Причастие в церкви

Смысл жизни православного христианина заключается в единении с Господом Иисусом Христом. Этот союз полностью совершается в таинстве Причастия (или Евхаристии). Это таинство является самым важным таинством Церкви, так же как Пасха является самым важным праздником.

Таинство — это не просто внешний обряд или магия. Поклонение только внешней стороне церковной жизни, без внимания к своей душе и без работы над собой, ничего не даст человеку.

Господь хочет, чтобы мы отдали Ему свое сердце и поставили Его в центр своей жизни.

Читайте предыдущую статью о том, как правильно исповедоваться перед принятием Святого Причастия.

Причастие в церкви

Причастие в церкви — что это такое?

Причастие в православной церкви — это таинство, в котором христиане принимают тело и кровь Христа под видом хлеба и вина. Причащающиеся таинственно соединяются с Господом Иисусом и становятся причастниками вечной жизни. «Примите тело Христово, ешьте из источника бессмертия». — так поет Церковь во время священной трапезы.

Таинство Евхаристии было установлено Иисусом Христом накануне Его крестных страданий, во время Пасхальной Тайной Вечери с учениками. Здесь Господь Сам совершил это таинство: Он взял хлеб, благословил его, преломил и раздал ученикам со словами: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, которое за вас предается». Сие творите в память обо Мне».

Тогда Он взял чашу с вином и, возблагодарив, подал ученикам Своим, сказав: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов». Сие творите в память обо Мне. (Матфея 26:26-28, 1 Коринфянам 11:23-25).

Причастие в церкви

Установив однажды таинство причастия, Иисус Христос повелел своим ученикам и апостолам всегда праздновать его: сие творите в воспоминание Меня. Поэтому это таинство совершается и всегда будет совершаться (до конца времен) в Церкви Христовой на Божественной литургии (иначе называемой Евхаристией). И христиане, участвующие в литургии, становятся участниками этой самой Тайной вечери, которая совершается вне времени, в вечности.

Прообразом таинства Евхаристии является евангельское чудо, в котором Христос взял пять хлебов, благословил их, преломил и накормил пять тысяч человек. А через несколько дней Он накормил семью хлебами четыре тысячи человек, не считая женщин и детей.

Во время Божественной литургии, действием Святого Духа, хлеб и вино превращаются в истинные Тело и Кровь Христа (Святые Дары).

Под словом освятить святые отцы подразумевают сакраментальное соединение божественности Христа с хлебом и вином; в хлебе и вине нет никаких материальных изменений. Католическая церковь трактует его по-другому.

В праздновании Евхаристии используется один хлеб, потому что все христиане составляют одно Тело Христово, Церковь, главой которой является Христос: «Один хлеб, и мы, многие, одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор 10:17). Те, кто стал причастниками Христа, составляют одно тело и одну кровь (родство) со Христом, а также являются братьями и сестрами между собой. Это следует понимать духовно, а не в смысле физического изменения нашего тела.

Причастие в церкви

Христос является Отцом христиан, родив их свыше через Святое Крещение. Он также является их Матерью, питая их не только Своей кровью вместо молока, как младенцев, но также Своим телом и Духом. Поскольку через таинство причастия Христос соединяет Себя с верующими в одно тело, Он также является Женихом Своей Церкви, становясь с ней не только одним Телом, но и одним Духом.

Как подготовиться к причащению Святых Христовых Тайн?

В таинстве Евхаристии Христос Своей Божественной благодатью входит в человеческое сердце, как бы спускаясь в ад, и очищает его от грехов. Однако для того, чтобы принять участие в этом таинстве, христианин должен очистить себя через покаяние и исповедь.

Покаянием он не очищает себя, а просит Господа, Который превращает недостойных в достойных. Самое главное — это осознание своих грехов, желание очиститься и обратиться к Спасителю за помощью и прощением.

исповедь

Как говорит Павел: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». Пусть человек испытает себя (1 Кор 11:27-28). Однако, поскольку человеку невозможно стать достойным принятия Святых Даров Христа, «достойность» здесь определяется осознанием своего недостоинства, своей греховности. То есть, степень достоинства определяется степенью смирения.

