Когда во время литургии поется прекрасное «А херувим…». и торжественная процессия выходит из северных ворот, все взоры обращаются туда, и сердце замирает от красоты пения. Это Херувимский гимн, который поется на каждой литургии.
Иже херувимы
Одно из самых важных литургических песнопений, оно было написано неизвестным автором в VI веке, а с 573 года по приказу византийского императора Юстиниана II стало обязательной частью основной литургии христианства.
В России Херувимская песнь была написана в XV веке и стала гимном Великого входа. Песня основана на видениях пророков Исайи и Иезекииля, живших в ветхозаветные времена. Они представляли себе ангелов Божьих, поющих у престола Всевышнего невероятными, прекрасными голосами. Вот откуда взялась молитва, чудесная песнь херувимов, которые являются вторым чином ангелов после серафимов. Херувимы считаются самыми искусными певцами в ангельском хоре.
Текст Херувимской песни
Давайте обойдемся без ежедневной заботы о Херувимах и споем трисвятый гимн Животворящей Троице. Давайте вознесем Царя всех в невидимые ряды ангелов. Аллилуйя.
Перевод с православного славянского на русский язык не сильно отличается. Он призывает верующих стать, подобно Херувимам, постоянными певцами Бога. Особенно примечателен призыв отложить на это время все повседневные проблемы, мирские заботы и тревоги и сосредоточиться на служении Богу. Очень скоро состоится Евхаристия — таинственное освящение хлеба и вина в кровь и тело Христа.
Перевод на русский язык
[О мы, таинственно представляющие Херувимов и воспевающие Живую Троицу Святой Троицы, давайте теперь оставим все мирские заботы, чтобы принять Царя всех [живых существ], Которого невидимо сопровождают, подобно телохранителям, сонмы ангелов. Хвала Богу, хвала Богу, хвала Господу.
Содержание песнопения
«И херувимы…», красивый протяжный напев состоит из двух двустиший. Они условно разделены Большим входом.
Первая строфа поется, когда священник и диакон выходят из алтаря через северную дверь и снимают щит (тарелку на широкой ножке) и потир (чашу). В них содержатся хлеб и вино для будущих святых даров. Эта процессия символизирует, что Иисус Христос добровольно пошел на крестные страдания.
Дары подносят, и священник останавливается перед царскими воротами. Стоя там, он читает молитву за нашего Патриарха, епископа соответствующей епархии, священников и православных. Во многих церквях принято, чтобы прихожане отвечали на молитву священника возгласами «и ты». После молитвы, сказав «Аминь», дары приносятся к алтарю для второй части Херувимской песни. Она не такая длинная, как первая часть, но более яркая, торжественная и поднимающая настроение.
Прихожане понимают, что херувимский гимн — это прелюдия к кульминационному моменту литургии, когда зажигается канделябр, открываются врата и выходит процессия священников. Некоторые люди встают на колени в этот момент, чего делать не следует. Но если люди испытывают непреодолимое желание, даже в воскресенье, преклонить колени, никто не может запретить им это сделать.
Тем не менее, это не самый важный, хотя и очень торжественный, акцент литургии.
Хотя выше было сказано, что Херувимская песнь принадлежит каждой литургии, есть три исключения. Другие гимны поются в Страстной четверг и Страстную субботу. Литургия пресвитерата также является исключением, что вполне объяснимо.
Мелодии Херувимской песни
Многие композиторы писали мелодии к этому гимну, вдохновленные его содержанием и глубоким смыслом. Первоначально использовались безымянные греческие и болгарские песнопения; сегодня в церквях можно услышать музыку «Иже херувимы» Чайковского, Бортнянского и Черенкова.
В музыкальном отношении Херувимская песнь также эволюционировала от одноголосного пения до сложного полифонического пения, к которому мы привыкли.
Знание того, что поется и читается на литургии, делает присутствие верующих там не формальным, утомительным стоянием, а выразительным, молитвенным действием, дающим душе мир и покой.
Слушать Херувимскую песнь