Монах Силуан Афонский (крестьянское имя Симеон) родился в 1866 году в Тамбовской губернии, Лебединском районе, Шовском уезде, в селе Шовское в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова.
Его родители были трудолюбивыми, послушными и мудрыми от природы, хотя и неграмотными. Большая и дружная семья жила бедно, но никогда не отказывала в помощи нуждающимся, иногда делясь последним. Семья была особенно гостеприимна к незнакомцам. Его отец проводил с ними беседы о Боге и христианской жизни, и эти беседы произвели сильное впечатление на чувствительную душу мальчика.
С детства Симеон работал рядом со старшими, помогая по мере сил отцу в поле, а братьям — на строительных работах в поместье. По этой причине ему, видимо, пришлось оставить сельскую школу, проучившись в ней всего две зимы. Но тяга к знаниям (которая характеризовала его отца, «томившегося в своей темноте») была заложена в Монке всегда.
Преподобный Силуан Афонский. Фотография 1930-х годов.
Жизнь благочестивой семьи Антоновых была неотделима от церкви, посещение которой с детства прививало Симеону чувство благоговения перед словом Божьим, воспитывало его в духе христианского смирения и других добродетелей. В храме он изучал церковную грамоту, сосредоточенно молился и читал Жития святых. Через несколько лет юноша полюбил Господа всей душой и пожелал уйти в монастырь и принять монашеский постриг в Печерской лавре. Однако его желание не встретило поддержки отца, который настаивал на том, чтобы сын поступил на военную службу и только потом решал, кем он хочет стать.
Повинуясь слову своих родителей, Симеон вернулся к нормальной жизни. В то время ему было девятнадцать лет. Благочестивые намерения вскоре покинули его, и, как и многие его сверстники, он поддался соблазнам мира. Молодой, красивый, сильный и обеспеченный в то время, он наслаждался жизнью и в мирской суете начал забывать о первом призыве Бога к монашескому служению.
Однако Господь спас его от погружения в греховную пучину, вновь призвав отказаться от мирской суеты и вступить на путь монашества. По словам Слдера, это произошло при следующих обстоятельствах: однажды, вернувшись домой после вечеринки, он заснул и в тонком сне, глядя на себя как бы издалека, увидел «змею со злым запахом», проникающую в него. Чувствуя отвращение, он проснулся и, проснувшись, услышал слова Самой Пресвятой Девы: «Ты во сне проглотил змею, и она тебе противна; поэтому мне нехорошо видеть, что ты делаешь».
Когда молодой человек осознал свои грехи, он покаялся в них перед Господом и поблагодарил Богородицу за Ее доброту к нему. Это событие стало решающим для выбора его дальнейшего пути. Он возобновил свое желание посвятить свою жизнь Богу.
Симеон проходил военную службу в Санкт-Петербурге. Он был образцовым солдатом, примерным в своем поведении и верным в отношениях с боевыми товарищами, за что его любили сослуживцы. В армии дар его мудрого совета проявился с особой силой, после чего многие обрели душевный покой и процветание. Симеон никогда не забывал Бога; он шел на служение с живой верой и глубоким чувством покаяния. К этому времени уже было чудесным образом назначено место его будущих монашеских подвигов — святая гора Афон, где он был «призван из тьмы греха в свет Истины Христовой через Пречистую». Он часто думал о монашеской жизни и, желая как-то помочь насельникам монастыря, несколько раз посылал на Афон накопленные деньги. О внутреннем состоянии монаха в это время красноречиво свидетельствуют слова его спутников: «У него мысли об Афоне и Страшном суде».
Незадолго до окончания военной службы Симеон решил попросить молитв и благословения у своего отца, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Когда он не увидел его, он оставил записку со словами: «Отец, я хочу стать монахом; пожалуйста, помолись, чтобы мир не остановил меня. На следующий день в казарме он почувствовал вокруг себя «адское пламя», которое с тех пор «гудело» везде, куда бы он ни пошел.
Много лет спустя в записках преподобного мы читаем: «О великий отец Иоанн, наш молитвенник! Благодарю Бога, что я увидел тебя, и благодарю также тебя, добрый и святой пастырь, потому что ради твоих молитв я расстался с миром и пришел на Афонскую гору, где увидел великое милосердие Божие».