В феврале 2015 года Ассамблея епископов Русской православной церкви приняла новый документ «Об участии верных в Евхаристии», в котором говорится о подготовке верных к великому таинству.

Целью подготовки к причастию должно быть не формальное выполнение правила, а приобретение покаянного и благоговейного состояния души. Нужно примириться со всеми и простить всех. Достаточный пост и внимательная молитва помогают человеку достичь такого внутреннего состояния. Христианство — это религия обновленного внутреннего человека.

Пасторам предлагается не подменять любовь ко Христу законничеством. Каждому человеку следует предлагать такую работу, которая соответствует его духовному возрасту, опыту, состоянию здоровья, внешним заботам и т.д.

Если человек общается с Богом каждую неделю и соблюдает все посты Церкви (многодневные и однодневные), духовник может разрешить ему не поститься дополнительно перед причастием. Необходимым правилом является Порядок Святого Причастия. При необходимости могут быть прочитаны и другие каноны. Исповедь может быть совершена по необходимости, но священник должен дать благословение на участие в таинстве.

Если человек редко причащается, то ему необходим физический и духовный пост в течение нескольких дней (1-4 дня). Ум не должен отвлекаться или отвлекать. Каждый день можно читать по одному канону: покаянный, Богородице, Ангелу Хранителю. Утренние и вечерние рецепты можно прочитать полностью. Посещайте все богослужения. Хорошо читать или слушать (в записи) Евангелия, святых отцов, псалтырь.

Причастие в церкви

Вы можете читать канон службы причастия вечером, а остальную часть службы — утром. Также можно прочитать весь текст вечером или утром перед службой. Обязательно посетите таинство исповеди (покаяния), лучше всего на вечерне. Инструкции о том, как подготовиться к исповеди, см. в разделе «Исповедь».

Евхаристический пост остается обязательным для всех: после полуночи перед Литургией нельзя пить, есть и курить; брачное ложе должно быть освящено воздержанием. В женской нечистоте (а также в мужской) нельзя участвовать в причастии (за исключением тленных или больных состояний). Необходимо присутствовать на вечерней службе и не опаздывать на литургию. Литургия сама по себе является хорошей подготовкой к причастию, если человек внимательно слушает и молится.

Частота причащения

Частота может быть индивидуальной для каждого человека. Святитель Феофан Затворник говорил, что раз или два в месяц, но он не возражал против более частого причащения.

Святой Никон Оптинский говорил: трудно сказать, что лучше — частое или нечастое причащение Тела и Крови Христовых. Сборщик налогов Закхей с радостью принял дорогого Гостя в свой дом и процветал. Сотник осознавал свое недостоинство и в смирении не осмелился принять Господа в своем доме, и хорошо сделал. Хотя их действия были противоположными, их мотивы были одинаковыми. И в глазах Иисуса Христа они были одинаково достойны. Суть в том, чтобы достойно подготовиться к этой великой тайне.

Притча о брачном пире

Евангельской аналогией Евхаристии является притча о брачном пире (Мф. 22:1-14). Царь (Бог Отец) устроил свадебный пир для своего сына (Иисуса) и пригласил званых гостей (иудейских первосвященников и фарисеев).

Но они утратили дух веры, соблюдая лишь внешние обряды, поэтому отказывались приходить по разным тщетным причинам: одни уходили на свои поля, другие занимались своим ремеслом, а третьи убивали посланных слуг (пророков и апостолов). Разгневанный царь послал армию, чтобы истребить их и разрушить их город.

Затем царь приказал им созвать всех, кого можно найти на дорогах и перекрестках (язычников), как плохих, так и хороших: «Телята мои и откормленные и зарезанные, и все готовое; приходите на брачный пир» (Христос через Свои страдания, смерть и воскресение приготовил для нас вечное жилище). И пир наполнился возлежащими. (Точно так же Господь примет всех, кто откликнется на Его призыв, если только мы готовы быть со Христом).

