- «Почтем Петра, каменя веры, и Павла, истиннаго учителя…»
- История праздника в честь святых верховных апостолов Петра и Павла
- Жизнь апостола Петра
- Жизнь апостола Павла
- Служба верховным апостолам Петру и Павлу
- Народные традиции праздника Петра и Павла
- Святые апостолы Петр и Павел. Иконы
- Святые апостолы Петр и Павел. Картины
- Святые апостолы Петр и Павел. Скульптуры
- Петропавловские храмы и монастыри
- Старообрядческие Петропавловские храмы
- Города, названные в честь апостолов
Праздник святых Петра и Павла — один из главных праздников, который отмечается 12 июля (29 июня по старому стилю). В этот день заканчивается пост Петра.
«Почтем Петра, каменя веры, и Павла, истиннаго учителя…»
История праздника в честь святых верховных апостолов Петра и Павла
Апостолы Петр и Павел были очень разными. Необразованный Петр и прекрасно образованный Павел. Петр был ближайшим учеником Христа, а Павел — гонителем христиан. Петр был женат, а Павел был девственником. Но Церковь почитает их одинаково: «Святые славные апостолы Петр и Павел, молите Бога о нас! Апостолы Петр и Павел умерли как мученики в один и тот же день — 29 июня по юлианскому календарю. Римский (IV век) и карфагенский (V век) календари, мученический список блаженного Иеронима (IV век) и сакраментарий папы Григория Великого (VI век) рассказывают об этом. Апостол Петр был распят на кресте вниз головой, а апостол Павел был обезглавлен. По мнению некоторых церковных историков, апостол Павел умер ровно через год после апостола Петра. Перенесение мощей апостолов произошло в 258 году, также 29 июня.
Праздник первоверховных апостолов известен с первых веков христианства. Примерно в 324 году, во время правления Константина Великого, в Риме и Константинополе, двух столицах Римской империи, были основаны первые церкви в честь апостолов Петра и Павла. С тех пор праздник отмечается с еще большей торжественностью.
Жизнь апостола Петра
Простые рыбаки из Галилеи, Симон и Андрей, услышали призыв Христа: «Следуйте за Мной», они оставили свои сети и стали апостолами, «ловцами человеков». Симон был одним из самых близких учеников Господа. Став свидетелем многих чудес задолго до Воскресения, он сказал о своем исповедании: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» и услышал в ответ:
Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:16-18).
Новые имена Симона — Петр и Кефас, греческие и арамейские слова, означающие скалу.
Ближайшие ученики Спасителя — Петр, Иоанн и Иаков — видели Его Преображение на горе Фавор, а также пришли с Ним в Гефсиманский сад и стали свидетелями Его ареста. Петр даже отрезал ухо одному из охранников. Будучи искренне верующим человеком, ставшим свидетелем Божественного Преображения, Петр трижды отрекся от своего Учителя в ночь Страстей Христовых, а затем «вышел и плакал умиленно» (Матфея 26:75). Его покаяние и вера были настолько искренними, что после воскресения он услышал от Господа слова прощения:
Ты любишь меня…? Паси овец Моих (Ин.21: 15-17).
Именно апостол Петр произнес вдохновенную проповедь после сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы, после чего 3000 человек были обращены ко Христу. Через несколько дней его вторая проповедь, после исцеления хромого человека, обратила в веру Христову еще 5 000 человек. Даже его тень исцеляла больных (Деяния 5:15).
Апостол Петр проповедовал в Иудее, Малой Азии и Италии. Согласно церковным историкам, он прибыл в Рим в 67 году. Когда император Нерон начал преследовать христиан, его ученики убедили апостола Петра скрыться. Но когда он покидал Рим по Аппиевой дороге, апостол увидел Христа: «Куда Ты идешь, Господи?». Услышав ответ: «В Рим, чтобы снова быть распятым», апостол вернулся в город, был арестован и заключен в темницу Мамертинской тюрьмы. На Ватиканском холме, где находился цирк Нерона, был приготовлен крест для апостола. Из смирения Он попросил распять Его на голове. Здесь, на холме, мученик Климент Римский и другие ученики похоронили тело апостола. Таким образом, исполнились слова Господа:
Истинно, истинно говорю вам: когда вы были молоды, то препоясывались сами и ходили, куда хотели; а когда состаритесь, прострите руки ваши, и другой препояшет вас, и поведет вас, куда не хотите (Иоанна 21:18).
