гг. Она примыкала к северо-западному углу. Эта колокольня вскоре была снесена. Новая, ныне существующая, была построена между 1639 и 1654 г. В 1736 г. на новой колокольне было восемнадцать колоколов. Большой колокол весом 357 пудов 30 фунтов и депутатский колокол весом 55 пудов с изображениями князей Димитрия и Иоанна Угличских были отлиты в 1736-1738 годах Иоанном Калиновичем Коркуцким, белозерским мужиком. В верхнем восьмиугольнике, над колоколом, были установлены большие круглые часы с боем.
Помещения массивного нижнего четырехугольника использовались в качестве келий и церкви. Над колоколом были возведены два последовательно уменьшающихся восьмигранника с куполом на конце. Килевидные арки и узорчатые карнизы колокольни нашли отклик в декоративных полосах монастырских церквей.
Через крытые переходы собор соединен с комплексом зданий, одним из которых является церковь Сретения Господня. Церковь представляет собой однокупольное двухэтажное строение с примыкающей к нему трапезной. Точное время его постройки неизвестно: в описи монастыря 1623 года он уже упоминается как сделанный из камня. На нижнем этаже располагалась церковь, которая сегодня не существует. В 1876 году в трапезной церкви была построена придельная часовня во имя Святой Варвары.
Сразу бросается в глаза, что своим завершением в виде трех ярусов карнизных арок и декора он перекликается с расположенными выше Спасским и Вознесенским соборами. Колончатые арки и декоративные полосы ниш, балясин и перил придают церкви более нарядный вид.
Надвратная церковь Вознесения Господня.
Главные ворота Спасо-Прилуцкого монастыря, надвратная церковь над ними и часть каменной стены были построены вскоре после возведения собора Всемилостивого Спаса. Они отмечают въезд в монастырь со стороны дороги на Архангельск, Кирилов и Белозерск. Надвратная церковь была освящена в 1590 году во имя Феодора Стратилата, а в 1844 году ее переименовали в Вознесение Господне.
Согласно монастырским записям 17 века, к надвратной церкви примыкала каменная часовня с четырьмя окнами, где висели колокола. Рядом с часовней находились круглые часы с гонгом. Возможно, она была перенесена с колокольни собора.
Между 1729 и 1730 годами эта часовня была перестроена в небольшую шатровую колокольню. Сохранились четыре окна в четырех боковых часовнях, а сверху была построена восьмиугольная колокольня с шатровой крышей. В 1914 году на шатровой колокольне находился один колокол весом 52 пуда, который был отлит из старой колокольной меди мастером Чартышниковым в 1876 году.
Украшение здания в основном состояло из полос, арок, ниш, рун на стенах и барабана. Подобный декор, в котором прослеживается новгородское и московское влияние, характерен для многих северных каменных храмов XV-XVI вв. Стены церкви разделены на два ряда одной лопатой, что не является простой декоративной мерой, а отражает внутреннюю структуру храма. Здесь мы сталкиваемся с двойным кренделем, характерным в основном для северной архитектуры.
Церковь Всех Святых.
Церковь Всех Святых называли «больничной церковью», потому что в прошлом она была пристроена к зданию больницы. Он одноэтажный, однокомнатный, с двумя фонарями. Он был построен в 1731 году и посвящен во имя Трех Святителей. В 1781 году она была переименована в церковь Всех Святых.
Церковь в Катерине.
В десяти метрах к востоку от Венской православной церкви стоит небольшая каменная церковь, посвященная святой Екатерине и святому равноапостольному великому князю Владимиру. Он был построен в 1830 году усердием вологодского помещика Владимира Волоцкого над могилами своих родственников, похороненных здесь.
Успенская церковь.
На месте монастыря сейчас находится деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, датируемая первой половиной XVI века. Он был перенесен из Александро-Куштского монастыря близ деревни Устья на берегу реки Кушта, в трех километрах от Кубенского озера. Церковь является одним из старейших памятников деревянного зодчества на русском севере. Его архитектура подчеркивает динамичное стремление всех форм вверх. Над крестообразным в плане блоком в центре расположен восьмиугольник, который имеет расширение в верхней части, называемое «куполом». Восьмиугольник увенчан стройной высокой шатровой крышей с небольшим куполом. Опущенные боковые части дополнены красиво изогнутыми бочкообразными сводчатыми крышами. Серебристый цвет досок (отдельных деревянных брусьев), покрывающих шатер и крышу, гармонично сочетается с мягким бархатисто-коричневым цветом бревен. Все формы церкви неразрывно связаны между собой, создавая уникальный целостный и пропорциональный объем.