Но царь захотел посмотреть на гостей и увидел человека не в брачной одежде и сказал: «Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Но мужчина продолжал молчать. Тогда царь связал его и бросил во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Ибо много званых, но мало избранных.

Раньше на Востоке, когда царь звал гостей на пир, он готовил для них праздничные одежды. Если кто-то не носил эту одежду, он оскорблял царя. Это значит, что мы, нищие и калеки, не сможем соткать себе брачные одежды, достойные трапезы на небесах. Поэтому давайте верить и просить Спасителя помочь нам снять старые одежды и облечься в праздничные, чтобы нас не прогнали с царской трапезы и не ввергли во тьму.

Причастие в церкви

Призванные — это все те, кто принял крещение. А избранные — это спасенные, то есть те, кто считает себя потерянными (или утопающими), нуждающимися в Спасителе. Заблудшие взывают к Христу о спасении: они молятся, смиряются, каются. Христос очищает их сердца, обновляет их дух и одевает их в брачные одежды. Затем Он наделяет их Своими Святыми Дарами.

Как проходит евхаристия в православной церкви

Святое таинство причастия празднуется на службе, которая называется Евхаристия (в переводе с греческого — благодарение) или Литургия (в переводе с греческого — общее дело, или дело Бога и людей).

В IV веке, после гонений на христиан, святой Василий Великий написал для всех церквей. Святой Василий Великий написал литургический обряд для всех церквей, а святой Иоанн Златоуст немного сократил его. Обряд был основан на литургии святого Иакова, брата Господня (первого епископа Иерусалима). Литургия Василия Великого совершается 10 раз в год, Литургия Освященных Даров святого Григория Евангелиста — по средам и пятницам в Великий пост, а Литургия святого Иоанна Златоуста — в остальное время года.

Причастие в церквиСвятой Василий Великий и святой Иоанн Златоуст

В евхаристическом действии, происходящем в вечности, Христос одновременно является Богом (Которому приносится Жертва), самой Жертвой — Агнцем (Он приносит Себя в жертву за грехи всего мира) и Священником (который приносит Жертву).

Святой Дионисий Ареопагит говорил, что это особое, вневременное празднование жизни Христа в Литургии не подчиняется логике бытия. Он вызывает в памяти прошлое, настоящее и будущее как уже прошедшее и вечное.

Литургия содержит воспоминание о воплощении, жизни, смерти, погребении и воскресении Христа и всей истории мира от сотворения до Его второго пришествия. Литургия состоит из трех частей:

  • Проскомидия,
  • Литургия катехуменов,
  • Литургия верных.

1) Проскомидия

Причастие в церкви

Проскомидия переводится с греческого как жертвоприношение. Древние христиане приносили хлеб и вино для причастия. В настоящее время на пожертвования прихожан служители церкви покупают вино и пекут просфоры из квасного хлеба (просфора означает приношение). На облатках ставится крест и буквы «IS XR» и «NI KA», означающие, что Иисус Христос — победитель (Христос победил грех, смерть и дьявола).

У алтаря, на специальном алтарном столе, просекко изготавливается из пяти просфор по числу евангельских пяти хлебов, которыми Бог накормил пять тысяч человек (Марка 6:38-44). Вино — красное виноградное вино, напоминающее кровь, смешивается с водой в память о том, что из ребер Спасителя на кресте вытекали кровь и вода.

Одна просфора (агница) используется непосредственно для священной трапезы, поскольку «один хлеб, а мы многие — одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор 10:417).

Благословив начало проскомидии, священник подходит к алтарю. На первой (agnica) просфоре он трижды осеняет себя крестом со словами: «В воспоминание Господа нашего и Бога и Спасителя Иисуса Христа». Затем священник отрезает копьем центральный кусок облатки и произносит слова пророка Исайи: «Как овцу ведут его к месту погребения, и как агнца без порока…». (Исаия 53:7-8).

