Крым давно полюбился туристам за свои достопримечательности. Многие паломники посещают священные обители полуострова, чтобы поклониться образам и реликвиям. Одним из самых посещаемых мест является Успенский монастырь, расположенный под сводами пещеры недалеко от Бахчисарая.
Это место окутано интересными легендами и имеет интересную историю. Его можно посетить не только в рамках экскурсии, но и отдельно.
Версии появления монастыря
Раньше в Крыму было много пещерных монастырей, но во время нашествия Золотой Орды большинство из них было разрушено. Некоторые из вырубленных в скале храмов сохранились до наших дней. Один из них — Успенский монастырь. По одной из версий, храм был построен во время строительства Бахчисарая и был высечен в скале монахами-иконоборцами. Они бежали от императоров Константина Пятого и Льва Третьего.
Некоторые историки не согласны с этой версией. Были высказаны сомнения по поводу архитектурных особенностей пещерных монастырей, которые опровергают их создание византийскими монахами. Это была часть их традиции — жить вместе в общих общежитиях. Однако в Успенском монастыре много отдельных келий.
Кроме того, в то время, когда предположительно был построен храм, преобладали языческие культы. Иудаизм был очень широко распространен. Это была основная религия Хазарского каганата. Поэтому не только византийским монахам было разрешено строить монастыри.
История монастыря до наших дней
Успенский монастырь скрыт под скальными сводами и похож на великолепный пещерный дворец. Он расположен посреди Мариам-Дере, ущелья недалеко от города Бахчисарай. Храм окружен отвесными стенами высотой 1,5 метра. Монастырь часто называли «Лаврой», и даже ханы, исповедующие ислам, приходили ночью к иконе Богородицы, чтобы получить благословение.
История храма началась примерно в 13 веке, когда он был закрыт на 100 лет. Монастырь удалось спасти благодаря финансовым вливаниям со стороны московских князей. Благодаря этому церковь «восстала из пепла», хотя и влачила жалкое существование. Когда Таврис был захвачен татарскими полчищами в 1475 году, монастырь не был разрушен, и многие люди (включая послов) посещали его службы.
Затем монастырь в течение десятилетий был оплотом готических митрополитов. Монастырь посещали многие крымские ханы, а глава династии Гиреев даже снабжал храм свечами на целый год. В конце 15 века Крым завоевали османы и потребовали дань за содержание. В 18 веке эти земли были заняты русскими войсками, и новые власти обязали монахов переехать из пещерного храма в Мариуполь. Вместе с ними ушло и изображение Девы Марии.
Греческий святой, отец К. Спиранди, стал охранять опустевший монастырь. Вместе с ним пришла и новая реликвия — уникальная икона Успения Божией Матери. Посвящения возобновились. Позже в Бахчисарае был открыт новый монастырь, куда переехали многие прихожане.
Пещерное святилище снова было закрыто. Его возрождение началось только с середины 19 века, реставрационные работы — с 1850 года. Монахам активно помогали простые люди. Были куплены колокола, картины и утварь для богослужения. На короткое время церковь снова начала полноценно функционировать.
Тогда она находилась под руководством архимандрита Поликарпа. В 1818 году Александр I посетил церковь, поцеловал икону Божьей Матери и зажег свечу. Николай I и II, Александр II также посещали скит. После начала Крымской войны здесь функционировал госпиталь для раненых.
Восстановление храма заняло много лет. Были добавлены новые здания. Успенская церковь получила «новую жизнь». Скит был расширен за счет 3 этажей, 11 келий, колокольни, дома для настоятеля монастыря. Были созданы пекарня, комнаты для гостей, хозяйственные постройки, кухня и столовая. Даже система водоснабжения, которая когда-то брала воду из подземного источника, была восстановлена.
После революции и расправы над императорской семьей церковь была закрыта (с 1921 года), разграблена, а монахи казнены. На месте монастыря была открыта рабочая колония имени Артема. На месте монастыря была открыта рабочая колония имени Артема. Бесценные церковные тома использовались для нагрева плит. В 1925 году верующие обратились к советским властям с просьбой передать им на хранение исторические предметы монастыря. В результате некоторые иконы были спасены и отправлены в музей в Бахчисарае.
В 1927 году сильное землетрясение разрушило многие здания. Нетронутой осталась только Успенская церковь. До Великой Отечественной войны разрушенная церковь оставалась необитаемой, а затем была приспособлена под солдатский госпиталь. Впоследствии здесь был размещен психоневрологический диспансер.
Очередное возрождение произошло в 1993 году, когда настоятелем церкви стал иеромонах Силуан из Одессы. Он начал реконструкцию пещерного храма. Деньги собирали всем миром. Большая часть денег была пожертвована паломниками. Они также приходили на работу физически. Благодаря этому были восстановлены Успенская церковь, лестница в монастырские кельи, росписи под балконом. Новые церковные колокола были пожертвованы храму металлургическим заводом в Днепродзержинске.
Храм в наше время
В настоящее время по скалистой лестнице поднимаются паломники и посетители монастыря. Отсюда хорошо видны окрестности и ущелье Святой Марии. Сады монастыря расположены на скалистых террасах. Хозяйственные постройки расположены недалеко от церкви. Паломникам не разрешается входить во все здания, включая Успенскую церковь, где находится икона Святой Троицы.
