- Воскрешение Лазаря
- История храма в XVII-XIX веках
- Рождество Богородицы
- Архитектурные особенности и внутреннее убранство церкви Рождества Богородицы на Сенях
- Информация для паломников
- 2012
- 1987
- 1903
- 1862
- 1856
- 1853
- 1848
- 1847
- 1841
- 1840
- 1838
- 1837
- 1818
- 1817
- 1762
- 1756
- 1753
- 1681—1683
- 1675
- 1667
- 1655—1656
- 1625
- 1613
- 1533
- 1514—1518
- 1479
- 1393
- Начало XIV в
В конце XIV века вдова Дмитрия Донского, княгиня Евдокия, приказала построить новый православный храм в честь его победы в Куликовской битве.
Церковь Рождества Богородицы на Сенях в Московском Кремле
Дворец князя располагался на территории Московского Кремля и находился под его защитой. Было решено построить будущую церковь над деревянной часовней Воскрешения Лазаря и использовать ее как домашнюю церковь. Согласно плану строительства, церковь, соединенная с дворцом Сианским мостом, получила название Сенях.
Первая икона новопостроенного святилища — образ ангела, написанный самой принцессой после того, как Божий посланник посетил ее во сне.
Обратите внимание, что сохранившиеся росписи на сводах и стенах выполнены известными художниками Феофаном Греком и Симеоном Черным.
В результате пожара в 1479 году верхняя часть здания обрушилась, но повреждения были вскоре устранены. В начале XVI века, в 1514 году, архитектор Алевиз Новый начал строительство новой башни, которая впоследствии стала главным алтарем церкви Рождества Богородицы. Церковь Воскрешения Лазаря располагалась в подвале.
В то время в Кремле не было Вознесенского монастыря, и женщин царской семьи хоронили в часовне Воскрешения Лазаря, где хранилась церковная казна.
Купол церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Сенях
О существовании трех часовен и двух боковых алтарей известно только по сохранившимся рисункам 1600 года.
Царь Федор Алексеевич в конце XVII века в 1681 году приказал перестроить святилище, упразднив Лазарев боковой алтарь и возведя собор Святого Духа, который простоял недолго; на его месте возвели однокупольное здание, а Лазарев боковой алтарь замуровали.
Строительство комплекса Большого Кремля дало новую жизнь собору Богородицы на Сенях и часовне Воскрешения Лазаря, которые украшали древние подвалы.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Сенях в Московском Кремле была отреставрирована и в ней проведено электричество, в результате чего многие древние росписи были уничтожены.
На протяжении многих веков в белом мраморном здании молились цари и великие княгини. В 1903 году царь Николай II с супругой Александрой и их дети приняли таинства в древнем святилище.
В церкви Воскрешения Лазаря службы проводились раз в год, в Лазареву субботу.
После гражданской войны христианские святыни в Кремле были закрыты.
Церковь Богоматери на Сенях была перестроена и отреставрирована. Однако только в 2012 году патриарх Кирилл провел первую службу в стенах храма, установив на его стене мемориальную доску в честь Евфросинии Московской, основательницы храма.
Воскрешение Лазаря
Если посмотреть на Кремль с Большого Каменного моста, то среди зеленых крыш Оружейной палаты и Большого Кремлевского дворца вы увидите одинокий белый купол (панорама здесь). Это двухэтажная церковь: на первом этаже находится церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая находится в Сенях, а на втором — церковь Воскрешения Лазаря, древний памятник Москвы. Вход в него был разрешен только сотрудникам ФСО и реставраторам.
Церковь Воскрешения Лазаря облицована со всех сторон, имеет стены из белого камня с главным порталом на южной стороне и несколькими щелевидными окнами. В стенах есть ниши, сейчас пустые, но первоначально расписанные фресками.