Над могилой апостола Петра во втором веке христиане возвели небольшую часовню. На этом же месте император Константин Великий построил большой храм, освященный в 329 году. В сводах базилики хранятся мощи апостола Петра. Собор находится на территории государства-города Ватикан, которым управляет Папа Римский, глава католической церкви.
Жизнь апостола Павла
До своего обращения ко Христу Павел назывался Савлом. Он родился в Тарсе, столице провинции Киликия в Малой Азии. Он был из колена Вениамина, как и царь Саул, в честь которого его назвали. По происхождению он был римским гражданином, который в те времена пользовался большими привилегиями, особенно в провинциях. Вероятно, при рождении он также получил римское имя «Павел» (по-латыни «маленький»), но стал использовать его только после обращения ко Христу.
Будущий апостол Павел был ревностным фарисеем, который учился в Иерусалиме у Гамалиила, самого авторитетного еврейского учителя того времени. Когда первомученика архидиакона Стефана побили камнями, Саул сохранил одежду его палачей. Он так ненавидел христиан, что преследовал их всегда и везде. По дороге в Дамаск, где он собирался преследовать христиан, Господь чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Вдруг засиял очень яркий свет, и раздался голос: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?». Он ослеп и упал на землю. Путники слышали только голос, но ничего не видели. Они привели Савла под оружием в Дамаск, где Анания, один из семидесяти апостолов, научил его вере Христовой и крестил его. Саул обрел зрение, погрузившись в воду.
Савл стал апостолом Павлом. Так же ревностно, как и раньше, он проповедовал веру Христову в Аравии, Сирии, Палестине, Антиохии, на острове Кипр и в Афинах. Он основал множество поместных церквей, которым отправлял свои послания, в основном составляющие Книгу Апостолов, которая читается в православных церквях во время утреннего богослужения.
Апостол Павел, в отличие от Петра, был очень хорошо образован. Он был знаком не только с писаниями Ветхого Завета, но и с греко-римской культурой, философией, литературой, религией и риторическими приемами. Все это позволило ему свободно полемизировать с греческими философами в Афинах. Проповедь апостола Павла была обращена в первую очередь к язычникам.
Когда апостол Павел вернулся в Иерусалим, иудеи обвинили его в том, что он привел язычников в храм Соломона. Суд Синедриона не мог приговорить римского гражданина к смерти, поэтому отправил его в Кесарию, резиденцию римского прокуратора, управлявшего провинцией. Воспользовавшись правом римского гражданина требовать суда самого императора, арестованного Павла сопроводили в Рим. Судебный процесс продолжался еще два года. Апостол Петр и христиане в Риме, даже во время его заключения.
Рисунок источника воды в Мамертинской тюрьме. Фреска в катакомбах Святой Феклы. Вторая половина IV века и первая половина V века Рим
Согласно легенде, последние дни перед казнью апостолы провели вместе в подземелье Мамертинской тюрьмы. Там они крестили тюремных охранников Процесса и Мартиниана и еще 47 заключенных. Воды для крещения не было, но случилось чудо: нашелся источник.
Апостолов вели вместе на казнь и крестили на Остийском пути. Петр был распят на Ватиканском холме, Павел был выведен за пределы города к водам Сальви. Римский гражданин не должен был быть распят, поэтому ему отрубили голову мечом. На месте, где упала голова апостола, зажглись три источника, которые сохранились до наших дней.
Тело апостола Павла было похоронено в том же месте. Император Константин Великий построил над гробницей церковь. Впоследствии базилика была расширена и украшена. Церковь была уничтожена пожаром в 1823 году. В 1854 году огромный 120-метровый собор был перестроен.
Служба верховным апостолам Петру и Павлу
Сегодня в православии праздник Петра и Павла является одним из великих праздников, считается праздником Богоявления. В этот день Петр и Павел заканчивают пост, начавшийся через неделю после праздника Святой Троицы. Однако, если праздник выпадает на среду или пятницу, разрешается есть только рыбу.
Строфы для мессы Петру и Павлу были написаны в седьмом-восьмом веках Константинопольским патриархом Германом, святым Андреем Критским, преподобным Иоанном Дамаскиным, Козьмой Маюмским и другими православными гимнографами.
Некоторые стихи адресованы одновременно Петру и Павлу:
Господи, Ты дал царство Твое твердости, верности Петру, мудрости Павлу, ясной мудрости Павлу и истинному богословию обоим, которое прогонит светский блеск греков. Поэтому мы поем: Господь Иисус Всемогущий, Спаситель наш, за все души наши.
Перевод: «Укрепляя Церковь Твою, Господи, Ты дал непоколебимым Петру и Павлу разум и просвещенную мудрость, и обоим истинное божественное благовестие, отгоняющее обман безбожия. Поэтому мы, наученные ими обоими тайнам Божьим, поем Тебе, Иисус Всемогущий, Спаситель душ наших.
Остальные стихи обращены исключительно к Петру:
Третье слушание: Петр, любишь ли ты Меня? Христос искупил третье отвержение. Господи, Господи, у Тебя все на виду; у Тебя все на виду; у Тебя все на виду; у Тебя все на виду, что я люблю Тебя. И так говорит ему Спаситель: паси овец Моих, паси избранных Моих, паси дочерей Моих, чтобы окропление было Мне во спасение. Молитва Господня Благословенный апостол, даруй нам эту великую милость.
Перевод: «На троекратный вопрос: «Петр, любишь ли ты Меня?». Христос исправил троекратное отрицание. Поэтому Симон отвечал: «Господи, Ты знаешь все, Ты знаешь, что я люблю Тебя». Тогда Спаситель обратился к нему: «Пасите овец Моих, пасите избранных Моих, пасите агнцев Моих, которых Я приобрел Кровию Моею для спасения! Молись Ему, благословенный апостол, чтобы Он даровал нам эту великую благодать.
В служении также есть стихи, адресованные только Павлу:
Кто скажет тебе, славный апостол Павел, что печали твои и скорби твои во всех городах? Печали и скорби Господни, и пожелание нечестия, и похоть зла. В зиме и в наготе, в кувшине и в жезле плети. Бросание камней и презрение. Глубина воды. Позор ангела и человека. Во всем терпя, через укрепляющего вас Христа, чтобы вы приобрели мир через Христа Иисуса, Господа вашего. Поэтому мы просим Тебя, чтобы те, кто вспоминает Тебя горячо и непрестанно, были спасены во спасение наших душ.
Перевод: «Во всех городах рабства и скорби, кто перечислит их, о славный апостол Павел? Тяготы, борьба, бдения, страдания от голода и жажды, холода и наготы, мусор и забастовки, побивание камнями и презрение людей, глубины, в которые вы погрузились во время кораблекрушения. Ты стал зрелищем для ангелов и людей. Вы все переносили ради Христа, Который укрепляет вас, чтобы приобрести весь мир, во Христе Иисусе, Господе вашем. Поэтому мы просим Тебя, когда с верой вспоминаем Тебя, непрестанно молиться о спасении наших душ.
Величание святым апостолам:
Величание вам, апостолы Христовы, Петр и Павел. Своим учением они просветили весь мир и привели все концы ко Христу.
На вечерней службе накануне праздника читаются проповеди из Ветхого Завета — отрывки из Послания апостола Петра. По мере чтения текстов Нового Завета молитвы слушаются стоя (паремии обычно можно слушать сидя). На утрени читаются два канона, написанные святым Иоанном Дамаскиным (8 век). Один канон адресован апостолу Петру, другой — Павлу.
Народные традиции праздника Петра и Павла
Праздник святых апостолов Петра и Павла в народе считается праздником рыбаков, так как апостол Петр был известен повсеместно как покровитель рыбаков, и его даже называли «рыбаком» среди жителей рек и озер. В День Святого Петра заканчивался весенний рыболовный сезон и начинался летний: в этот день рассчитывались за весенний улов и заключались новые контракты на лето. Рыбаки молились апостолу Петру, проводили богослужения, а в некоторых местностях даже существовал обычай ежегодно 29 июня собирать «Петру-рыбаку на смертную свечу», которую возлагали перед его образом в церкви. Остальное население не считало День Святого Петра важным и не связывало его с какими-либо особыми религиозными обрядами.
В цикле возделывания земли день Святого Петра считался началом сбора урожая трав, хотя он не был связан с какими-либо особыми праздниками. Говорили только, что «когда придет зарница, хлеб будет поставлен» и что «когда пшено будет насыпано ложкой на Св. «Ключ-апостол», которому, по старому преданию, Господь дал ключ от Царства Небесного, считался одним из самых надежных — после «Николая Угодника». — покровители засеянных полей.
Деревенская молодежь с вечера накануне праздника отправлялась в поле и здесь, вдали от родительского надзора, проводила всю ночь, «наблюдая за солнцем»: по народному поверью, солнце в день святых Петра и Павла, как и в пасхальное воскресенье, играет какими-то особыми красками, переливаясь и сверкая, как радуга. В некоторых местах в День святого Петра люди собирались вокруг трех источников, умывали лица «водой Петра» и пили алкогольные напитки. В некоторых деревнях девушки ходили в лес, чтобы «окрестить кукушку».
В крестьянской среде праздник соблюдался со всей строгостью церковного устава, а «загончивый» и «блудный» дни считались праздничными. В Вологодской губернии, например, существовал даже обычай общинных застолий без закваски. Каждая семья готовилась ко дню Святого Петра заранее: пекла, готовила, так как все помнили о приеме гостей и родственников, которые приезжали в день Святого Петра даже из дальних деревень. Если праздник выпадал на среду или пятницу, говорили, что «плотоядный и постящийся братаются».
Святые апостолы Петр и Павел. Иконы
Иконописная традиция изображения святых апостолов Петра и Павла пришла в Россию из Византии.
Апостолы Петр и Павел. Дно могильного сосуда. Византия, IV век Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, США. Апостолы Петр и Павел. Фрески в катакомбах Святой Феклы. Вторая половина IV века и первая половина V века Рим. Комбинированные фрагменты. Апостолы Петр и Павел. Иконы из ордена Деисуса в соборе Святой Троицы в Троице-Сергиевой лавре. Преподобный Андрей Рублев, 1425-1427 гг.
Она была творчески переработана в российском государстве. Это привело к тому, что апостолы Петр и Павел на русских иконах (в отличие от большинства других апостолов) легко узнаваемы: в мозаиках Софии Киевской и ранних иконах Новгорода, в Деисусном ряду из Высоцкого монастыря работы преподобного Андрея Рублева, даже на миниатюре Хлудовской псалтыри. Отличительные портретные черты апостолов Петра и Павла можно увидеть в раннехристианской иконографии: на фресках римских катакомб третьего и начала четвертого веков апостол Петр изображен с короткими белыми волосами и небольшой бородой, а Павел — с характерной еврейской внешностью, высоким лбом и длинной темной бородой.
Лица апостолов Петра и Павла. Базилика Космы и Дамиана (Santi Cosma e Damiano). Первая треть 6-го века.
Апостолы Петр и Павел. Деталь фрески. Монастырь Ватопед. Конец 12-го века.
Типичным для домонгольского периода является изображение святых Петра и Павла в полный рост, стоящих бок о бок. Точно так же они изображены на самой древней (11 век) из сохранившихся икон из православной церкви Святой Софии в Новгороде. Возможно, что эта икона была привезена из Корсуни в Киев самим великим князем Владимиром, а затем попала в Новгород. Теперь исследователи датируют его серединой 11-го века. — Возможно, это копия более ранней киевской иконы, подаренной Новгороду. Икона почиталась как чудотворная, поэтому в XVI веке Иоанн IV перевез ее из Новгорода в Москву вместе с другими почитаемыми иконами.
Икона верховных апостолов Петра и Павла из новгородского Софийского собора. Середина XI века.
Позднее икона вернулась в Новгород и хранилась в Софийском соборе до середины XX века. Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена немецкими оккупантами в Германию, но в начале 1950-х годов была возвращена в Новгород. После реставрации уже в 21 веке он вернулся в Новгородский музей-заповедник. Иконография этой очень ранней иконы апостолов содержит детали, ставшие каноническими для более позднего времени. Это не только отличительная внешность апостолов. Апостол Павел держит закрытую книгу в драгоценном футляре, Петр — свернутый свиток как символ его апостольских писаний, длинный золотой посох (Иоанна 21:15-17) и золотые ключи (Матфея 16:19). Между апостолами, чуть выше, как бы вдали, изображен плечистый образ благословенного Спасителя с Евангелием в левой руке.
Другая известная икона, изображающая первых апостолов в паре, происходит из церкви апостолов Петра и Павла в Белозерске, датируется концом XII или началом XIII века и находится в Государственном Русском музее. Она отличается от новгородской строгим лаконизмом: апостолы изображены бок о бок и лицом к зрителю; они вполне узнаваемы по портретному сходству с каноническими образцами, но их руки сложены в почти идентичном жесте благословения, и положение их писаний почти идентично — книга святого Павла и свиток святого Петра. Ни посох, ни ключи не находятся у Петра. Этот иконографический тип был широко распространен и в России: примером может служить икона XV века из Музея изобразительных искусств в Петрозаводске.
Апостолы Петр и Павел. XII века и первой половины XIII века. Из церкви Воскресения Христова в Белозерске. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Апостолы Петр и Павел. Середина — вторая половина XV века Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
Репродукция чрезвычайно упрощена; апостолы держат в руках только свои Писания, причем Павел держит книгу обеими руками, а в правой руке Петра — свиток для благословения. Портретное сходство заметно, но борода апостола Павла не такая темная. Существует множество примеров дальнейшего развития первого иконографического типа сдвоенных изображений апостолов. В иконе начала XVII века из села Слудка (Пермская художественная галерея) портретное сходство несомненно, хотя у апостола Петра нет ярко выраженных седых волос, а борода Павла не такая темная и длинная, как на более ранних иконах. Они стоят в молитве перед Спасителем, восседающим на троне в облаках в окружении небесного воинства. Руки апостолов показаны не в жесте благословения, а протянуты в молитве к Христу. На открытой руке Петра — тонкая цепочка с изящным золотым ключиком. Но большинство сохранившихся изображений первых апостолов — деисусные. В зависимости от принятой схемы, они могут быть как в полный рост, как, например, знаменитая Высоцкая икона из Высоцкого монастыря в Серпухове, хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее, так и в полный рост. Выдающимся примером поясного письма является икона «Апостол Павел» из Звенигородского слоя, написанная преподобным Андреем Рублевым (Государственная Третьяковская галерея). Из деисусного слоя сохранились только три иконы, написанные монахом Андреем, по-видимому, для Воскресенского монастыря в Москве.
Апостол Петр. Конец XIV века Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В Государственном музее-заповеднике в Новгороде хранятся иконы начала XVI века из Деисусного ряда из православной церкви в селе Подчевары Кириловского уезда Новгородской губернии (ряд был привезен на XV Археологический съезд в Новгороде в 1911 году и получен Государственным музеем-заповедником из Новгородского епархиального архива).
Иконография апостолов Петра и Павла напоминает иконы деисусного чина собора Успения Пресвятой Богородицы в Кирилло-Белозерском монастыре и Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Обратите внимание на интересные детали: связка ключей висит на цепи, перекинутой через руку апостола Петра, а его рука, согнутая в локте, очевидно, держит свиток с писаниями апостола (изображение свитка не сохранилось). У апостола Павла есть книга, которую он держит левой рукой, а пальцами правой готовится ее листать.
Апостолы Петр и Павел. Из ряда Деисуса. О. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей, Кириллово, 1497
Деисусный ряд из главного иконостаса Софийской православной церкви в Великом Новгороде, написанный иконописцами Андреем Лаврентьевым и Иваном Дерма-ярцевым, датируется 1509 годом (Четвертая летопись Новгорода дает следующую запись: «В 7017 году. по повелению Высокопреосвященного архиепископа Серапиона был закончен и написан в полный рост Деосус в Софии, художниками икон были Ондрей Лаврентьев и Дерма Ярцев» (ПСРЛ, т. 4, ч. 1, с. 461). В 1537 году иконы были украшены серебряными футлярами с рельефами, позолотой и эмалями. Иконы деисусного ряда из православной церкви Святого Димитрия на Польке (Псковский музей) сочетаются с праздничным рядом: апостол Петр со Сретением Господним и Петр с Вознесением. Жестом правой руки апостол Петр как бы указывает на свиток со своими письменами, а Павел держит книгу обеими руками и как бы представляет ее зрителю для восприятия.
Апостол Петр. Из Деисуса. Лаврентьев Андрей, Дерма Иван Яртышев. 1509 г. Софийский собор, Новгород.
На иконах середины XVI века из деисусного ряда Спасо-Преображенского собора Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле (хранятся в Государственном историко-архитектурном и художественном музее в Ярославле) только апостол Павел имеет портретное сходство, причем его еврейские черты сведены к минимуму — скорее монгольский тип лица. Апостол Петр изображен довольно молодым и с рыжими волосами; его можно узнать только по ключу, свисающему на красном шнурке с его левой руки, в которой он крепко держит свиток.
Апостол Павел. Первая половина — середина XVI века Из деисусного ряда иконостаса в Спасо-Преображенском соборе Спасского монастыря в Ярославле. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославль.
Изображения апостолов Петра и Павла на царских вратах встречаются довольно редко; иконографически это все те же деисусные иконы, что и, например, на царских вратах монастыря Святого Павла на Афоне. Большой интерес представляют житийные иконы апостолов Петра и Павла. Новгородская икона апостолов Петра и Павла с житием (XVI век) обращает на себя внимание некоторыми необычными деталями. Апостол Петр облачен в золотого цвета плеву, в левой руке — свиток, раскрытый веерообразно (правая рука сложена в названном благословении). Апостол Павел держит книгу практически горизонтально обеими руками; читать в таком положении трудно. На житийных панелях изображены сцены из жизни святых апостолов, включая их мученическую смерть: распятие апостола Петра на кресте, то есть головой вниз, и обезглавливание мечом апостола Павла.
Святые Петр и Павел с жизнеописанием. XVI век Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный заповедник-музей, Новгород.
Таким образом, в древнерусских иконописных памятниках первоверховных апостолов Петра и Павла мы видим не только соответствие канону, но и разнообразие его толкования, которое прослеживается уже в самых ранних иконах.
Апостолы Петр и Павел. Монастырь Святой Екатерины, Синай, Египет. Апостол Павел. Из ордена Деисуса. Вторая половина XVI века Покровский собор на Рогожинском кладбище в Москве. Апостолы Петр и Павел, Илия Пророк и Святой Блез. Середина XVI в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Апостолы Петр и Павел. Последняя четверть 17 века. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей — заповедник
Святые апостолы Петр и Павел. Картины
Такие известные художники, как Эль Греко (1541-1614), Владимир Боровиковский (1757-1825), Николай Ге (1831-1894) и другие изображали апостолов Петра и Павла на своих картинах.
Апостолы Петр и Павел», работа Эль Греко. 1587-1592. Святые апостолы Павел и Иоанн. Владимир Боровиковский. 1770s. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Апостол Петр. Ге Николай Николаевич. 1863-е годы Государственная Третьяковская галерея, Москва
Святые апостолы Петр и Павел. Скульптуры
Апостол Петр. Бернардо Куффагни. Скульптура фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции. 1415г. Италия Апостол Петр. Иван (Джованни) Витале. Западная дверь Исаакиевского собора. 1841-1846. фрагмент Апостол Павел. Статуя в атриуме базилики Святого Павла за пределами городских стен (Сан-Пауло фуори ле мура). Рим
Петропавловские храмы и монастыри
Святыни во имя верховных апостолов Петра и Павла издавна возводились в России. Возможно, самая древняя сохранилась в Смоленске. Он был построен в 1140-1150 годах княжеской артелью. Он был освящен Симеоном, первым епископом Смоленска. Впоследствии церковь несколько раз перестраивалась, а ее первоначальный вид был восстановлен П.Д. Барановским. Церковь, построенная из кирпича, представляет собой пример однокупольной древнерусской церкви с крестовым сводом. Смоленские мастера продолжили традиции Киевской Руси и Византии. Эта церковь похожа на владимиро-суздальские и ранние московские церкви, но некоторые декоративные элементы напоминают образцы новгородской и псковской архитектуры.
Церковь апостолов Петра и Павла в Смоленске. Церковь была построена в 1146 году.
В Великом Новгороде сохранилось несколько древних церквей в честь апостолов Петра и Павла. В конце 12 века на холме Синич была построена церковь Петра и Павла. Она была построена между 1185 и 1192 годами, и возможно, что эта церковь была построена на месте более древней. Там был религиозный дом и кладбище. Это место было расположено за пределами города. В 1611 году он подвергся нападению шведов. В 1764 году монастырь был упразднен. Церковь не действует с 1925 года и до сих пор находится в запущенном состоянии. В 1992 году он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь Петра и Павла на горе Синица. Великий Новгород
Следующая церковь — церковь апостолов Петра и Павла в Кожевниках, построенная в 1406 году. Это одноглавая четырехкупольная церковь в Новгороде на улице Бредова-Зверина, рядом с южной частью бывшего Звериного Покровского монастыря.
Церковь, посвященная святым Петру и Павлу в Кожевниках. Великий Новгород
Церковь святых Петра и Павла в Славне, построенная в 1367 году, рядом со старообрядческой церковью пророка Ильи (ул. Знаменска). В настоящее время церковь заброшена.
Церковь Святых Петра и Павла на Славне. Великий Новгород
Князь Олег основал Петропавловский монастырь в Брянске в 1275 году, где принял монашеский постриг, оставив удел. При Екатерине II монастырь лишился всех своих земель и пришел в упадок. Он был упразднен в 1830 году. Позже монастырь был восстановлен как Кенигсбергский женский монастырь. До наших дней сохранилось несколько жилых домов и собор Успения Пресвятой Девы Марии, построенный в начале 18 века на месте старой деревянной церкви.
В 1600 году на берегу Онежского озера в городе Повенец был построен собор, посвященный первовенчанным апостолам Петру и Павлу. Он был упразднен примерно в 1945 году.
Собор Петра и Павла в селе Повенец. Рисунок из журнала «Мир иллюстрации».
Церковь Петра и Павла Буйских находится в Пскове. Первоначальная церковь появилась на месте существующей в 1373 году, а в 1540 году здание было перестроено на пересечении главных улиц города. Церковь была построена на месте старейшего городского кладбища Бужа, рядом с оборонительной стеной среднего города. Два обветшавших нефа и колокольня были снесены в 1810 году, а к западной боковой часовне было пристроено крыльцо.
Церковь Петра и Павла в Пскове
Церковь бывшего Сироткинского монастыря в Пскове была освящена во имя святых апостолов Петра и Павла. Церковь датируется 15 веком и второй четвертью 16 века. Архитектурное решение здания весьма интересно: типичное для Пскова в целом, оно оригинально по своей композиции, охватывающей множество разноплановых и разнотематических зданий. Древний четверик с примыкающей к нему с востока довольно широкой апсидой вытянут по оси на запад — притвор, трапезная, колокольня, вытянутые в одну линию. К храмовому комплексу с севера, по всей длине этой линии, примыкают более поздние пристройки: придел, посвященный Успению Богородицы, а за ним три помещения на одной оси восток-запад, соответствующие по размерам трапезной и притворам главного храма; большая апсида придела (по пропорциям похожая на алтарный круг древней церкви — редкий пример двухчастной системы уравновешенного плана в Пскове). Сдержанные высотные акценты колокольни со шпилем и луковичной главой также взаимно уравновешивают друг друга. Уникальным является украшение южного фасада крестами из глазурованных плиток. Декор барабана головки с прогоном и поперечной балкой типично псковский. После упразднения монастыря в 1764 году церковь святых Петра и Павла была передана в постоянное пользование Псковской епархии Русской православной церкви.
Церковь святых Петра и Павла в бывшем Сироткином монастыре в Пскове
Церковь святых апостолов Петра и Павла была освящена на острове Лика, Сандаловое озеро, Кондопожский район. Сандал, Кондопожский район в Республике Карелия. Церковь была построена в 1620 году. По данным 1831 года, в Лычноостровском погосте было две церкви и колокольня. За свою долгую жизнь церковь Петра и Павла значительно изменила свой облик. Например, в середине 18 века вместо залов была построена трапезная с новыми прихожими. В это же время к основному объему церкви был пристроен второй восьмиугольник. В более поздние годы первоначальный облик памятника был восстановлен не полностью: отсутствует колокольня с крытым переходом к церкви. Во второй половине 17 века и первой половине 18 века была пристроена шатровая крыша, позже была построена отдельная шатровая колокольня и новая трапезная, а стены были обшиты досками. В 1872 году к церкви была перенесена колокольня. Во время гражданской войны церковь была повреждена во время войны был разрушен шатер, а позже была повреждена колокольня. Между 1951 и 1956 годами он был восстановлен в формах 18 века. В 2003-2004 годах конструкции были усилены клипсами.
Церковь святых апостолов Петра и Павла на острове Лич на озере Сандовал в Кондопожском районе. Остров Сандал, Кондопожский район, Республика Карелия.
Церковь была освящена во имя святых апостолов Петра и Павла в муниципалитете Повенец Медвежьегорского района Республики Карелия. Церковь была построена в 1600 году. Из статьи «Трехсотлетний юбилей первой Повенецкой церкви» в Олонецкой епархиальной газете № 13-14 за 1900 год: «…Повёнецкий собор был построен схимником монахом Ануимом и новгородскими купцами», — говорится в клировых ведомостях Повёнецкого собора. Храм был разрушен во время Великой Отечественной войны.
Церковь святых апостолов Петра и Павла в поселке городского типа Повенец Медвежьегорского района, Республика Карелия
Храм святых Петра и Павла был освящен в селе Селижарово Тверской области. Каменная церковь Святых Петра и Павла была построена не ранее конца XVI века как трапезная Троицкого монастыря Селижарово. Поэтому в церкви находились пекарня, кухня, погреба, сушильня, квасоварня, канцелярия, подвальное помещение и погреба. Петропавловская церковь с Гурьевским приделом располагалась на первом этаже двухэтажного здания — прообраза граненой палаты Московского Кремля. В 1762 году был расширен алтарь и реконструированы оконные проемы здания. В 1930-х годах церковь была закрыта и лежала в руинах, помещения были переоборудованы под магазин. Церковь была возвращена верующим в 1992 году.
Собор святых апостолов Петра и Павла в деревне Селижарово Тверской области
Освящен храм во имя святых апостолов Петра и Павла в городе Каменец-Подольский Хмельницкой области Украины. Первые документы, свидетельствующие о существовании церкви Святых Петра и Павла, относятся к концу XVI века. Есть сведения, что в 1591 году дом для этой церкви пожертвовал Иван Селецкий, горожанин Каменца. Каменная, трехмачтовая, трехкрылая церковь имела башню над бастионом. В интерьере сохранились фрагменты фресок 16 века. Во время турецкого правления церковь Святых Петра и Павла была передана римо-католикам для проведения служб. В XVIII веке церковь святых Петра и Павла была объединена. В 1795 году храм был возвращен Русской православной церкви.
Православная церковь святых Петра и Павла в Каменец-Подольском, Хмельницкая область, Украина
Старообрядческие Петропавловские храмы
В старообрядчестве сохранилась традиция строительства и освящения церквей во имя апостолов Петра и Павла. Сегодня в старообрядческих русских храмах в городах Якутск, Дзержинск Нижегородской области и Афасьево Кировской области отмечается престольный праздник. Праздник отмечался в общинах Русской православной старообрядческой церкви в Якутске, Дзержинске, Нижегородской области. Русская Тавра, Свердловская область, село Краснокаменка, Крым. Храмовые церемонии также проводятся в приходах Белой Церкви в Румынии: в Сулине, Пьятра-Нямц и Яссах.
Русская православная церковь под призванием святых апостолов Петра и Павла. Афанасьево Храм святых Петра и Павла РПЦ в селе Русская Тавра Свердловской области Церковь Святых Апостолов Петра и Павла. Краснокаменка
Праздник также отмечается православными общинами в городе Приморско-Ахтарске Краснодарского края, городе Вольске Саратовской области, городе Касли Челябинской области, селе Можарки Чувашской Республики. Можарки в Республике Чувашия и Шурма в Кировской области. Шурма, Кировская область. Поморские церкви были также построены в честь апостолов Петра и Павла в Дубане, Стрипишкисе и Радвилишкисе (Литва).
Храм РПЦ во имя Петра и Павла в городе Касли Челябинской области
Праздник Петра и Павла издавна почитается в русской старообрядческой церковной общине в селе Стрельниково Костромской области, где проводится крестный ход, как и праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Города, названные в честь апостолов
Несколько городов носят название Петропавловск. Одна из них, основанная 12 июля 1752 года как военная крепость, сейчас находится в Казахстане. Здесь сходились торговые пути из России и Центральной Азии. В конце 18 века султан Центральной Кыргызской Орды Вали присягнул на верность российскому правительству в Петропавловской крепости. В 1896 году рядом с городом была построена станция Петропавловск Транссибирской магистрали. В 1920 году была создана Кыргызская Республика, а затем Казахская АССР, к которой был присоединен Петропавловск. Стоит отметить, что этот город не был переименован в советское время.
Петропавловск также является одним из первых российских городов на Дальнем Востоке. Острог был основан казаками в 1697 году. В 1740 году сюда прибыла экспедиция Беринга, корабли которой были названы «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел». На месте отрогов было основано поселение, которое сейчас является столицей Камчатки, городом Петропавловск-Камчатский.