Надворные постройки.
В начале 17 века Спасо-Прилуцкий монастырь неоднократно подвергался разорению. 18 декабря 1618 года войска поляков и литовцев, гетмана Шелковского и казацкого атамана Баловня сожгли в трапезной 59 монахов, погибло более двухсот человек. В течение трех дней литовцы и поляки властвовали в монастыре. Они разграбили имущество и сожгли монастырский архив.
В следующем году монастырь был снова разорен сибирским царем Арсланом Алеевичем, который приехал «защищать» монастырь от татар и казаков. Другой «защитник» — Барадж Мураза с татарами — простоял в монастыре девять дней. В 1618 году отряд литовцев сжег трапезную со службами и треть монастырских построек. Они угнали монастырский скот, разграбили имущество, сожгли усадьбы, деревни и города и убили многих монастырских крестьян.
В 1645 году в Спасо-Прилуцком монастыре вместо сожженных литовцами деревянных келий с трапезной было построено одноэтажное каменное здание монастырских келий с братской трапезной. Для строительства келий были приглашены каменщики из Спасо-Ярославского монастыря: Иван Сергеев сын по кличке Сено и Титов Иванов сын по кличке Балаш. Позже, в Прилуцкой слободе, некоторые мастера-каменщики пришли из подручных монастыря, и многие прилуцкие жители стали своеобразными каменщиками, передаваемыми из поколения в поколение.
Древние кельи аббатов представляли собой двухэтажные каменные здания, перекрытые кирпичными сводами. Жилые помещения располагались на первом этаже, а подвалы — на втором. Северный фасад келий аббатов выходил на вход в собор. Жилые кельи настоятелей были соединены с церковью Сретения крытым переходом.
В 1718 году к западу от Надвратицкой церкви был построен каменный сушильный дом, который вскоре был перестроен в двухэтажное здание для зимних келий настоятелей, а позже в гостевой дом для посетителей.
В 1720 году к востоку от надвратной церкви было построено двухэтажное каменное здание келий, которое впоследствии стало монастырским складом.
Вдоль северной стены продолжается жилой дом братства, заканчивающийся на востоке церковью Всех Святых. Он был построен в 17-18 веках, фасад был украшен в 1790 году. В нем находятся кельи монахов.
Стены и башни.
В начале 17 века Спасо-Прилуцкий монастырь был окружен с трех сторон деревянной оградой. Из камня были сделаны только главные ворота с надвратной церковью и часть стены, прилегающей к ним. Это стало одной из причин разорения монастыря между 1612 и 1619 годами.
В 1656 году Спасо-Прилуцкий монастырь завершил строительство каменных стен и башен. Они были построены по всем правилам крепостного строительства середины 17 века. В плане оборонительные стены монастыря имеют неправильную прямоугольную конфигурацию, по углам которой возведены шестнадцатигранные башни, соединенные с высокими оборонительными стенами. Северная стена с главными каменными воротами и надвратной церковью, как упоминалось выше, была построена раньше, в 16 веке. На западной стене была построена прямоугольная Водонапорная башня с воротами на реку Вологду. В южной стене есть третьи, меньшие ворота, которые сейчас замурованы.
Угловые башни выступают из стен и приспособлены для круговой обороны. Башни имеют стрелковые отверстия с машикулями в наружных стенах. Внутри башен, в центре, находятся каменные столбы, которые поддерживают стропила шатра и внутренние балясины башен, а также столбы смотровых башен. Балки перекрытия радиально устанавливаются в колонны с одного конца и в наружную стену башни с другого. Потолочные балки были обшиты деревом, между ними были деревянные ступеньки.
В северной и южной угловых башнях находились комнаты, так называемые «каменные мешки», расположенные в каменных столбах ряд за рядом. В башнях хранились пушки, пушечные ядра и порох. Было 30 пушек и более 150 выстрелов, 22 фунта снарядов и дроби.
На стенах находились нижние и верхние стреляющие устройства. Вдоль всех стен с внутренней стороны, на каменных арках или на утолщении стены, была построена верхняя боевая площадка. Верхняя боевая зона служит проходом вокруг всех стен. Стена и круговой маршрут имеют деревянное или железное покрытие. Длина стен составляет 830 метров, высота — 7,5 метров, толщина — 2 метра. Перед западной стеной с вологодской стороны находится земляная насыпь.
В монастыре находится могила известного русского поэта Константина Николаевича Батюшкова (1787 — 1855).