Монастырь Святой Екатерины, старейший христианский монастырь в мире, расположен в Египте, на Синайском полуострове на высоте 1570 метров над уровнем моря, у подножия горы Синай.
Он был назван в честь Святой Екатерины, которая приняла мученическую смерть за проповедь христианской веры.
Монастырь Святой Екатерины был основан в IV веке греческими монахами, рядом с часовней Неопалимая Купина, построенной на библейском месте, где Моисею были даны десять заповедей. Монастырь был перестроен в крепость в 6 веке.
Монастырь Святой Екатерины — одна из самых почитаемых святынь православной церкви. Хотя он находится далеко от нашей страны, истинные христиане ходят туда, поклоняются и возносят прошения и молитвы Святой Екатерине, мощи которой находятся в этом святом месте.
Многие наши соотечественники отдыхают на курортах Египта, в том числе в Шарм-эль-Шейхе. Конечно, теплое солнце, голубая вода залива Наяма, чистый песчаный пляж и другие достопримечательности курорта полностью занимают их время.
Но мало кто из туристов знает, что совсем недалеко от Шарм-эль-Шейха, в долине в оазисе Вади Фиран, между горами Моисей, Екатерина и Сафсафа, у подножия горы Моисея, или библейской горы Синай, на высоте 1570 м, находится одна из самых почитаемых христианских святынь.
В III веке монахи-отшельники начали селиться в пещерах горы Синай близ Неопалимой Купины. Они вели уединенный образ жизни и только по праздникам собирались, чтобы вместе совершить богослужение о Неопалимой Купине. Это место почиталось не только монахами, но и высокопоставленными людьми того времени.
Святая Елена, мать императора Константина, по просьбе монахов в 324 году приказала построить на этом месте небольшую часовню — часовню, вокруг которой со временем был устроен монастырь, получивший название «Монастырь Неопалимая Купина». Обитатели монастыря были греческими православными христианами. Во многих трудах он также упоминается как «монастырь Преображения». Поскольку монастырь часто подвергался вторжению кочевых племен, византийский император Юстиниан I в 537 году превратил его в настоящую крепость. Вокруг монастыря были возведены высокие оборонительные стены с бойницами, а внутри, помимо монахов, был размещен военный гарнизон для защиты святого места. В таком виде укрепленный монастырь сохранился до наших дней.
В то время, когда происходили эти события, основной религией в Египте было язычество. Христианство только начинало входить в сознание людей. Он прокладывал свой путь с большим трудом. Поборники язычества, особенно имперская элита, их приближенные и языческие жрецы были ярыми противниками христианства и всячески преследовали проповедников христианской веры. Однако те, кто узнал и принял христианскую веру, иногда ценой своей жизни, несли ее людям.
Одной из таких просветительниц была Доротея — родившаяся в конце третьего века, дочь одного из знатных мужей Александрии. Красивая, умная и образованная девушка, она встретила монаха-отшельника и от него узнала об Иисусе Христе и существовании истинной христианской веры. Она уверовала в Иисуса Христа как Сына Божьего, с радостью приняла эту веру, была крещена и получила имя Екатерина.
О ее жизни ходит много историй. Однако все согласны с тем, что Екатерина была невестой Христа и посвятила всю свою жизнь проповеди христианской веры. Она даже пыталась обратить в христианство своего византийского соправителя Максимиана. За отказ отречься от христианства Екатерина была подвергнута пыткам и казнена. Мученическое тело Екатерины было погребено в горах Синая. Три века спустя монахи нашли ее останки и перенесли их в монастырский храм. Екатерина была причислена к лику святых, и ее мощи до сих пор хранятся в монастыре в главной монастырской церкви. Гора, где были найдены останки Святой Екатерины, с тех пор носит ее имя. А в XI веке, когда о месте захоронения святой Екатерины узнало все христианское человечество, монастырь Неопалимая Купина стал местом паломничества огромного количества верующих. А затем монастырь Неопалимая Купина был переименован в Свято-Екатерининский монастырь в ее честь.