Что касается самого Лазаря, то это друг Христа, который умер в 33 году н.э., но Христос воскресил его, чтобы явить Свое Могущество, но также и из чисто человеческого сострадания, как отдельно отмечают богословы. В православии есть праздник Лазарева суббота (накануне Страстной недели), а также 30 октября — праздник перенесения мощей Лазаря в Константинополь.
Интересно, что судьба кремлевской церкви соответствует освящению, но окончательное воскрешение и выход из замурованной гробницы еще впереди.
История храма в XVII-XIX веках
К сожалению, церковь неоднократно страдала от серьезных пожаров, поэтому она пережила несколько ремонтов и реконструкций. Свой современный вид церковь получила в 1681-1684 годах, во время правления царя Федора Алексеевича. Здание, возведенное Алевизом Новым, было заменено новым, а стены храма были выровнены вровень со стенами Теремного дворца. Реконструкцией верхнего храма руководил архитектор Федор Тихонов.
Нижний храм Воскрешения Лазаря был упразднен в 17 веке, а его помещения использовались в качестве склада. Чуть позже об этом просто забыли. Только в 1838 году, во время строительства нового Кремлевского дворца и сноса первого этажа старых резиденций, были обнаружены алтарь и древние своды заброшенной церкви. Император Николай I приказал перестроить церковь и заново освятить ее в честь воскрешения Лазаря.
Все необходимые строительные работы проводились под руководством архитекторов Ф.Г. Солнцева и П.А. Герасимов. В ходе реставрационных работ в архитектурный дизайн здания была добавлена эклектичная отделка в стиле 17 века, полностью уничтожены остатки старой живописи, вход в церковь украсил портал, а свод в трапезной был сломан и сделан фонарь.
Церковь была переклассифицирована в дворцовую, и службы в ней проводились раз в год, в Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем. В конце 19 века и начале 20 века службы проводились по воскресеньям и праздничным дням. И на них присутствовали высшие чины дворца. Перед пасхальными джутрами обычно проходила процессия по извилистым переходам дворцовых коридоров вокруг церковной территории.
Церковь примечательна тем, что в ней в 1862 году венчались Лев Толстой и Софья Андреевна Берс, дочь придворного врача императора Александра II.
Рождество Богородицы
А церковь Рождества Богородицы представляет собой куб с куполом + трапезная. Стены полностью покрыты фресками, окна резные, с разноцветными витражами. Это видно на фотографии 2012 года (см. ниже).
И само Рождество Богородицы — это событие, предсказанное пророчествами. Святые отцы Иоаким и Анна не могли зачать потомство, но им явился ангел, и все встало на свои места. Русская церковь отмечает этот праздник 21 сентября.
Церковь Рождества Богородицы была домашней святыней великих княгинь и царей в 15-17 веках. Королевская семья молилась здесь не только во время торжественных выездов, но и просто в любое время. Церковь связана с Теремным дворцом, отсюда и ее название: у Сени.
И сейчас вы узнаете, какая это сложная и невыполнимая задача — поддерживать этот маленький храм в хорошем состоянии.
Архитектурные особенности и внутреннее убранство церкви Рождества Богородицы на Сенях
Церковь Рождества Богородицы на Сенном относится к периоду ранней московской архитектуры (1320-1430 гг.). Это одно из первых белокаменных зданий города. И это одно из немногих московских зданий того времени, сохранившихся до наших дней.
Старая белокаменная церковь 14-го века была трехдомовой. Он был создан под влиянием нескольких архитектурных школ одновременно. Следы владимиро-суздальской архитектуры видны в четырех массивных круглых колоннах из белокаменных блоков, обрамлении портала и блендах. А ранние московские архитектурные традиции прослеживаются в килевидных завершениях портала, а также в восьмистворчатых окнах-розах.
Ранняя церковь была многокупольной. А современная церковь, перестроенная в 17 веке, является однокупольной. В нем есть трапезная с западной стороны и прямоугольное алтарное пространство. Почти ничего не осталось от надстройки, сделанной Алевизом. Декоративное убранство барабана сохранилось с XVII века: характерный пояс колонн и арки колонн с кистоном в основании, внутренние стенные шкафчики, лестница на галерею, а также фигурные ниши и дормеры.