Кубическая часть профоры называется Агнец, после слов Иоанна Крестителя: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоанна 1:29). Священник кладет Агнца на плиту, разрезает его крестообразно снизу и произносит: «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира, приносится в жертву для жизни и спасения мира»:

«Один из воинов пронзил копьем ребра Его, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший это засвидетельствовал, и свидетельство его истинно» (Ин 19:34). И с этими словами священник наливает вино и воду в потир (чашу).

причащение в церкви

Частица, взятая из второго потира, посвящается Богоматери. Она находится по правую руку от Агнца: Царица Небесная предстает по правую руку от Своего Сына и Царя Христа.

Девять частиц берутся с третьей облатки в память о девяти лицах: в память об Иоанне Предтече, пророках и святых Ветхого Завета, апостолах, святых мужах, мучениках, непорочных святых, крестных отцах Иоакиме и Анне, святом, имя которого произносится во время литургии. Эти девять частей расположены на диске слева от Агнца. В этом таинстве святые более прославлены через причастие к Жертве Спасителя. И через них мы также более освящены.

Начиная с четвертого посвящения, четвертая чаша вынимается за живых членов Церкви и ставится под Агнца. С пятой — за усопших членов Церкви, а ниже помещаются частицы за живых.

причащение в церкви

Причастие в церкви

Затем священник берет частицы из малых потиров, которые верующие преподносят с карточками о здравии и упокоении своих близких, и кладет их вместе с частицами из четвертого и пятого потиров. В то же время священнослужители зачитывали имена тех, кто отмечен в записках.

И вот, возле Агнца растет гора частиц — Церковь на небе и на земле, святые и грешники, живые и мертвые, погибшие и больные. Вот великая тайна: Бог среди людей и Бог среди богов (святых). Здесь находится будущее Царство и откровение вечной жизни.

В конце проскомидии священник исповедует Христа как Хлеб Небесный, данный в пищу всему миру. Он молится Богу за всех, кто стоит на Литургии и молится за эту жертву.

Во время чтения проскомидии в хоре читаются следующие часы: час 3 (9 утра) напоминает о событиях (которые происходили в это время суток) — суд над Пилатом и, позднее, сошествие Святого Духа на апостолов. Час 6 (полдень) напоминает о грехопадении Адама и Евы, а затем о пригвождении Господа к кресту.

2) Литургия оглашенных

«Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков». Это первое восклицание священника переносит верующих из земной реальности в небесную, в Царство Святой Троицы, напоминая им, что Литургия — это время присутствия Неба на земле.

«Давайте помолимся Господу с миром». — так начинается Великая ектения мира, настоятельная молитва в мире, тишине и спокойствии духа, примирившись со всеми, в единодушии и взаимной любви. Верующие просят Бога о мире во всем мире, о благополучии святых Божьих церквей, о церковных и светских властях, о данном храме, о данном городе, о данной стране, о хорошей погоде, о спасении всех людей, о спасении плавающих, путешествующих, больных, страждущих, пленных, о нашем спасении от всякой скорби, гнева и лишений, о христианском конце.

После Великой ектении хор исполняет три антифона: Псалом 102 «Благослови Господа, душа моя», Псалом 145 «Хвали Господа, душа моя» и евангельские блаженства (Мф.5,3-12). Эти антифоны разделены на три части (в честь Святой Троицы) с небольшими литаниями: «И снова (снова и снова) помолимся в мире Господу…». Церковь следует предписанию святого Павла (Кол.3:16): петь псалмы, восхваляя и благодаря Господа за всю Его доброту и заботу о нас.

По окончании благословений царские врата открываются, и священник с Евангелием в руках выходит через северную дверь алтаря на кафедру. Этот маленький вход символизирует первый вход Христа для Его провозглашения. Взирая на Евангелие как на Самого Христа, верующие поют: «Придите, поклонимся и придем ко Христу…».