Монастырь Святой Екатерины ценится не только христианами, его святость признают и другие религии. Именно по этой причине монастырь никогда не был разрушен или разграблен во время Новой эры в истории Египта. Когда Синайский полуостров был захвачен арабами, покровительство над монастырем взял на себя сам пророк Мухаммед. На территории монастыря была возведена мусульманская мечеть, которая стала защитой от мусульманских вторжений и почти спасла его от разрушения. Во время крестовых походов в монастыре был создан орден Святой Екатерины для защиты паломников, а в самом монастыре была построена католическая церковь. Даже когда Египет был завоеван Османской империей в XVI веке, турецкий султан сохранил особое положение архиепископа Синая и не вмешивался в дела монастыря. В 18 веке, когда Египет был завоеван Францией, Наполеон Бонапарт в 1798 году приказал восстановить разрушенную северную часть монастыря, и сам оплатил все расходы.
За время своего существования монастырь Святой Екатерины пережил много бедствий. Не раз монастырь оказывался на грани прекращения существования. Россия сыграла большую роль в его сохранении. Уже в 1375 году, в связи с тяжелым положением, Синайский монастырь обратился в Москву с просьбой о милостыне для монастыря. В Благовещенском соборе Московского Кремля хранится икона Неопалимая Купина, привезенная из Екатерининского монастыря в дар русскому народу в 1390 году. И с тех пор Россия всячески поддерживала монастырь Святой Екатерины, посылая туда большие дары. А в 1558 году русский царь Иван Грозный в дополнение к своим дарам подарил монастырю специально сделанную из золотого материала наволочку для мощей святой Екатерины, которая хранится в монастыре и по сей день. В 1559 году Иван IV Грозный посетил Синайский монастырь. Вот как принимали русских посланников на Синае.
В 1605 году, очень тяжелом для монастыря, русский царь нанес визит в Москву архимандриту Иоасафу Синайскому, который принял богатые дары из России. В благодарность русский царь отныне считается вторым основателем Синайского монастыря. В 1619 году вместе с патриархом Иерусалимским Феофаном Иоасаф, уже в качестве архиепископа Синайского, присутствовал на молебне в Свято-Троицкой лавре перед ракой Сергия Радонежского.
После этого Синайский монастырь постоянно получал крупные пожертвования от русских царей. В 1630 году русский царь пожаловал Синайскому монастырю устав, дающий ему право регулярно раз в четыре года приезжать в Москву за милостыней, которая давалась вплоть до революции 1917 года.
В 1687 году Синайский монастырь обратился к России с просьбой распространить на монастырь свое покровительство. От имени царей Петра и Иоанна и царицы Софьи монастырю был пожалован устав, в котором говорилось: «в пользу государя, чтобы святая гора и монастырь святой Богородицы Неопалимая Купина для объединения нашей благочестивой христианской веры была принята». Синайские монахи получили богатые подарки, среди которых была серебряная ракия для рукоположения святой Екатерины. Согласно летописям, ракия была изготовлена за счет личных средств царицы Софьи.
Начиная с XVII века, практически все русские цари постоянно поддерживали монастырь Святой Екатерины, посылая пожертвования, часто из своих личных сбережений. Так, в 1860 году российский император Александр II подарил монастырю золотой ковчег для мощей святой Екатерины, а в 1871 году по его указу в России были отлиты девять колоколов для новой колокольни монастыря.
На протяжении более 14 веков монастырь Святой Екатерины является одним из самых известных и авторитетных центров христианского просвещения и культуры. Он является центром Синайской церкви, которая помимо самого монастыря имеет несколько так называемых подчиненных церквей. Три из них расположены в Египте, а 14 — за его пределами. В XIX и начале XX века такие дворцы были и в России, в Киеве, Тифлисе и Бессарабии.
