День празднования чудесного явления Михаила Архангела в Коласае, которое также известно как «чудо в Чонэ», приходится на 19 сентября (6 сентября по старому стилю). Это событие произошло в IV веке, когда язычество еще активно боролось с христианским учением, которое становилось все более влиятельным. В то время во Фригии, недалеко от города Иераполиса (сегодня это западная часть современной Турции), в местности под названием Геротопа, стояла церковь, названная в честь Архистратига Михаила; рядом протекал целебный источник. Этот храм был построен благочестивым жителем Лаодикии в память об исцелении его дочери, которая была немой от рождения: архангел явился ему в сонном видении и повелел дать девушке испить из его целебного источника. Повинуясь велению архангела, девочка сразу обрела дар речи, ее и всех ее родственников крестили, а благодаря усердию благодарного отца была построена церковь в честь архангела Михаила.
Услышав о чуде, не только христиане, но и язычники стекались в храм, чтобы отказаться от прежнего нечестия. Этому очень эффективно способствовал благочестивый старец Архип (св. Архип, 6 сентября), который отсутствовал в храме около шестидесяти лет и занимал должность ростовщика. Своей проповедью и богоугодным образом жизни он отвратил многих от идолопоклонства и привел их к познанию истины. Тогда язычники, наиболее закоренелые в своих заблуждениях, решили разрушить храм и уничтожить священный ковчег и решились на самое сложное инженерное мероприятие того времени. Поскольку храм был расположен в гористой местности, они прорыли новые каналы для двух близлежащих горных рек и направили их потоки в один в сторону храма, чтобы взорвать все строение. Однако после молитвы протоиерея Михаила, в самый решительный момент он зримо появился в месте предполагаемого слияния рек и взмахом своего посоха открыл в горе широкое отверстие, в которое хлынул бурный поток воды.
Храм остался неповрежденным, а смущенные язычники в ужасе бежали. Святой Архангел и христиане, собравшиеся вокруг храма, прославили Бога и поблагодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место, где произошло чудо, называлось Хона, что означает «дыра», «расщелина». В народе этот праздник был известен как День святого Михаила или Чудо святого Михаила.
Богослужение в день памяти чуда Архангела Михаила в Хонех
День празднования чуда Архангела Михаила был настолько важен, что Византийская церковь уже в более ранний период установила особый праздник, который отмечался ежегодно 6 сентября. К этому дню в алтарной службе было приурочено чтение древнего литературного памятника «Повесть о чуде в Хоне», отредактированного в X веке Симеоном Метафрастом. В соответствии с настоящим временем служба состоит из шести частей: помимо Минеи читается канон на Октае, а Великое славословие на Утрени не поется. Канон в миниатюре Архангелу Михаилу 6 сентября читается дополнительно 8 ноября, в день его смерти; большинство стихотворных песнопений являются общими для обоих праздников.
Владыка высших сил, Михаил, Заступник Божий, к нашему торжеству всегда идущий с нами и сохраняющий всех от всякого злого обстоятельства. Придите, любители праздника и христолюбивые, возьмем цветы добродетели, с чистыми помыслами и доброй совестью, и почтим Собор Архангелов. Он постоянно стоит перед Богом и поет трисвятое, молясь о спасении наших душ (стих на день).
Общецерковное почитание Архангела Михаила
Святой Михаил — самый высокопоставленный представитель всех небесных воинств. В Церкви он почитается как покровитель и защитник народа Божьего — сначала еврейского народа Израиля, в котором пророки предсказали воплощение Спасителя, а теперь, после падения евреев, он стал защитником Нового Израиля, то есть всего православного христианства.
Михаил, будучи главой небесного воинства, спасает нас от всех бедствий и болезней, немощей и злых грехов. Он первым стал ангелом и был поставлен на место дня. Свет его не виден, падает от дня (Пролог, 8 ноября).
Святой Григорий Великий пишет, что в то время как другие ангелы появляются, чтобы принести людям какую-то весть, архангел Михаил посылается всякий раз, когда должна проявиться чудесная сила Бога. Почти все важнейшие события библейской истории связаны с архангелом Михаилом.
Согласно распространенному церковному преданию, считается, что архангел Михаил был херувимом, поставленным у ворот рая охранять путь к дереву жизни (Бытие. Он также был предводителем израильтян во время исхода из Египта (Исход 14:19; 23:20), через него Бог передал десять заповедей на Синае, встал на пути Валаама (Числа 22:22) и разбил армию ассирийского царя Сеннахериба (4 Царств 19:35). В Ветхом Завете есть много других примеров чудесной помощи архангела.
В Новом Завете особенно важно упоминание архангела Михаила в Откровении святого Иоанна Богослова:
И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, а дракон и ангелы его воевали против них….. И низвержен был на землю великий дракон, змий древний, называемый диаволом или сатаною, обольщающий всю вселенную, и Ангелы с ним (12,7).