Священник молится, чтобы вместе с ним в алтарь вошли ангелы, чтобы помочь катехуменам и всем верующим увидеть мир в перевернутой перспективе: то, что мирские люди воспринимают как слабости (нищета духа, смирение, кротость, милосердие…), на самом деле необходимо для достижения Царства Небесного.

После входа поются тропари и континги, отражающие священные события праздника. Затем поется трисвятое: «Святый Боже, Святый Могучий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Затем читаются Апостол и Евангелие. За Евангелием следует усиленная лития за всех живых и усопших православных христиан. В это время христиане должны усиленно молиться за своих близких, за которых они сделали запрет.

причащение в церкви

За катехуменов читаются ектении, чтобы Господь смилостивился над ними, открыл им Евангелие истины и удостоил их Святого Крещения. Затем катехуменов просят покинуть церковь: «Вы, которые катехумены (только) выходите». Эти слова также должны быть предупреждением для верующих: мы тоже должны задуматься о своем недостоинстве, рассмотреть себя и попросить у Господа прощения.

3) Литургия верных

Поскольку литургия — дело общинное, все собравшиеся сослужат священнику в таинстве Евхаристии с молитвой и благодарением. Литургия верных, или крещеных, делится на шесть частей.

1.Перенесение честных Даров с жертвенника на престол

После двух коротких литаний алтарь открывается, священник молится тайно, диакон кадит алтарь, а хор поет гимн «Тайно образуем Херувимов и поем гимн животворящей Троице, отложим все заботы мира». И мы, представляющие Херувимов в тайне, поем гимн животворящей Троице.

Священник и диакон берут Святые Дары из алтаря, отходят от алтаря через северную дверь, останавливаются у амвона лицом к верующим и молятся за Патриарха и всех присутствующих иерархов, священников, монахов и православных. Затем они возвращаются в алтарь через царские врата, кладут Дары на престол на развернутые антиминсы и накрывают «воздух». Это прохождение Даров называется торжественным входом и символизирует шествие Спасителя для освобождения от страданий.

причащение в церкви

Царские врата закрываются, и певцы завершают гимн Херувимов: «Воскрешая Царя всех, ангельскими сонмами невидимо. Аллилуйя (три раза)». И мы славим Царя всех, Которого незримо славят ангельские чины. Когда-то королей и победоносных вождей носили на щитах, а щиты поддерживали копьями. Дориносима — переводится с греческого как владеющий копьем.

2.Приготовление верных к освящению честных Даров

После молитвы к Пресвятому Таинству и ектении прошения диакон возгласил «Дверь, дверь, не взываем ли мы в премудрости». В то время двери церкви были закрыты, а сейчас мы должны закрыть двери наших душ от посторонних мыслей. У царских врат завеса отдергивается, и прекрасные Дары достаются из воздуха. Вся община поет православный Символ веры, составленный святыми отцами на первом (325) и втором (381) Вселенских соборах.

причащение в церкви

Священник призывает верующих обратить свои сердца вверх, а хор отвечает словами «Подражаем Господу», означающими, что мы уже устремлены к Богу.

3.Освящение (преложение) Даров

«Мы благодарим Бога». — Эти слова священника символизируют то, как Христос благодарил Бога Отца на Тайной Вечере. И верующие благодарят и поклоняются: «Достойно и праведно поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу, Святой Троице, единосущной и нераздельной».

Священник произносит тайные евхаристические (благодарственные) молитвы, вспоминая Тайную вечерю, и громко восклицает: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, ломимое за вас во оставление грехов». Пейте все, сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов.

Священник говорит вслух: «Жертва Твоя за всех и за вся». Хор поет: «Тебе мы поем, Тебя мы благословляем, Тебя мы благодарим, Господи, и Тебе мы молимся, Боже наш». Священник таинственно просит Господа излить Святого Духа на прихожан и предложенные Дары.

Причастие в церкви

Благословляя святого Агнца и вино в потире, священник говорит: «Ибо хлеб сей есть истинное Тело Христа Твоего». И в этой чаше — пречестная Кровь Христа Твоего. «И в этой чаше — Дух Твой Святой. Аминь, аминь, аминь».