Симеон пробыл в доме всего неделю. Собрав подарки для монастыря и необходимые для путешествия вещи, он попрощался со всеми и отправился на гору Афон. Осенью 1892 года святой прибыл на Святую Гору и был принят в качестве послушника в русский Пантелеимонов монастырь времен расцвета этой обители.
Жизнь монаха в монастыре была простой, доступной и внешне ничем не примечательной: вначале его послушничество заключалось в тяжелом труде на мельнице, который сменился трудом управителя, наблюдением за мастерскими, продовольственным складом и, в более поздние годы, магазином.
Пройдя путь предварительных монашеских экзаменов, он был пострижен в мантию в 1896 году с именем Силуан, а в 1911 году поступил в схиму, сохранив прежнее имя.
У святого не было своих учеников, и он не был в послушании у какого-то конкретного старца. «Трудно жить без старшего». — сказал он позже. — Неопытная душа не понимает Божьей воли и испытает много скорбей, прежде чем научится смирению. Сам монах, как и большинство монахов, вырос в атмосфере афонской духовной традиции, проводя свои дни в постоянных Иисусовых молитвах, долгих церковных службах, постах и бдениях, частых исповедях и Святом Причастии, чтении духовных книг и тяжелом труде, как того требовала многовековая монашеская жизнь.
С первых и до последних дней жизни святой стал образцом совершенного послушания, и хорошими наставниками для него были настоятель, исповедник и простой старший брат. Если бы монахи и миряне, считал он, слушали своих священников и пасторов без осуждения, без оппозиции и без внутреннего сопротивления, то они сами не потеряли бы своего спасения, а вся Церковь имела бы полноту жизни.
После сорока шести лет жизни в монастыре с монашеским правилом подвижник никогда не хотел удаляться в уединение или отшельничество, считая, что без Божьего благоволения они сами по себе являются лишь вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. В то же время он был далек от мирских интересов. Оставаясь всегда среди людей, древний человек хранил свой ум и сердце от посторонних мыслей и очищал их от страстей в пользу молитвенного послушания Богу, утверждая, что это кратчайший путь к спасению. Он не искал мученичества, но всей своей жизнью повторял аскетический опыт знаменитых подвижников Отцов Церкви. Каким был этот путь для монаха?
Согласно аттическому обычаю, послушника вводили в жизнь монастыря через исповедь. Испытав в таинстве покаяния радость очищения и освобождения от мучивших его грехов, Симеон, тем не менее, был немедленно атакован мыслями о возвращении в мир и женитьбе. Осознание того, что он снова опечалил Богородицу, потрясло послушника, показав ему, что даже здесь, на Святой Горе, которая казалась прибежищем спасения, возможны искушения и даже погибель. Отрезвленный своим духовным упадком, он начал много и горячо молиться, предпочитая в основном молитву «Отче наш», которая вскоре вошла в его сад и стала постоянной в нем самом. Этот дар был передан монаху Пресвятой Матерью через покаянную молитву перед Ее образом и стал твердой основой его духовной жизни.
Послушник Симеон упорно продолжал подвиг бдения, поста и сердечной молитвы, но духовная борьба с новыми искушениями — тщеславием и гордостью — не оставляла его. Не дав душе возможности «встать на путь веры», они вознесли Симеона «на небо», вызвав у него явное ощущение собственной непогрешимости: «Ты теперь святой», а затем погрузили его, казалось бы, уже в вечную погибель, сказав ему: «Ты не будешь спасен». Атаки дьявола усиливались, вызывая чувство покинутости Богом, доводя Симеона до отчаяния. И когда он подумал: «Ты можешь умолять Бога». Неизреченным образом Господь явился послушнику во время вечерни в церкви пророка Илии и духовно ввел его в небесные обители. В тот момент, по его свидетельству, он почувствовал, как благодать «мученичества» наполнила все его существо, и он познал Господа через Святого Духа. С тех пор он воспринимал все происходящее в мире только в связи с опытом души, познавшей своего Творца. «Одно дело — верить в Бога, — сказал он, — и совсем другое — познать Бога.