Архангел Михаил также почитается как покровитель душ умерших, и здесь хорошо известен иконографический сюжет, изображающий Михаила с весами, измеряющими человеческие души. Согласно легенде, ему будет дана власть пробудить с последней трубой всех мертвых этого века, чтобы они предстали на Страшном суде Христовом.
Почитание Архангела Михаила на Руси
С древних времен Архангел Михаил прославлен своими чудесами на Руси. Заступничество Пресвятой Царицы Небесной за русские города всегда осуществлялось Ее явлением с Небесным воинством под руководством Архистратига (русского летописца).
Так, согласно церковному преданию, когда Батый в 1239 году отправился в Новгород, ему явился святой архангел Михаил и запретил входить в город. Войдя в Киев, Батый увидел над дверью одной из церквей изображение святого Михаила и, указав на него, сказал своим ханам: «Это запретило мне ехать в Великий Новгород». Перед началом решающих сражений русские князья чаще всего прибегали к заступничеству первозданного повелителя небесных сил и истребителя злых демонов. Наши предки создали множество храмов в честь Архистратига.
В Киеве, сразу после Крещения Руси, был создан собор Архистратига; позже, почти во всех городах Руси, князья обращались именно в эти храмы за благословением при коронации царства, при крещении наследников, перед его падением. Изображения святого Архистратига помещались на княжеских боевых шлемах, личных печатях, гербах, знаменах. Все это определялось особым отношением к Архангелу Михаилу как защитнику русской государственности. Икона «Святое воинство» (1550), изображающая святых воинов, русских князей во главе с архангелом Михаилом, была написана для Успенского собора в Кремле.
Иконография «Чуда в Хонех»
Самой древней иконой является «Чудо в Хонех», написанное на обратной стороне иконы Грузинской (Иерусалимской) Божией Матери, ранее переносной иконы XV века, ныне принадлежащей Третьяковской галерее. Считается, что ближайшим прототипом этой работы является икона «Чудо Хонех» из монастыря Хиландар на горе Афон, которая сейчас находится в Национальном музее в Белграде.
Икона конца XV века из Русского музея восходит к иконографии XIII века: два массивных светло-голубых речных полукруга вертикально спускаются к центру камня, пронзенного посохом архангела Михаила, и делят композицию на две части, образуя две арки. Внутри левой арки изображен величественный архангел Михаил; справа на заднем плане выделяется белая однокупольная церковь с секстантом Архипа, стоящего в позе молитвы. Над ними — крошечные фигурки язычников с лопатами в руках. Икона очень выразительна, в ней ярко передана идея чудодейственной силы предводителя божественного чина архангела Михаила и несокрушимости христианской веры. Текст надписи в нижней части иконы гласит:
Чудо Архангела Михаила в месте под названием Хиротоп, где святая вода изливается с силой Христа и исцеляет больных. Многие лица приходили и исцелялись, уверовали в Господа нашего Иисуса Христа и крестились; и была основана церковь во имя святого Архангела Михаила над святой водой…..
Чудов монастырь
Знаменитый своей историей Чудов монастырь в Московском Кремле был основан святителем Алексеем, митрополитом Киевским и всея Руси, в 1365 году в память о чудесном исцелении Тайдулы, матери Джанибека, хана Золотой Орды, которая прозрела благодаря молитвам Алексея. Между 1501 и 1503 годами на месте древней церкви Архангела Михаила был возведен храм, построенный итальянскими мастерами.
С монастырем связана история Лжедмитрия I, который, согласно официальной версии, появившейся во время правления Годунова, был беспокойным монахом Григорием Отреповым, бежавшим из Худовского монастыря. Настоятель монастыря Пафнутий, под крыло которого попал Отрепьев, был активным участником событий Смутного времени на стороне Романовых. В 1612 году в монастыре от голода умер патриарх Гермоген.
Худовский монастырь также упоминается в житии преподобного Аввакума, когда он рассказывает о начале гонений на старообрядцев:
Тот же Никон пишет в своих мемуарах: «Год и число. Согласно традиции наших святых отцов и апостолов, тебе не подобает кланяться на колени, но ты должен кланяться в пояс, и креститься на трех пальцах». Мы, спустившиеся с отцами, начали размышлять; мы увидели, что приближается зима: наши сердца замерзли, а ноги дрожали. Неронов велел мне идти в церковь, а сам удалился в церковь, молился неделю в уединении в палатке. И вот голос пришел к нему с картины, когда он молился: «Пришло время страдания; подобает вам страдать непрестанно!»
В 1930 году монастырь в Чудово был разрушен. Соборный храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Чонэ был взорван по приказу безбожных властей в ночь на 17 декабря 1929 года под предлогом освобождения места для военной школы, где должны были обучаться кремлевские курсанты. Сохранившиеся фрагменты фресок находятся в Третьяковской галерее, Историческом музее и Музее имени Андрея Рублева (все в Москве).
Древняя молитва Архангелу Михаилу
Эта молитва была написана на паперти церкви Михаила Архангела в Москве, Кремле, Чудовом монастыре, и широко известна, как среди старообрядцев, так и среди новообрядцев, особенно среди монахов. Считается, что если в дополнение к общему правилу ежедневно молиться Архангелу, то в его лице человек встретит заступника за свою душу перед престолом Божьим, избавится от осуждения и войдет в Царство праведных. Существует несколько вариантов этой древней молитвы; настоящий текст взят из рукописи старообрядческого монастыря в Улейме:
Господи, Иисусе Христе, великий безначальный Царь, невидимый и несотворенный, сидящий на престоле со Отцом и Святым Духом, прославляемый небесными бесплотными силами, пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила в помощь грешному рабу Твоему (имя рек), чтобы спасти меня от врагов видимых и невидимых. О великий Архангел Михаил, излей на раба твоего (имя Свеч) мир благости моей, ты, как сокрушающий бесов и изгоняющий бесов, избавь меня от злых козней обвинений и преследований нечестивых людей, призри на недостойного раба твоего (имя Свеч) и запрети им всем врагам воевать против меня, сделай видимое как овец и невидимое как пыль пред ветром лица. О великий святой Архангел Михаил, первый князь и начальник ангелов и архангелов, херувимов и серафимов и всех небесных сил бесплотных, будь полезен мне грешному рабу твоему в бедах и печалях и в скорбях, и на открытых местах, на морях и на реках, и на сухом пути безмолвным пристанищем будь и нисходи, да помоги и укрепи и избавь меня от чар диавольских. О великий Архангел Михаил, услышь голос раба Твоего (имя реки), молящегося Тебе и призывающего святое имя Твое, и услышь молитву мою, поспеши на помощь мне и победи всех противящихся мне, и отгони от меня всякую нечистоту и нечистых духов, Силою искреннего и животворящего Креста Господня, и святого и трижды благословенного Воскресения, и молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Приснодевы Марии, и святых ангелов и архангелов, херувимов и серафимов, и всех святых, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Поучение Святого Василия и сказание ангеловы повести к верным
Ангел Господень произносит слово от Господа к тем истинным христианам, которые притворяются, что не имеют страха Божьего, и говорит так: горе тому человеку, который гневается на кого-либо, или кипятится, или бранится с кем-либо, или делает зло кому-либо, или делает зло в сердце своем, и не прощается с ним, и входит в церковь Божью, сопротивляясь верным и кротким людям, которым обещана земля обетованная и покой в наследство.
А если кто по злобе поцелует свечу, или просфору, или другую какую жертву, или скинию, или Евангелие, то достоин он муки вечной, и смолы вечной, и огня неугасимого.
Но тяжелее и горьче, чем убийство, или человекоубийство, или ересь, или всякое злодеяние, или богохульство, когда человек приближается к Телу и Крови Христовым и принимает на себя Его гнев, И всякий, кто кипятится, или дерётся, или злословит, или предаёт, или помнит зло на кого-либо, получит неумолимый суд и без милости вечное наказание; лучше было бы ему не родиться: Ибо иудеи наиболее богаты, а еретик осужден, потому что недостойно принимает Тело и Кровь Господа.
Когда кто-либо причащается Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божьего, Который берет на Себя грехи всего мира, и слышит слова: «Пием от святых» — здесь говорится о достойных и верных причаститься святых Таинств: Если кто недостоин причаститься Пресвятых Христовых Таин, то небо и земля и преисподняя поколеблются, и все могущественные силы небесные содрогнутся, и все воинства мысленные овладеют страхом, видя, как человеческая природа творит на земле всякую несправедливость.
Послушайте историю об ангелах, рассказанную святым Василием. Слышал ли ты, как святые ангелы не трепещут и не боятся, когда мы, грешники, избегаем вечных мучений, не слыша наказаний и поучений, не страшась страха и ужаса.
Но вот, слово Господне известно вам, которое говорит: Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего.
И такова воля Божья, чтобы они имели страх перед Ним в сердцах своих; и чтобы ангелы Его имели смирение, смиренномудрие, кротость, провинность, мудрость, бдительность, послушание, заботу и все прочие добрые дела; ибо таковы дела ангелов. Если бы и мы совершали такие дела, то избежали бы вечных мучений, и Царство Небесное было бы не за горами, и мы радовались бы вместе с ангелами.
Но это дела сатаны и рабов его: гордость, величие, нечестивое непослушание и нечистое пьянство, со всякою злобою; для них отпал сатана от славы Божией, с нечестивым распутством; ибо иудеи приняли гордость и величие его, и не поверили Сыну Божию, и будут вечно наказаны; с господином их, дьяволом, мы не примем учения его, братия.
Но примем учение пророков, и апостолов, и отцов, и от сего учения получим жизнь вечную и Царство Небесное со всеми, которые творили волю Божию и ходили в заповедях Его; дабы мы, братия, старались сообразоваться с сим учением. (Златоуст 41).