Служители алтаря совершают земной поклон перед Святыми Дарами, как перед Самим Богом. С этого момента престолы уже не хлеб и вино, а истинные Тело и Кровь Христа. Это самый важный момент Евхаристии.

В тайных молитвах священник благодарит всех святых и особенно Богородицу, а хор поет: «Достойно сие, как истинно восхвалить Тебя, Матерь Божия…».

4.Приготовление верных к причащению

После ектении прошения священник просит Господа призвать Небесного Отца, и все верующие поют молитву «Отче наш…». (Мф.6;9-13). (Мф.6;9-13). Под словами «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» мы понимаем, что этим хлебом является Сам Христос — Хлеб жизни.

церковное общение

Восклицание священника «Причастие святым!» означает, что Святые Дары могут принять только святые, то есть те, кто стремится к совершенству и освятил себя молитвой, постом и таинством Исповеди. Певцы поют «Един Свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца». Аминь».

5.Причащение

Священник преломляет Святой Хлеб и произносит: «Агнец Божий сокрушен и разделен…». Это исповедует тайну, что Тело Христово остается целым (дробным и неделимым) и что каждая частица содержит полноту таинства.

Сначала священнослужители причащаются у закрытой завесы на алтаре, как апостолы ели на Тайной вечере: сначала они принимают тело Христа, а затем его кровь из потира. Хор исполняет гимн и читает молитвы для Святого Причастия.

церковное общение

Для мирского причастия части Агнца погружаются в потир с кровью Христа. Царские врата (как бы гроб Спасителя) открываются, священник выносит Святую Чашу для причастия мирян (это напоминает явление Христа после воскресения) и произносит: «В страхе Божьем и вере приближайтесь». И хор поет: «Благословен грядущий во имя Господне. Господь Бог явился нам».

Священник читает молитву перед принятием причастия: «Верую, Господи, и исповедую, что Ты истинно Христос, Сын Бога Живого (это исповедание апостола Петра), пришедший в мир спасти грешников, из которых я первый (это исповедание апостола Павла). Я также верю, что это самое чистое тело Твое и это самая святая кровь Твоя. Умоляю Тебя: помилуй меня и прости мне согрешения мои… и даруй мне неправедное причастие к Пречистому Таинству Твоему, во оставление грехов и жизнь вечную. Аминь.

церковное общение

В сей день, Сын Божий, прими меня причастником Вечери Твоей, ибо не воспою тайны Твоей врагам Твоим, не поклонюсь Тебе, как Иуда (не предам Тебя поцелуем Иуды), но как вор исповедую Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем (как вор исповедую свое недостоинство). Пусть не для суда и осуждения я причащаюсь святых таинств Твоих, но для исцеления души и тела. Аминь».

Поет хор: «Примите Тело Христово, вкусите источник бессмертия». Христиане складывают руки на груди крестом (послушно, как ягнята) и благоговейно подходят к потиру, призывая его имя и поглощая Пресвятое Таинство. Они целуют ребро чаши (как ребро Господа) и идут к столу, чтобы получить теплую пищу. Сначала разберитесь с детьми, затем с мужчинами и потом с женщинами. Соблюдайте ранги и не старайтесь быть первыми, ибо Христос сказал, что первые будут последними, а последние первыми (Мф.19,30).

церковное общение

После причастия священник в алтаре опускает все частицы, взятые во время проскомидии из потиров 4 и 5 служб и из предложенных облаток, в святой потир, с молитвой, чтобы Господь омыл Своей Кровью грехи всех поминаемых. Все члены Церкви, за которых возносится молитва, как живые, так и мертвые, причастны Евхаристии, даже если они не присутствуют в церкви.

Заключительное благословение чаши со словами «Всегда и во веки веков» напоминает о вознесении Спасителя на небо и Его обещании «Я с вами во все дни до скончания века».

