Базилика Рождества Христова — христианская церковь в Вифлееме, построенная над местом рождения Иисуса Христа. Это одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Под амвоном базилики находится самое большое христианское святилище — Грот Рождества Христова. Место рождения Христа находится в восточной части грота и отмечено серебряной звездой.
Базилика Рождества Христова была основана по велению императора Константина Великого святой императрицей Еленой во время ее паломничества на Святую землю в середине 330-х гг. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня.
Базилика была уничтожена пожаром в 529 году во время восстания в Самарии. Он был перестроен во время правления императора Юстиниана. В 1009 году, во время захвата города халифом Аль-Хакимом, базилика не была разрушена, поскольку мусульмане поклонялись месту рождения Христа (до этого они отделили южную часть храма и использовали ее в качестве мечети).
В византийский период базилика была святилищем и не имела епископской кафедры. Во времена Иерусалимского королевства базилика стала резиденцией латинского епископа Вифлеема и Аскалона. В XII веке базилику окружали монастырские здания, а также крепостная стена с прямоугольными выступающими башнями.
После захвата Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и духовенство были изгнаны из базилики. В 1263 году один из монастырей, прилегающих к храму, был разрушен. В 1266 году султан Бейбарс I перевез мрамор и колонны в Каир.
В 1347 году католическая церковь была представлена в базилике орденом францисканцев, которому до сих пор принадлежит алтарный образ в нефе Грота Рождества Христова. Греческая церковь владеет главным алтарем базилики и монастырем у ее южной стены с 1244 года.
Землетрясение в 1834 году и пожар в 1869 году повредили интерьер Грота Рождества Христова и потребовали ремонта. Российские императоры Александр III и Николай II сделали несколько пожертвований (колокола, паникадила) церкви.
План базилики
План подземной части базилики (гравюра по рисунку Джорджа Сэндиса 1610 года).
A. Алтарь Рождества Христова
B. Manger
C. Алтарь волхвов
D. Северная и южная лестницы, ведущие из храма
E. Вход (дверь)
F. Часовня невинных детей
G. Гробница Евсевия
H. Гробница Святого Иеронима
I. Гробница Павла и Евфросинии
K. Келья Святого Иеронима
L. Вход в церковь Святой Екатерины
M. Церковь Святой Екатерины
N. Часовня
Его строительство началось в 326 году нашей эры. Нынешняя церковь была построена при византийском императоре Юстиниане. Базилика была сильно повреждена во время восстания самаритян в 529 году. Иерусалимский патриарх послал Святого Савву на помощь Юстиниану, и архитектор, посланный императором, снес церковь и построил ту, которая стоит до сих пор.
Сегодня церковь находится в ведении трех христианских конфессий — Армянской церкви, Римско-католической церкви и Греческой православной церкви.
—
Крепкие, похожие на крепость внешние стены церкви говорят о ее долгой и сложной истории. На протяжении веков церковь была одним из тех мест, за которые постоянно велась борьба. Его завоевывали и защищали самые разные армии, включая мусульман и крестоносцев. Фасад базилики Рождества Христова окружен высокими стенами трех монастырей: францисканского на северо-востоке, греческого православного и армянского на юго-востоке.
Главное здание базилики
Главное здание базилики было построено греческим православным патриархатом Иерусалима. Он выполнен в форме типичной римской базилики, с пятью рядами (образованными коринфскими колоннами) и апсидой в восточной части, где находится святилище. Базилика имеет прямоугольную форму, ее длина составляет 53,9 метра, ширина нефа — 26,2 метра, трансепта — 35,82 метра. Войдя в церковь, вы увидите четыре ряда колонн — всего 44 — из красного камня высотой 6 метров.
На площади яслей, большом мощеном дворе перед базиликой, в канун Рождества собираются жители города, чтобы петь гимны в преддверии полуночной службы.
