Сегодня выбор веры является личным делом каждого человека. Церковь отделена от государства. В Средние века, однако, дело обстояло иначе. Церковь была своего рода проводником между миром небесным и миром земным. Более того, от Церкви зависело благополучие каждого человека и общества в целом. Известно, что первые века христианства были отмечены жестокими гонениями на христиан. Только в 313 году император Константин разрешил верующим открыто исповедовать свою религию. Последующие века были веками бурного развития христианской религии.
Новая религия и отцы церкви
Новая религия активно распространялась как на Западе, так и на Востоке. Основные положения христианской доктрины были разработаны богословами, которые почитаются как Отцы Церкви. На Востоке среди отцов Церкви лидировали Иоанн Златоуст и, конечно же, великие каппадокийцы, названные так по имени области, откуда происходили Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский.
Для того чтобы сблизить позиции христианской доктрины и избежать противоречий и всевозможных толкований, христиане проводили собрания, так называемые Соборы. Первый собор был проведен в 325 году Константином, тогда еще язычником. Он был назван Никейским собором. Следующий состоялся в 381 г. И на этих соборах участники пытались примирить основные догматы христианской доктрины. На этих двух соборах, в Никее и Константинополе, был установлен Символ веры — сборник основных догм христианской религии.
Новый Завет
Что касается формирования канона Нового Завета, книг, почитаемых христианскими святыми, то это отдельная и очень необычная история. Основное ядро сформировалось во втором веке и включало четыре Евангелия от Марка, Матфея, Луки и Иоанна и десять посланий апостола Павла. Позже к нему были добавлены Деяния апостолов, Апостольские послания и Видение о последних временах. Канон в том виде, в котором мы знаем его сегодня, состоящий из 27 книг, сформировался к четвертому веку. Эти труды, написанные на греческом языке и позже переведенные на латынь, составили основные труды христианской веры.
На первых соборах
Ситуация на первых советах была далеко не спокойной. Истина открывалась в очень лихорадочном темпе. Известно, что святой Николай Мирликийский ударил священника Ария Александрийского по лицу. А вот Николай Мирликийский — самый почитаемый святой в России, но, видимо, так оно и было. Таким образом, постепенно была найдена истина, и то, что было одобрено соборами, было признано истиной, а то, что было отвергнуто, стало ересью.
Слово «ересь» греческого происхождения и переводится как «выбор». Это просто означало, по большей части, определенный образ мышления. Только позже, в христианской вере, слово «ересь» стало означать пагубное заблуждение. Доктрина Ария, арианство, также была классифицирована как ересь. Затем последовали другие ереси — несторианство и монофизитство. На советах не было достигнуто единства мнений. Более того, различия между Западной и Восточной Церковью стали очевидны довольно быстро.
Различия между западной и восточной церквами
Разделение церквей имело различные этические и догматические причины. Но среди прочих причин следует упомянуть, что они были очень, очень мирскими. Дело в том, что раскол, произошедший в 1054 году, был спровоцирован притязаниями папы Льва IX на территории, принадлежащие Восточному патриархату. Патриарх Михаил Церуларий отверг претензии Папы. За этим последовал раскол и взаимные анафемы, или отлучения.
Впоследствии различия между Западной и Восточной церквями становились все шире. Они касались как основ вероучения, так и ритуала. Богослужения на Западе проводились в основном на латыни, а в Восточной церкви — на греческом, но допускались и службы на национальных языках. Также существовала разница в положении черного и белого духовенства. На Западе существовал запрет на брак между черным и белым духовенством — безбрачие. На Востоке запрещалось вступать в брак только представителям черного духовенства. Белое духовенство — это те, кто служит в миру. Что касается черного духовенства, то это те, кто имеет дополнительные обязанности, например, быть послушником, нести послушание и так далее.
Как зародилось монашество
Само монашество возникло в III или IV веке. В то время в Египте жил святой Антоний, который в возрасте 21 года стал отшельником и удалился от мира. Услышав, насколько он праведен, христиане предпочли поселиться рядом со святым Антонием. Так была основана первая христианская монашеская община. Основателем монашеской жизни на Западе был святой Бенедикт, живший в первой половине четвертого века.
Он разработал устав для своего монастыря, который можно выразить двумя словами: молись и трудись. И именно так поступили монахи. В больших монастырях на западе, которые стали называться аббатствами, монахи работали, в том числе в скриптории, переписывая древние книги. Поэтому монастыри стали главным центром развития науки и культуры в Средние века.
Как содержалась церковь
Теперь несколько слов о приземленных вещах. Для содержания церкви верующие должны были платить специальный налог — десятину. Как следует из названия, это была десятина с первого урожая, позднее — с домашнего скота, также десятину собирали с доходов ремесленников, которые были городскими жителями. Десятина стала основным источником дохода для церкви.
Продажа индульгенций также была важной поддержкой. Индульгенция означает «милость», и на самом деле индульгенция — это не то, что мы имеем в виду сегодня. Дело в том, что индульгенция — это свидетельство, которое давало человеку освобождение от церковного наказания за какой-либо совершенный грех. В ответ человек должен был совершить доброе дело.
Поскольку добрые дела все больше понимались как пожертвования в пользу церкви, индульгенции постепенно стали рассматриваться как продажа прощения за совершенный грех. Таким образом, в религии всегда доминирует мирское и духовное.
Но, как сказал Христос: «Кесарю то, что принадлежит кесарю, а Богу то, что принадлежит Богу».