6.Благодарение за причащение и отпуст

Верующие благодарят Господа за причастие бессмертного и животворящего Таинства и просят, чтобы они могли пребывать в Его святости и быть наставленными в Его праведности в течение всего дня. Священник благословляет народ и прославляет Христа Бога. После отпущения грехов верующие целуют крест в знак верности Христу.

Что можно, что нельзя делать после причастия

Сразу после причастия следует поцеловать боковую сторону потира со Святыми Дарами, чтобы не сжимать потир, и не прикасаться к иконам. С другой стороны, следует подойти к столу, где служители дают причащающимся теплую воду, чтобы прополоскать рот и проглотить теплое, чтобы Тело Христово не осталось во рту. После службы можно поцеловать крест и поклониться иконам.

церковное общение

После причастия следует вознести благодарственные молитвы и горячо поблагодарить Господа за Его дар. Если они не читаются в церкви, их можно читать дома. В день принятия Святых Даров воздержитесь от разговоров, болтовни или хмурого настроения. Читайте духовную литературу. Старайтесь как можно дольше сохранять в себе благодать Святого Духа, чтобы получить действенную помощь в борьбе со страстями.

Святой Иоанн Кронштадтский говорил: не будьте неблагодарными, бесчувственными и равнодушными к Святым Тайнам. За чувство благодарности Господь пошлет вам больше благодати.

Святой Никодим Святогорец советует после причастия и благодарения обращаться к Господу со смирением: «Господи, Ты видишь мою слабость, видишь, как легко я впадаю в грех и не могу преодолеть свою страсть; помоги мне преодолеть ее или порази моего врага Сам вместо меня».

Для чего нужно причащаться, как это влияет на человека

Господь дает христианину благодать участвовать в каждом таинстве Церкви. Поскольку таинство причащения Тела и Крови Христа является самым важным таинством, то и благодать, предлагаемая в нем, является самой большой. Господь делает за нас тяжелую работу по борьбе с нашими страстями, пороками и плохими привычками; Он очищает нас, готовя к вечной жизни. Он очищает наше сердце, чтобы Сам Он мог обитать в нем.

В православии действует принцип синергии. Это означает, что Бог взаимодействует с человеком. Бог не может вмешиваться в нашу свободу. Он помогает только в том случае, если мы искренне и серьезно намерены исправиться и быть с Богом. Это требует внимательной и искренней молитвы к Господу. Давайте учиться молиться, каяться и принимать Святое Причастие, и Господь даст нам, слабым, Свою помощь.

церковное общение

Святое Причастие в Таинстве Христа пронзает грехи, в которых человек покаялся, исцеляет и освящает того, кто стремится, кто хочет очиститься от страстей. Войдя в наше сердце, Христос изгоняет злых духов и освобождает нас от наших прошлых грехов.

Если мы будем внимательны к себе, то Христос после великого таинства еще больше просветит наш разум и победит другие наши покаянные грехи. Сами по себе мы не можем справиться со своими страстями, ибо Христос сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Иоанна 15:5). Христос пришел на землю, чтобы взять на себя грехи всего мира.

Святой Антоний Оптинский говорил: очень полезно питать душу нетленным Святым Хлебом. Если случается, что человек умирает в тот день, когда он принял таинства Христовы, ради Тела и Крови Христовых, святые Ангелы берут его душу и благополучно проносят ее через все события эфира.

церковное общение

Если мы имеем печать крови Агнца в наших сердцах, то ангелы смерти пройдут мимо нас и будут поражать только тех, кто не имеет этой печати. Подобно тому, как древние евреи были спасены кровью агнца на своих дверях, и Ангел Смерти прошел над их домами, поразив только первенцев Египта. (См. Песах.)

Христос сказал: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем, и имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». (Ин.6;48-58). После этих слов многие ученики отошли от Христа, потому что не могли понять этих слов.

Как учат святые отцы Церкви, через покаяние наши греховные раны омываются, а через благодать Святого Причастия они исцеляются, как целебный бальзам, целебное лекарство.