В базилику входят через очень низкую дверь, называемую «дверью смирения». Это очень маленький прямоугольный вход, который был создан в османские времена для того, чтобы мародеры не могли завезти в церковь телеги, и чтобы даже самые почтенные и важные посетители не спешили внутрь. Дверной проем заметно уменьшился в размерах по сравнению со старой дверью, арка которой все еще видна сверху.
Взгляд через дверь смирения
Зал стражи — первое помещение в базилике
Колонны базилики
Тридцать из сорока четырех колонн украшены крестообразными изображениями святых, Девы Марии и младенца Иисуса, хотя их трудно разглядеть из-за времени и условий освещения.
Колонны сделаны из розового полированного известняка, большинство из них датируются четвертым веком, со времен базилики Константина.
А это древняя купель для крещения.
Сколько человек было крещено здесь?
В одной из колонн есть пять крестообразных отверстий. Легенда гласит, что из этой колонны вылетали пчелы и жалили нечестивцев, намеревавшихся надругаться над храмом.
На вершине этой колонны (греческая часть храма) можно увидеть изображение Спасителя, который имеет особенность открывать и закрывать глаза.
Широкий неф датируется временем Юстиниана, а крыша — 15 веком, которая была отремонтирована в 19 веке. Сегодня крыша обшарпана, что угрожает целостности всего здания. Некоторые балки сохранились с 15 века, и из-за дыр в дереве грязная вода стекает прямо на бесценные фрески и мозаики. С годами проблема только усугубилась, но духовенство Греческой и Армянской православных церквей и Францисканского ордена Римско-католической церкви десятилетиями враждовали друг с другом и не смогли выработать общий план действий.
—
Во время раскопок был вскрыт пол базилики, а под ним был обнаружен пол первого храма времен царицы Елены. Византийские мозаики пола прекрасно сохранились…..
В верхней части некоторых стен сохранились фрагменты мозаик XII века.
Армянская церковь владеет северным трансептом и находящимся там алтарем. Они также иногда используют алтарь греческой православной церкви и грот. На северной стороне алтаря находится армянский алтарь и Три волхва, а в северной апсиде также армянский алтарь Богоматери.
Армянский алтарь расположен в северной части базилики.
Иконостас отделяет неф от святилища церкви.
Главное здание базилики, включая неф, ряды, католикон (хор и святилище), южный трансепт и алтарь Рождества Христова находятся под господством греческой православной церкви.
Греческая (южная) часть храма.
В греческом разделе находится трон для Патриарха.
Вифлеемская икона Божьей Матери также доступна для поклонения в греческой части церкви. На большинстве известных икон Богоматерь изображена погруженной в молитву, озабоченной, скорбящей….. Это единственное изображение улыбающейся Богоматери, потому что здесь, в Вифлееме, Она была счастлива.
Войдите в пещеры под церковью, которые являются ее главной достопримечательностью. Вход в грот осуществляется по двум лестницам справа и слева от алтаря. Именно здесь родился Иисус Христос.
Северная лестница.
—
Северная лестница в пещеры.
Согласно Луки 2:7: Мария «положила Его в ясли, ибо не было им места во дворе». В южной части пещеры, слева от входа, находится прихожая яслей. Это единственная часть пещеры, которой управляют католики. Она напоминает небольшую часовню размером примерно 2×2 м, с уровнем пола на две ступени ниже, чем в основной части пещеры. В этом нефе находится Ясли, куда был положен Христос после рождения. На самом деле ясли — это кормушка для домашних животных, которую Дева Мария при необходимости использовала как колыбель. В середине седьмого века интерьер яслей был перевезен в Рим как великая святыня.
Южная лестница в пещеру.
— —
Та часть яслей, которая осталась в Вифлееме, была замурована и теперь представляет собой отверстие в полу в форме колыбели (примерно 1 м х 1,3 м), над которым горят пять неугасимых лампад. За этими лампами, на стене, находится небольшая картина, изображающая пастухов из Вифлеема, поклоняющихся Младенцу.