В настоящее время восстановлено еще несколько пещерных церквей, построены новые монастырские кельи, ремесленные мастерские и скотные дворы. Строительство все еще продолжается. На территории монастыря есть родник, освященный образом «Живоносный источник». Над ним находится часовня. Над ним находится мозаичное изображение, ставшее знаменитым еще в Константинополе, когда был исцелен слепой человек.
Свидетелем этого события был Маркеллос, солдат, который впоследствии стал императором. Любой посетитель монастыря может набрать святой воды из источника или купить бутилированную воду в местном магазине. Пещерный храм обладает невероятной акустикой, и звук поклонения и молитв доносится даже до руин Чуфут-Кале. В результате создается впечатление, что даже окружающая местность молится вместе с монахами.
Стена вдоль лестницы украшена различными медальонами с барельефами. И у каждого из них есть мешок земли, которую привозят со всех святых уголков мира.
Легенды о храме
Успенский монастырь окружен различными легендами. Согласно одному из них, молодой пастух по имени Михаил по дороге домой пас свое стадо возле пещер и увидел в одной из них свет. Мальчик зашел внутрь и обнаружил плавающую икону Девы Марии. Перед ним горела свеча. Это произошло 15 августа, как раз к празднику Успения Пресвятой Девы Марии. Молодой человек поднял икону и отнес ее домой, а утром обнаружил, что святыня пропала.
Когда он снова проходил мимо удивительной пещеры, он снова увидел свет и образ. Пастух снова принес его домой, но утром история повторилась. Икона снова оказалась в пещере. Затем Майкл рассказал об этих событиях своим сожителям. Люди считали, что таким образом Богородица выразила свое желание, чтобы на этом самом месте было построено святилище в ее честь.
Другая легенда гласит, что в старые времена в подземельях жил дракон. Дракон жил в подземельях и постоянно требовал дань с окрестных деревень, утаскивая юношей и девушек в свое логово. В конце концов, в деревнях остались только старики. Затем они обратились к Деве Марии, попросив ее защитить их от дракона. Она услышала мольбы, и через день пастухи увидели свет в пещерах. Люди вошли внутрь и обнаружили икону, парящую над убитым драконом. В то время в честь заступника был воздвигнут храм.
Согласно третьей легенде, когда были гонения на христиан, пара монахов из Афин поселилась на полуострове в горных пещерах. Монахи решили основать храм в Марьям Дере, так как рядом протекал источник воды. Святые братья выдолбили в скале место для монастыря и келий.
Затем монахи освятили место, установили иконостас и образ Божией Матери, который они привезли из древнего скита Сумель (византийский город Трапезунд). После этого события возле иконы происходило много удивительных событий, и число паломников увеличилось. Все это убедило местных жителей в том, что место действительно священное и что Дева Мария заступилась за этот регион.
И эта легенда косвенно подтверждается археологическими находками и захоронениями. Углеродная датировка показывает, что они датируются 6 веком.
Святыни монастыря
В 1908 году появился документ с описанием всех святынь храма. Одним из них было «Успение Богородицы». Образ чудодейственный, он обрамлен в серебряную рамку и подарил многим долгожданное исцеление. Копия иконы «Панагия» была однажды найдена на скальной стене. Изображение было обрамлено в серебряную раму и украшено драгоценными полудрагоценными камнями и жемчугом. На стене висело изображение Девы Марии — как раз там, где появилась Панагия. Там всегда горела неугасимая лампа.
Копия образа Богоматери Киево-Печерской появилась в святилище как дар митрополита Филарета. Этому предшествовало всенощное бдение. В храме также хранился образ Спасителя с мощами 84 святых. Икона была прислана из монастыря в Корсуне. Другой реликвией был крест с изображенным на нем Христом. Объект был сделан из кедра и кипариса. На одной стороне креста имеется надпись о том, что он был подарен Старым Афоном.
Во время праздника Силы почти все реликвии были уничтожены, а уцелевшие отправились в музей в Мариуполе, но копии некоторых картин остались. Со временем была восстановлена главная икона — икона Успения Божьей Матери.
Как добраться до крымского пещерного монастыря?
Туристы могут сесть на автобус № 2 и выйти на остановке «Староселье». Путь к монастырю от автобусной остановки ведет через горы и занимает около 20 минут. До монастыря можно добраться и пешком, пройдя от Бахчисарайского дворца. Затем нужно пройти по горной дороге вдоль участка древних надгробий и пещерных отверстий.
Правила посещения монастыря
Фотографировать в храме можно только с разрешения митрополита. Об этом предупреждает табличка у входа. На территории монастыря мобильные телефоны должны быть выключены. Любому человеку разрешается находиться в храме. Для этого выделен специальный отель.
Паломнику разрешается есть и работать вместе с монахами. Все это бесплатно, но невозможно без благословения настоятеля. После этого он должен будет соблюдать общие правила и посещать службы. Согласно правилам, в храме не проводятся венчания и крещения.
Чтобы узнать больше об отдыхе в Судаке, нажмите здесь.
Недалеко от Успенского монастыря находится город Чуфут-Кале (выше храма). В средние века он существовал как пограничное место. Сейчас там остались только руины. Между храмом и бывшим городом, в лесном массиве, находится кладбище Гази-Мансур. Здесь покоятся воины, охранявшие Чуфут-Кале от вторжений. Город и Успенский пещерный монастырь являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.