Явление Господа Иисуса Христа принесло послушнику радость Пасхи, Воскресения, ощущение перехода из тьмы духовной смерти в неизреченный свет жизни. Познав Божественную любовь через Святого Духа, он стал гораздо глубже и острее переживать потерю благодати: «Тот, кто потерял его, неустанно ищет его днем и ночью и тянется к нему. Она уходит в гордость и тщеславие, в обиду на брата, в осуждение брата, в ревность; она оставляет нас для расточительных мыслей, для пристрастия к мирским вещам, ко всему тому, что оставляет благодать, и душа, оставленная и ослабленная, жаждет Бога, как жаждал наш отец Адам, когда был изгнан из рая».
Старец Силуан часто вспоминал о монашеском служении преподобного Серафима Саровского, чудотворца, душа которого, познав Господа, неудержимо стремилась к новым подвигам для обретения благодати. «Душа, познавшая Бога, — писал позже святой Силуан, — не может довольствоваться ничем на земле, но жаждет Господа и плачет, как дитя, потерявшее мать: душа моя жаждет Тебя и слезно ищет Тебя».
Как обретается и сохраняется благодать, почему и по какой причине она покидает душу верующего — эти вопросы становятся самыми важными в жизни подвижника.
Постоянно пребывая в аскетической жизни, он воздерживался от всего и вся, что могло помешать достижению благодати: спал мало, урывками, до двух часов в сутки, сидя на табурете; не делал перерывов в посте и ограничивал себя в еде, советуя приближенным «есть столько, чтобы после принятия пищи хотелось молиться»; отрезал себя от воли, считая, что это приносит душе «великую пользу». Он жаждет, молится и плачет, пытаясь сохранить свою благодать, но божественный свет, если и возвращается, то ненадолго, а затем, как и прежде, снова покидает послушника. «Вот почему мы страдаем, — объяснил старец, — потому что у нас нет смирения. Святой Дух обитает в смиренной душе, и Он дает душе свободу, мир, любовь, блаженство». Воспитание смирения духа — «это великий урок, который не может быть быстро усвоен».
Прошло пятнадцать лет после явления Господа о. Его разум снова омрачен дьявольскими нападками и потерей мира в душе. Со временем эти страдания усугубились мучительными сражениями с демонами, которые отвлекали его по ночам от постоянной внутренней молитвы. О душевных муках, которые ему пришлось пережить, аскет позже сказал: «Если бы Господь сначала не дал мне понять, как сильно Он любит человека, я бы не пережил ни одной такой ночи, а у меня их было много.
В одну из таких ночей, когда, несмотря на все усилия, молитва не приходила к преподобному, он с раскаянием в сердце воскликнул: «Господи! Ты видишь, я хочу молиться Тебе чистым умом, но демоны не позволяют мне. Научите меня, что я должен делать, чтобы их не пустить?». «Гордые всегда так страдают от демонов». — был его ответ. «Господи, научи меня, что я должен сделать, чтобы моя душа смирилась?» И снова Божий ответ прозвучал в его сердце: «Держи свой ум в аду и не отчаивайся». По словам старейшины. Господь сжалился над ним и научил его, как душа должна смирить себя и стать непобедимой для своих врагов: при приближении греховных помыслов она считает себя достойной вечных мучений и спускается в ад, чтобы силой адского пламени выжечь в себе последствия всех страстей и с чистой молитвой обратиться к Господу, полагаясь на спасительную силу любви Христа, и таким образом избежать отчаяния. «И благодаря этому, — сказал преподобный, — враги побеждены, и когда мой ум выходит из огня, мои мысли снова становятся сильными. Эта способность возобновлять в себе подлинный опыт адских страданий для очищения души от страстей не покидала его.
Откровение Господа было не только чрезвычайно важным практическим указанием для монаха Силуана, но и ознаменовало начало нового этапа в его духовной жизни. Постепенно в молитве аскета стала преобладать скорбь о мире, который не знал Бога. Как объяснил старец, люди забыли Господа, Который их создал, и ищут свою свободу, не понимая, что кроме истинного Источника жизни нет и не может быть никакой свободы. Свобода лежит только в Господе, Который по Своей милости дарует тем, кто укрывается в Нем, благодать Святого Духа. В Нем, Святом Духе, в Его познании лежит освобождение от рабства греха и страха смерти.