Внутреннее пространство этой церкви довольно маленькое. Его стены и своды полностью покрыты орнаментами и изображениями святых. Тусклый свет проникает в церковь через купол и решетчатые окна с античным орнаментом. А в нижнем ярусе окон, выходящих на дворцовый коридор, вставлено цветное стекло.
Сохранившийся серебряный иконостас храма был изготовлен во время правления императора Николая I по проекту архитектора Константина Тона. Иконы для нее были написаны в академической манере конца XIX века. Лепной декор и изразцовые плиты церкви выполнены в древнерусском стиле. Великолепно сохранились главные ворота собора, которые не перестраивались в 19 веке.
Среди икон церкви выделяется копия Федоровской иконы Божией Матери, семейной иконы Дома Романовых. Оригинал этой древней иконы сейчас хранится в Феофаниевском монастыре в Костроме. Именно перед этой иконой Михаил Федорович Романов был коронован как царь в марте 1613 года в Ипатьевском монастыре в Костроме. Слева от Святых врат находится копия Владычной иконы Божией Матери. А икона Спаса Нерукотворного находится третьей справа от Царских ворот.
Основные реставрационные работы в древнейшей церкви Кремля проводились в 1923 — 1928 годах (под руководством Д.П.Сухова и Н.Н.Померанцева), в 1949 — 1952 годах и в 1990 году. Сегодня в церкви нет музейной коллекции, и доступ к ней закрыт. Его позолоченная голова на фоне Большого Кремлевского дворца хорошо видна из Оружейной палаты и с Моховой улицы. Этот архитектурный памятник еще не до конца изучен. Первая подробная научная публикация о нем появилась только в 2011 году.
Информация для паломников
Один из древнейших храмов России в настоящее время закрыт для богослужений и массовых посещений, для проведения экскурсий по храму обращайтесь в экскурсионное бюро Кремля.
Экскурсии по храмам Кремля проводятся каждый день, кроме четверга. С 10 утра до 6 вечера.
2012
Патриарх Кирилл совершает литургию в честь великой княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского, в храме Рождества Богородицы. После церемонии Патриарх рассказал о нижней церкви Воскрешения Лазаря:
Дай Бог, чтобы место, над которым мы стоим, также было восстановлено как можно скорее и чтобы мы имели возможность освятить его в память о великих трудах святой, блаженной и преподобной княгини Евфросинии Московской.
1987
Константин Михайлов в сопровождении группы интуристов посещает церковь Воскрешения Лазаря:
Старейшая православная церковь Москвы служит складом для ненужного хлама. В его стенах — несколько старых столов и стульев, доски, картонные коробки неизвестно с чем, наваленные почти до самых сводов. Одним словом, самое древнее здание Москвы сегодня — это не заново освященная церковь, не музей и не доступное пространство для паломников или туристов.
1903
Николай II и его семья принимают святые тайны в храме Рождества Богородицы.
Фотографии снабжены подписями и кликабельны.
1862
Венчание Льва Толстого и Софи Берс в церкви Рождества Богородицы. История выглядит следующим образом.
Андрей Берс — придворный врач, живет в Потешном дворце в Кремле, а летом имеет дачу в Покровском-Стрешнево. Лев Толстой с детства дружит с женой Берса, поэтому он постоянно бывает в Покровском-Стрешнево, где любит заботиться о маленьком Берсе: Лиза, Соня и Таня.
Затем Толстой уезжает воевать на Кавказ, а по возвращении его целый год считают женихом Лизы Берсы, хотя сам он в этом не признается. Тем временем Соня Берса пишет рассказ «Наташа», в котором появляется «крайне непривлекательный пожилой князь Дублицкий». Узнав об этом, Толстой на некоторое время теряет трудоспособность, а затем неожиданно делает Соне предложение.