В древние времена, согласно Иерониму Стридонскому, ясли были сделаны из глины, но позже их стали делать из золота и серебра. Средневековые паломники прикладывали руки к яслям через три круглых отверстия в мраморной раме. В 19 веке Михаил Скабалланович описывает ясли как сделанные из мрамора, причем «белый мрамор на дне и коричневый по бокам, а в яслях — восковое изображение Младенца Христа».
В римской базилике Санта-Мария-Маджоре с 642 года хранятся плиты, привезенные из Палестины и почитаемые как ясли Христа. Она называется сакральной черепной коробкой. Он изготовлен из оливкового дерева и состоит из пяти пластин, скрепленных между собой металлическими полосками. На одной из металлических полос сильно потерты греческие надписи седьмого и девятого веков, содержащие имена христианских святых. Точное время создания самих скрижалей не установлено; считается, что они гораздо моложе, чем были бы деревянные скрижали, если бы они находились в Вифлеемском гроте во время рождения Христа. Возможно, что эта реликвия была помещена в грот христианами Иерусалимской церкви взамен первоначальных яслей, которые паломники разобрали как святыню в первые века.
В день католического Рождества в эти ясли переносится статуя Иисуса из церкви Святой Екатерины. И выглядят они вот так:
Алтарь волхвов — был построен на месте, где волхвы, по преданию, поклонились Сыну Божьему.
Волхвы приносят Младенцу дары: золото как земному и небесному царю (обратите внимание, что корень «хрис» в греческом слове «Христос» означает не только «Помазанник», но и «золото»), ладан как Богу и смирну как смертному, ожидающему погребения. Удивительно, но дары волхвов каким-то чудом сохранились до наших дней в одном из монастырей на горе Афон.
Вот они — золотые ажурные тарелки восточной работы, к которым прикреплены шарики благовоний и сушеная смирна. Существует двадцать восемь таких табличек. Однако более вероятно, что их было тридцать три — число, соответствующее годам пребывания Спасителя на земле.
Канонические тексты не говорят напрямую о пещере. Евангелисты Лука (Лк. 2:4-7) и Матфей (Мф. 2:1-11) утверждают, что Христос родился в Вифлееме, но ни один из них не упоминает о пещере; только Лука упоминает о ней косвенно, говоря, что Божья Матерь «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».
Самое раннее из сохранившихся письменных свидетельств о гроте как месте Рождества Христова принадлежит святому Иустину Филону. В своей работе «Диалог с Трифоном Иудеем» он утверждает, что Святое семейство искало убежище в гроте недалеко от Вифлеема. Грот как место Рождества Христова несколько раз упоминается в апокрифическом Протоевангелии Иакова.
Ориген посетил Вифлеем примерно за столетие до постройки церкви Рождества Христова, около 238 года н.э., и в своем труде «Против Цельса» он упоминает пещеру в Вифлееме, которую жители считали местом Рождества Христова.
Что это была за пещера и кому она принадлежала, неизвестно. Скорее всего, он был природного происхождения и позже был приспособлен для использования в быту. В Вифлееме многие старые здания были построены над пещерами в известняковых скалах. Нередко дома имеют пещеру в качестве первого этажа, а вход в нее находится на уровне улицы. Напротив, семья живет на первом этаже. Во многих из них есть каменные кормушки или ясли, высеченные в скале, а также железные кольца для привязывания животных на ночь. Эти пещеры использовались для содержания животных до середины 20-го века.
Старый дом в Вифлееме, фото 1898 года.
Ясли, или откормочная площадка для скота, в Палестине в библейские времена выглядели примерно так, как показано ниже.
Фотография яслей, найденных археологами на месте римской виллы в Ципори (древний Сепфорий, столица Галилеи), представляет собой «каменный ящик». В библейские времена никогда не было деревянных яслей; основные предметы домашнего обихода были сделаны из камня или глины.
В конце грота можно увидеть дверь, которая ведет в северную часть системы гротов под базиликой, включая грот, где жил святой Иероним Стридонский. К сожалению, эта дверь обычно всегда закрыта.
За этой дверью находится вход в западную часть Грота Рождества Христова, отделенную от восточной части перегородкой. Это был естественный вход в пещеру, где впоследствии проживал блаженный Иероним Стридонский, автор перевода Библии на латинский язык Вульгатой. Это келья святого и место его захоронения.
В гроте находится келья блаженного Иеронима Стридонского.
Место захоронения святого Иеронима Стридонского
Стена пещеры. Все остальное убранство относится к периоду после пожара 1869 года, за исключением бронзовых ворот на севере и южного входа в пещеру, которые датируются 6 веком.
Потолок очень закопченный, с него свисают 32 лампы, а всего в пещере 53 лампы. Пещера не имеет естественного освещения и в настоящее время освещается электричеством и частично лампами и свечами.
Размеры пещеры 12,3 м х 3,5 м и высота 3 м, поэтому она довольно узкая и длинная, ориентирована на запад-восток. Детская кроватка расположена в его восточной части. В пещеру ведут две лестницы — северная и южная, каждая из которых состоит из 15 порфировых ступеней. Северная лестница принадлежит католикам, южная — православным и армянам. Свой нынешний вид входы приобрели в XII веке, когда бронзовые двери 5-6 веков были заключены в мраморные порталы, а люнеты над дверями были украшены резьбой по камню.
Пол грота и нижняя часть стен отделаны бледным мрамором, остальная часть задрапирована тканью или покрыта шпалерами XIX века; на стенах висят иконы.
Общий вид Святого Вертепа.
Алтарь над Вифлеемской звездой.
—
Серебряная звезда на полу символизирует место рождения Иисуса. Пол выложен мрамором, а над звездой висят 15 лампад (6 из которых принадлежат греческой церкви, 5 — армянской и 4 — римской). За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены маленькие православные иконы. Еще две маленькие стеклянные лампы стоят на полу, сразу за звездой, у стены.
Прямо над кроваткой находится православный мраморный трон. Только православные христиане и армяне имеют право совершать литургию на этом престоле. Когда службы нет, алтарь закрывается специальной съемной ширмой.
Литургия здесь совершается ранним утром. Службу ведет арабский православный священник, певчие — греки, а молитвы в основном русские.
Серебряная звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду. В родословии Иисуса Христа, которым начинается Евангелие от Матфея, написано: «Итак, все поколения от Авраама до Давида составляют четырнадцать поколений; от Давида до переселения в Вавилон — четырнадцать поколений; от переселения в Вавилон до Христа — четырнадцать поколений. (Матф.1:17). Также было ровно четырнадцать остановок Иисуса Христа на пути к месту казни на горе Голгофа в Иерусалиме).
Надпись на звезде сделана на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est», что переводится как «Здесь Иисус Христос родился от Девы Марии».
Древняя серебряная и позолоченная звезда была украдена в 1847 году (неизвестно кем, но, скорее всего, турками). Звезда, которую можно увидеть сегодня, была сделана по точной древней модели и укреплена в 1847 году султаном Абдул-Меджидом I на собственные средства.
Если войти во внутренний двор церкви, то здесь уже находится греческий православный монастырь. Слева, под каменным навесом, находится вход в другие пещеры. В христианские времена здесь жили монахи. На самом дне пещеры находится небольшая катакомбная церковь IV века. — Но прежде всего, в этих пещерах захоронены останки Вифлеемских младенцев, их родителей и христианских мучеников, избитых персами в 614 году.
Согласно греческой традиции, принятой в России, в Вифлееме было убито 14 000 младенцев. В Антиохийской православной церкви поминают 64 000 убиенных детей-мучеников.