Он учит любви и дает душе возможность проявлять милосердие даже к тем, кто ходит грешным путем. «Где нет любви к врагам и грешникам, там нет Духа Господня». (Имеются в виду враги веры Христа. Сам стахановец делил людей не на врагов и друзей, а на тех, кто знает Бога, и тех, кто не знает).
Монах Силуан Афонский
Истинное христианское спасение ближнего возможно только через любовь. Монах видел в любви ко всем людям сходство с Господом Иисусом Христом, который «простер руки на кресте», чтобы собрать всех вместе. В Своей заботе о спасении всех Он простирается не только на ныне живущих на земле, но и на тех, кто уже умер и отошел в ад. Если душа радуется спасению людей, она также молится, когда видит обратное — их гибель.
«Молиться за людей — значит проливать кровь», — сказал преподобный. И он жил страданиями всего мира, забыв о себе, и не было конца его молитве, призывая все народы земли познать Господа через Святого Духа. По великому убеждению старца, если это свершится и люди оставят свои увлечения и обратятся всей душой к Богу, то «в один час» изменится лицо земли, судьба всех людей и всего мира.
Вся его жизнь была сердечной молитвой «до великих слез», исключительно высоким подвигом любви к Господу. «Мир стоит на молитве, — утверждал преподобный, — и когда молитва ослабевает, тогда мир погибает». В этих молитвенных усилиях он достиг внутреннего состояния, в котором предвидел происходящее и видел будущее человека, открывая глубокие тайны своей души и призывая всех вступить на путь спасительного покаяния. Неустанная молитва не оставляла подвижника до последнего часа его земного пути.
11/24 сентября 1938 года мирно скончался престарелый монах схиигумен Силуан. Своей аскетической жизнью он подавал пример кротости, смирения и любви к другим.
Пятьдесят лет спустя, на праздновании 1000-летия Крещения Руси, Священный Синод Константинопольской Православной Церкви канонизировал блаженного святого.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского было включено в менонетический календарь Русской Православной Церкви под датой 11/24 сентября. Однако еще задолго до его официальной канонизации многие паломники приходили поклониться праведной главе преподобного, которая покоится в Покровском храме в монастыре Святого Пантелеимона, веря в его молитвенное заступничество перед Господом.
Труды исповедника о сущности христианской жизни и монашеского делания, переведенные на многие языки и широко известные благодаря глубокой духовности и мудрости заключенного в них слова, также исцеляют души верующих. Его слово простое и доброе, но чтобы следовать ему, нужно встать на путь самоотречения и полного послушания воле Божией, через что прошел сам святой старец. Современник нашего времени, сын Русской земли и Русской Православной Церкви, он был свидетелем спасительной благодати евангельской истины, преподанной всем нам Господом нашим Иисусом Христом, и высокой значимости учения Православной Церкви, подтверждая тем самым, что в мире временных ценностей только нравственные и духовные основы человеческой жизни прочны и действительно ценны на все времена.
Цитируется по: Акафисты, молитвы и тропари на месяцы и дни с кратким описанием жизни святых: Сентябрь. — Сентябрь, 2004. — С. 190-195.
***
Молитва преподобному Силуану Афонскому:
- Молитва преподобному Силуану Афонскому. Простой монах из русского монастыря на Афоне. Он поделился глубоким покаянным чувством и молитвой. Монаху Силуану он молится о даре смирения и любви ко всем людям, когда ими овладевают прелюбодеяние, пьянство, гнев, о помощи в монашеском служении и о просвещении народов светом истинной веры.
Акафист преподобному Силуану Афонскому:
- Акафист святому Силуану Афонскому
Канон преподобному Силуану: Афонскому
- Канон монаху Силуану Афонскому
Житийная и научно-историческая литература о преподобном преподобном Силуане Афонском:
- Преподобный Силуан Афонский: Я никогда не прихожу к людям, не помолившись за них — епископ Александр Милеант
- Преподобный Силуан Афонский: «Любовь не терпит, чтобы погибла хоть одна душа» — Владимир Можегов
- «Русский святой человек» преподобный Силуан Афонский — Мария Дегтярева
- Житие преподобного Силуана Афонского — Житие преподобного Силуана Афонского
Поучения преподобного Силуана Афонского:
- «Старец Силуан Афонский (жизнь и учение) — архимандрит Софроний Сахаров».