Настоятелем монастыря является архиепископ Синая. С 1973 года он является архиепископом Дамианом. Хотя резиденция архиепископа Синайского находится не в самом монастыре, а в монастырском подворье «Джувани» в Каире, он предпочитает проводить большую часть своего времени в монастыре. В его отсутствие монастырем управляет наместник, так называемый дикей, избираемый монахами и утверждаемый самим архиепископом.
Сам монастырь представляет собой небольшой городок с более чем сотней зданий. Однако ядром монастыря является Преображенская церковь. Храм построен из гранита в форме базилики с 12 колоннами, по числу месяцев в году. Между колоннами в специальных нишах хранятся останки святых, а над каждой колонной находится икона с их изображением. Со времен Юстиниана сохранились стены и колонны, а также крыша и даже надписи. От 17-18 веков сохранился иконостас и все внутреннее убранство.
В апсиде храма находится древняя мозаика, изображающая Преображение Иисуса в окружении учеников, вся она сохранилась в целости со времен строительства храма.
Входная дверь в храм была изготовлена из ливанского кедра искусными византийскими мастерами более 1 400 лет назад. Над входом находится греческая надпись «Вот врата Господни; праведники войдут в них». А дверь в притвор сохранилась со времен крестоносцев, датируемая 11 веком. В алтаре храма находятся два реликвария с мощами Святой Екатерины. За алтарем храма находится часовня Неопалимая Купина. В часовне алтарь находится над корнями Купины, а куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где он растет и по сей день. Алтарь часовни не закрыт иконостасом, и все паломники могут видеть место, где росла Купина, — то отверстие в мраморной плите, закрытое серебряным щитом. Паломники могут войти в часовню, но только без обуви.
В монастыре есть еще 12 часовен, но они открыты только по церковным праздникам. Рядом с Преображенской церковью находится колодец пророка Моисея, воду из которого черпают и сегодня, хотя на территории монастыря есть еще несколько колодцев со святой водой.
Еще одной достопримечательностью монастыря является галерея древних икон, двенадцать из которых считаются самыми редкими. Их рисовали уже в 6 веке. В монастыре также находится огромная библиотека с несколькими тысячами древних свитков, рукописей, манускриптов и книг на коптском, греческом, арабском и славянском языках. Самое большое их количество хранится только в Ватикане.
За пределами монастыря находится фруктовый сад и огород, где выращиваются овощи и различные фруктовые деревья для монахов-резидентов. В саду растут оливковые деревья, из которых делают масло для монастыря. Монахи сами обо всем заботятся. В сад можно попасть из монастыря по древнему подземному ходу.
Монастырь Святой Екатерины ежедневно посещают сотни паломников и туристов со всего мира. Рядом с монастырем есть небольшая гостиница для паломников. Здесь также есть несколько церковных лавок, где можно приобрести церковные предметы, книги, свечи и сувениры. Туристы предпочитают останавливаться в гостиницах в небольшом городке Сент-Катрин, расположенном недалеко от монастыря; здесь есть несколько небольших ресторанов и магазинов, а также торговый центр.
Вы также можете добраться туда самостоятельно на такси или автобусе. Экскурсии с гидом можно заказать во многих отелях Шарм-эль-Шейха и других городов. Часы посещения — с 9 утра до 12 часов дня каждый день. Пожалуйста, обратите внимание, что форма одежды при посещении монастыря должна быть скромной; никаких шорт или маек. Для женщин обязательны головной платок и одежда с длинными рукавами.
После службы прихожане могут посетить мощи святой Екатерины, а по выходе каждый посетивший мощи получает скромное серебряное кольцо с изображением сердца и надписью «Святая Екатерина».
Туристам обычно показывают только переднюю часть собора и Купину Неопалимую. Однако монахи относятся к православным посетителям с большим вниманием. Некоторые могут увидеть часовню Неопалимой Купины, галерею и монастырскую библиотеку. Но в любом случае, даже если вам не удастся увидеть все, посещение монастыря Святой Екатерины останется в вашей памяти на всю жизнь. Да благословит вас Господь.