Соня сразу же соглашается, и тогда Толстой вручает ей свои яростные дневники с откровениями и развратом, чтобы не было ни тайн, ни недосказанности. Невинная 18-летняя девушка потрясена, чрезвычайно бледна на своей кремлевской свадьбе и едва не падает в обморок, тем более что жених опаздывает. Шок усиливается в первую брачную ночь, потому что Лео — это Лео, а Соня — это Соня. Но дальнейшее развитие сюжета — это уже другая история, а сейчас пришло время углубиться в прошлое.
Фотография снабжена подписями и кликабельна.
1856
Освящение церкви Рождества Христова в присутствии великих князей Николая и Михаила Николаевичей и великой княгини Александры Петровны. Вскоре церковь посетил император Александр II во время своей коронации. К этому времени интерьер церкви Воскрешения Лазаря был очищен.
1853
Комплексная реставрация интерьера церкви Рождества Пресвятой Богородицы по проекту Николая Чичагова. Особенно сложна работа над иконостасом. Живописные работы выполнили Николай Подключников и придворный фабрикант Николай Полтавцев (он получил за это золотую медаль). Из золота и серебра можно найти переплавленные сосуды, подаренные Николаю I московскими купцами в разные годы, а также медали, невостребованные из-за неявки или смерти, в том числе для строительства БКД.
1848
Строительство белокаменной лестницы из церкви Воскрешения Лазаря на первый этаж Теремного дворца и в подвал западного крыла БКД.
Блок: 25/63 Количество символов: 138
Источник: http://mos-sfera.ru/0-kremlin/palace/lazar/
1847
Архиепископ Петр Покровский, благочинный придворных церквей, занимается ремонтными работами перед приездом царской семьи, которая присутствует на службе в церкви Рождества Богородицы. В этом ремонте участвует художник Федор Солнцев. В результате Николай I недоволен темнотой в церкви и приказывает заменить цветные стекла на обычные.
Николай Хихагов и Владимир Бакарев разбирают наружные стены, ограждающие церковь Воскрешения Лазаря, делают новую плиту и просушивают церковь.
Блок: 26/63 Количество символов: 485
Источник: http://mos-sfera.ru/0-kremlin/palace/lazar/
1841
Из-за строительства Большого Кремлевского дворца Верхоспасский собор полностью лишен солнечного света, и вход в него становится проблематичным. Протоиерей Петр Покровский попросил перенести ежедневную службу в храм Рождества Богородицы. По этому случаю новый каменный алтарь и алтарная преграда были установлены раньше других ремонтных работ.
Блок: 29/63 Количество символов: 374
Источник: http://mos-sfera.ru/0-kremlin/palace/lazar/
1840
По просьбе протоиерея Попова архитектор Николай Чичагов проверяет прочность иконостаса. После доклада Чичагова составляется смета расходов на иконостас.
Блок: 30/63 Количество символов: 156
Источник: http://mos-sfera.ru/0-kremlin/palace/lazar/
1838
Смета на фрески и иконостас для реставрации церкви Рождества Богородицы и Воскрешения Лазаря. Мастер Трофим Киселев выполняет роспись, но научной реставрации в то время не было, поэтому художник просто написал картину «в старинном стиле». Рисунки одобрены лично Николаем I.
Блок: 31/63 Количество символов: 302
Источник: http://mos-sfera.ru/0-kremlin/palace/lazar/
1837
Во время строительства Большого Кремлевского дворца они разбирают старую стену и случайно обнаруживают за ней древнюю церковь Воскрешения Лазаря, заваленную мусором и бочками с дегтем. Митрополит Филарет поднимает архивы и хроники и устанавливает, что именно обнаружили рабочие.
1818
Церкви Рождества Богородицы и Воскрешения Лазаря приписаны к Верхославскому собору в связи с сокращением кремлевского духовенства.
1817
По совету Августина, викария Москвы, князь Юсупов в первую очередь организует работы по борьбе с разрушением церкви Рождества Богородицы.
1762
Накануне коронации Екатерины II протоиерей Иван Петров пишет очередную просьбу о ремонте, но безрезультатно: коронационная комиссия выделяет только малиновый бархат и золотую тесьму для обивки императорской часовни и стены вокруг нее.
1756
Протоиерей Авраамий пишет прошение в канцелярию о ремонте церкви: чиновники годами не выделяют денег на ремонт, а Святая Евхаристия может быть повреждена, за что братья боятся «мучений и штрафов». Архитектор Иван Мичурин осматривает церковь и
1753
Настоятель церкви Рождества Богородицы архиепископ Стефан Кирилов подает прошение в главную дворцовую канцелярию о ремонте церкви. Он еще не знает, что реконструкция будет завершена только через сто лет.
1681—1683
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы перестраивается; она становится единым домом. Появляется новая трапезная. Плоская крыша превращает его в квадрат, на котором построена церковь Сошествия Святого Духа, с небольшой часовней на севере. Неизвестно, куда эта церковь отправилась дальше.
Церковь Воскрешения Лазаря замурована со всех сторон и завалена всяким мусором. Боковая часовня Марии Магдалины также будет демонтирована.
1675
Патриарх Иоаким в присутствии царя Алексея Михайловича совершает литургию в церкви Воскрешения Лазаря по случаю ее престольного праздника. Царь Алексей Михайлович посещал эту службу каждый год.
Количество символов: 50/63 Количество символов: 197
Источник: http://mos-sfera.ru/0-kremlin/palace/lazar/
1667
В присутствии всей царской семьи три патриарха — Иоасаф Московский, Макарий Антиохийский и Паисий Александрийский — совершили литургию в храме Рождества Богородицы по случаю покровительственного праздника. Московские Патриархи всегда служили в этом храме на праздники Рождества Богородицы и Федоровской иконы Божией Матери.
1655—1656
Патриарх Антиохийский Макарий III и его сын Павел Алеппский посещают церковь Воскрешения Лазаря. В своей книге «Путешествие патриарха Макария Антиохийского в Москву» Павел Алеппо пишет, что стены этой церкви такие же крепкие, как если бы они были сделаны из железа.
1625
Восстановление церкви Рождества Богородицы с боковым алтарем Святого Лазаря после пожара. Согласно гипотезе Извекова, в это время мог быть освящен придел Марии Магдалины (в честь первой жены царя Михаила). Эта боковая часовня внутри была теплой трапезной с диваном и креслом для королевы Марии.
Блок: 53/63 Количество символов: 289
Источник: http://mos-sfera.ru/0-kremlin/palace/lazar/
1613
Придел Никиты Переяславского был устроен в южной части костела Рождества Пресвятой Богородицы (второй этаж), где ведутся ремонтные работы после польского разорения. Посвящение было выбрано в честь деда царя-боярина Никиты Романовича.
1533
Перед смертью Василий III поручает своему духовнику совершить Литургию в церкви Воскрешения Лазаря и принести Святые Дары на Тайную Вечерю.
1514—1518
По указанию Василия III Алевиз Новый строит первый этаж церкви на старых белокаменных сводах. Старая нижняя часть становится церковью Воскрешения Лазаря (как пристройка к церкви Рождества Богородицы). Новая церковь имеет три главы.
1479
Обрушение свода церкви Рождества Богородицы с повреждением хранящихся там сокровищ:
В храме Рождества Пресвятой Богородицы или Святого Лазаря напрасно и со страхом ночью обрушилась крыша, были разбиты иконы и погиб не один великий князь.
Летописец.
1393
Великая княгиня Евдокия, вдова Дмитрия Донского, строит каменную церковь Рождества Богородицы с приделом Воскрешения Лазаря. Это самое старое из сохранившихся зданий в Москве. Церковь освящена митрополитом Киприаном.
Начало XIV в
Во время строительства деревянного двора Ивана Калиты была также построена деревянная церковь Воскрешения Лазаря. Сегодня это западная окраина Теремного дворца.