Причастие детей до 7 лет: правила, можно ли есть, как происходит

Если родители хотят впервые причастить своего ребенка, крещенного в православной церкви, они должны посоветоваться с духовником (священником). Подготовка ребенка к причастию имеет свою специфику и должна учитывать его возраст, степень воцерковленности и состояние здоровья. Ребенок в обязательном порядке должен носить распятие.

Дети до трех лет не должны поститься перед причастием. С трехлетнего возраста детей традиционно учат воздерживаться от еды и питья в день причастия. Обычно ребенок легко привыкает к нему. К 7 годам ребенок должен привыкнуть к соблюдению евхаристического поста (полное воздержание от пищи с полуночи в день причастия).

К чашке подходят сначала дети, а затем взрослые. Младенцев кладут на правое плечо в положении лежа, чтобы священнику было легче кормить правой рукой. Младенцы старше 1 года располагаются по правую руку. Младенцы старше 3 лет кладут руки, скрещенные на груди, правую руку поверх левой (это символ кротости, как у ягнят). Когда священник говорит «Причастие дается рабу Божьему», ребенок должен произнести свое крестильное имя (или родитель произносит его за него).

церковное общение

Ребенка следует научить благоговейно подходить к чаше (страх Божий), не разговаривать и не двигаться. Господь может наказать ребенка за недостаток благоговения. В нашем храме был такой случай: три девочки, примерно 11 лет, стояли перед потиром, ожидая своей очереди, они разговаривали, смеялись и двигались вокруг подсвечника; и у одной девочки загорелись волосы (у нее был пышный хвост сзади). Хорошо, что подбежал учитель и потушил его.

После причастия ребенок должен поцеловать край потира (как пронзенное ребро Спасителя), а священник сам ставит потир на голову младенца. Самое главное — не креститься, не делать резких движений, чтобы не сжать чашу. Младенец должен проглотить часть причастия и подойти к столу, где ему дают воду для питья и кусочек просфоры.

Если вещество причастия случайно попало на одежду ребенка или если ребенок срыгнул причастие, важно сказать об этом священнику и сделать то, что он скажет. Обычно этот предмет одежды вырезают и сжигают.

Младенцев можно приносить на службу сразу для причастия. Матери, подготовившиеся к причастию, обычно получают благословение священника на причастие вместе со своими детьми, даже если они не стояли на службе.

причащение в церкви

Приучать ребенка к молитве на Литургии следует постепенно, пока он может стоять, чтобы не утомлять его и не мешать молящимся в святилище. Лучше вывести ребенка во двор на прогулку перед Святой Литургией.

Общаясь с детьми, родители должны сами стараться принимать Святое Причастие и подавать пример своим детям. Семья — это маленькая церковь, где люди вместе идут к Богу и принимают Святое Причастие из одной чаши.

Видео о том, как проходит причастие в церкви:

Посмотрите это видео о причастии. Из нее вы узнаете, что такое таинство Евхаристии, и увидите, как оно происходит в церкви.

Цель и смысл нашего земного существования заключается в устранении последствий первородного греха — тленности и смертности. Через веру в нашего Спасителя и принятие Его Тела и Крови мы восстанавливаемся в своего первозданного человека, преображаемся и сообразуемся со Христом Богом. «Я причастился, я нетленен» (из освящения святого причастия).

Евхаристия может быть не только «лекарством жизни» и «лекарством бессмертия» для христиан, но и «ядом» для недостойных причащающихся.

Facebook Twitter Facebook Одноклассники

Отцы-пустынники и целомудренные жены,
Укрепи ее среди бурь и трудностей этого мира.
Они написали много божественных молитв;
Но ни один из них мне не нравится,
Как то, что повторяет священник
В печальные дни Великого поста;
Чаще всего он появляется на моих губах
И укрепляет павших неведомой силой:
Господи дней моих, дух праздности!
Змея, которая его скрывает,
И пусть душа моя не будет праздной.
Но дай мне увидеть мои недостатки, Боже!
Пусть мой брат не получит от меня осуждения,
И дух смирения, терпения, любви.
И чистота возрождается в моем сердце.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector