Свято-Николо-Шартомский монастырь — монастырь Шуйской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Введенье (близ города Шуйское) Шуйского района Ивановской области, Россия.
История Николо-Шартомской обители в XIII-XVI вв
Согласно легенде, в XIII веке крестьянка из Шуи нашла небольшую икону Николая Чудотворца на слиянии у реки Шартома. На месте удивительной находки был основан монастырь.
Письменные источники упоминают о монастыре в 1425 году. Удельная княгиня нижегородских земель Мария издала устав, разрешающий суздальскому монастырю Спасо-Евфимия пользоваться некоторыми его селами. Этот документ был подписан настоятелем монастыря архимандритом Кононом. Этот факт означал, что монастырь занимал очень высокое положение, так как только высшие русские монастыри имели сан архимандрита.
Известно, что жившие там монахи пользовались благосклонностью правителей России. Василий III, Иван Грозный и Федор Иоаннович окормляли монастырь и даровали ему определенные привилегии. Например, в 1506 году монастырь получил «несудебный» статут. В царском документе говорилось, что судить монахов и их настоятеля может только великий князь или уполномоченный им боярин. В XVI веке Николо-Шартомский монастырь стал очень влиятельным, под его началом находились девять небольших монастырей обширной Владимирской епархии.
Вид на Николо-Шартомский монастырь с реки Молохта
Помимо царей, монахам помогали князья Пожарский, Хованский и Горбатов-Шуйский. Монастырь процветал благодаря большой ярмарке, которая ежегодно проводилась у монастырских стен. Он начался 9 мая — в главный церковный праздник. Сюда приезжали купцы и торговали мехами, лошадьми, железом, солью, тканью и мылом. Монахи также продавали на рынках свои товары — выращенные овощи, сшитую одежду и ремесленные изделия.
Предания о появлении Николо-Шартомского монастыря
Историкам не удалось установить ни имя основателя первого здания монастыря, ни дату его постройки. Существует три легенды, вот исторические события, которые якобы имели место при основании Николо-Шартомской святыни.
- Согласно легенде, первое святилище получило свое название от реки Шартома (ныне Шахма), которая впадает в реку Молохта и вместе с ней впадает в реку Теза.
- Вторая легенда связывает появление русской жемчужины с поселением на берегу безымянной реки беглого крепостного крестьянина, хозяином которого был сам князь Долгоруков, по имени Николай Шартома. Он и его друзья Федос и Сидор основали мужскую общину и назвали реку Шартома, настоятелем которой стал Никола Шартом.
- Согласно легенде, в XIII веке крестьянка из Шуи нашла чудотворную икону Святого Николы у слияния двух рек, Шартомы и Молока, и это послужило основанием для мужского монастыря.
История российской святыни в Ивановской области
Первое историческое упоминание о русинской святыне появляется в 1425 году в грамоте княгини Марии Нижегородской, в которой она свидетельствует о пожертвовании своих земель монастырю в Суздале. Договор дарения был подписан Кононом, архимандритом монастыря Шартом.
Примечание: В начале XV века титул архимандрита носили только избранные настоятели крупных монастырей.
Цари постоянно поддерживали монастырь; Василий III, Иван Грозный и Федор Иванович способствовали его развитию. Цари издали «неотъемлемый акт» для монахов, согласно которому только князь или дворяне имели право судить монахов.
В XVI веке Николо-Шартомский монастырский комплекс, расположенный недалеко от села Введенье, имел под своей эгидой девять монастырей, расположенных в пределах Владимирской епархии.
В начале XVII века священное здание несколько раз подвергалось разграблению со стороны литовцев, поляков, повстанцев и разбойников, которые не только забирали казну, но и уводили скот, жгли деревни, а иногда уводили монахов.
В 1645 году, когда монастырем управлял архимандрит Иоасаф, деревянные постройки монастыря сгорели дотла от удара молнии. Удивительна историческая запись этого события, где аббат пишет, что все произошло по воле Божьей.
Благодаря смирению, терпению и верности монахов, которые своими силами восстановили святыню, монастырский храм Николая Чудотворца, построенный в стиле русско-византийской архитектуры, был освящен архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом в 1651 году.
Никольский собор в Николо-Шартомском монастыре
Белоснежный храм, выполненный с величественной, священной простотой, вызывал чувство благоговения у всех, кто входил в него.
Записи историков показывают, что в 1646 году над святыми воротами стояла церковь Алексия, человека Божьего.
25 августа 1678 года состоялось освящение теплой церкви иконы Божией Матери в Казани патриархом Московским и всея Руси Иоакимом.
Настоятели и наместники
- Архимандриты:
- Конон (после 1425 года, при великом князе Василии Васильевиче)
- Михаил (1458)
- Иоанникий (1463)
- Максимус (1485)
- Константин (1506)
- Тимофей (бывший, акк. 1519)
- Тихон (1535-1538)
- Йонас (1553)
- Геласий (1578)
- Тихон (1618)
- Феодосий (1623)
- Онесифор (1630 — )
- Варсонофий (- 1635)
- Иоасаф (1639 — 1649)
- Макарий (1651 — июнь 1654)
- Павел (1658 — 1661)
- Джеймс (с февраля 1663 по февраль 1664)
- Савватий (реп. 1666 — реп. 1668)
- Иона (реп. 1671 — реп. 1672)
- Нафанаил (1675-1676)
- Симеон (считался 1678 — считался 1680)
- Моисей (пересчитано + 1683)
- Матфей (считался 1683 — считался 1686)
- Александр (1700 — 1710)
- Павел (1710 — 1712)
- Сильвестр (1713 — 1720)
- Натанаэль (1721 — 1734)
- Кирилл (1735 — )
- Лев (1736 — 1740)
- Макарий (1740 — 1746)
- Филарет (1748 — ?)
- Феодосий (1754 — 1756)
- Филарет (с 1757 года)
- Феофилакт (пос. 1759)
- Иоасаф (Шестаковский) (- 1763)
- ? Димитрий и Кирилл (ректоры семинарии)
- Анания (1764 — 1767)
- Аббаты:
- Венедикт (1768 — 1770)
- Никодим (1770 — 1771), архим.
- Соломон (Доброгорский) (1771 — 1772)
- Арсений (Изографов) (1772 — 1774)
- Порфирий (ок. 1776 — 1779)
- Филарет (1779 — 1780)
- Иоасаф (1780 — )
- Виктор (1786 — 1797)
- Габриэль (1797 — 1822)
- Филарет (с 1825 года)
- Макарий (с 1828 года)
- Назарий (с 1829 года)
- Аарон (1830 ?)
- Иларион (с 1844 года)
- Алексий (с 1845 года)
- Гидеон (акк. 1853 — акк. 1856)
- Иларион (с 1857 — 1867)
- Петр (с 1869 года)
…
- Владыка Иваново-Вознесенский (Ивановский) (1990 — )
- Владыка из Шуи (из )
Иконописец и монах Иоаким Шартомский
В начале 17 века в монастыре поселился монах Иоахим. Считается, что он принял монашеский постриг в Ростове и был одним из учеников ростовского монаха Иринарха. Иоаким вел уединенную жизнь, много лет носил цепи, много постился и посвящал свободное время молитве. Общий вес металлических оков на ногах, руках и тяжелых крестов на теле, которые постоянно носил Йоаким, превышал 150 кг.
В монастыре монах писал иконы. Для создания своих картин он использовал так называемый греко-филикийский стиль письма, сильно отличающийся от местных иконописных традиций, существовавших в то время. Работа Иоакима была выполнена с большим мастерством и совершенно не похожа на картины, написанные пригородными богомазскими мастерами. Искусствоведы предполагают, что Иоахим мог научиться искусству живописи у приезжего грека.
Слева направо: колокольня, собор Николая Чудотворца, на переднем плане церковь Преображения Господня
В 1619 году церковь Спаса в Шуе получила икону Божией Матери от Иоакима Киприана. Три года спустя изограф написал икону Казанской Божьей Матери для собора в поселке Вязники, которую заказала княгиня Ирина Милославская. Иоаким создал третью икону для своего семейного монастыря. Другая икона, на которой также изображена Казанская Богоматерь, была написана монахом для жителей Суздаля — города, в который монах отправился после Николо-Шартомского монастыря.
Все иконы, созданные Иоакимом, впоследствии были признаны чудотворными. Сегодня двое из них выжили. Один находится в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале, другой — в Вязниках. Преподобный Иоаким стал одним из самых почитаемых святых в Ярославской, Суздальской и Ивановской областях. Он также считается покровителем Николо-Шартомского монастыря.
Текущая деятельность
На основе братства монахи занимаются:
- рыбалка;
- разводили коров, лошадей, птиц и держали пчел;
- резьба по дереву;
- литье колоколов;
- рисование икон.
Религиозные братья уделяют большую часть своего внимания социальной работе в детском доме. Со временем были созданы православные воскресные школы для детей и взрослых и библиотека. Рядом с монастырем находится магазин «Просфор», пекарня, столярная и кузнечная мастерские. Летом жители деревни работают в садах и теплицах, чтобы обеспечить себя продовольствием.
Современное состояние
С реконструкцией и благоустройством монастыря установилось размеренное течение монашеской жизни. Его основными чертами были благоговение перед молитвой и послушание.
Принцип братства породил особую организацию всей экономики, когда терпение и взаимопомощь стали основой отношений. Большая часть потребностей монастыря удовлетворяется собственным трудом братьев. В зависимости от своих способностей братья служат в различных профессиях: священнослужитель, дьякон, трапезник, просфорник, пекарь, плотник, кузнец. Монастырь содержит собственный коровник, курятник и разводит лошадей. Существует также традиционное монастырское хозяйство — пасека.
Особое внимание уделяется сельскому хозяйству. Огород и тепличное хозяйство обеспечивают братьев продуктами питания на весь год. Яблоневый сад с сортами яблонь, отобранными с помощью Исаева, плодоносит как виноградник. Прилегающие поля засеваются кормовыми травами и зерновыми. В дополнение к традиционным методам ведения сельского хозяйства используются и нетрадиционные методы, такие как no-till. Сам способ ведения крестьянского (христианского) хозяйства напоминает монашескую жизнь, с ее братским трудом, близостью к земле, молитвой о плодородии и провидением Божьей воли для человечества.
Пропаганда и христианская евангелизация были призванием русского монашества с древнейших времен. Монахи, отрекаясь от мира ради назидания своей души, могли служить миру в трудные времена, о чем есть много свидетельств в нашей истории.
Возобновление этой традиции исходящей пастырской заботы и воцерковление тех, кто потерял духовную поддержку, стало одним из основных направлений деятельности Николо-Шартомского монастыря. С середины 1990-х годов в различных районах Ивановской области рядом с восстановленными храмами стали создаваться монастырские трактиры, и число насельников монастырей постепенно увеличивалось. Почти все восстановленные церкви находились в полуразрушенном состоянии — храмы Шуйского святого Алексия Человека Божия, Покровский, святого Александра Невского, Свято-Троицкая церковь в селе Черновцы. Были построены и новые церкви, в том числе Успенская церковь в Шуе и церковь Всех Святых в Иванове. Помощь в строительстве оказывается местной администрацией и донорами. По всему региону расположено около 10 сельских резиденций, в которых проживает около 100 братьев.
Растущая монастырская экономика стала включать и другие специализированные виды деятельности. Так, у братьев некоторых церквей есть особые послушания: рыбалка, резьба по дереву и работа по сохранению природы. Была открыта колокололитейная мастерская. Особое внимание уделяется детскому дому для мальчиков в деревне Клещевка, которым управляет православная семья. Общеобразовательная программа дополняется христианским образованием, и вся жизнь детей связана с жизнью монастыря. Увеличение количества хозяйственных построек позволило явно расширить духовно-просветительскую деятельность монастыря. Появилась возможность открывать воскресные школы, православные гимназии и библиотеки. Развивалось тесное сотрудничество с самыми разными людьми Ивановской области, в основном в сфере образования.