Церковная жизнь каждого православного христианина состоит из ряда богослужений. Мы посещаем вечерние богослужения, литургии и молитвенные службы. Но эти услуги могут сильно различаться в зависимости от того, кто их ведет.
Начинающему христианину часто трудно понять, что служение уникально. Чтобы увидеть разницу, старайтесь бывать в церкви как можно чаще. Сегодня мы рассмотрим особенности службы, которую ведет епископ.
Чем архиерейская служба отличается от обычной
Для обычных прихожан, которые не очень хорошо разбираются в литургических деталях, архиепископство будет отличаться только длиной и громкостью песнопения. К сожалению, не все даже понимают смысл литургии, к которой многие привыкли.
Иерархическое богослужение в церкви Ильи Пророка, Москва
Что говорит о служении архиепископа то, что он не часто бывает доступен, особенно для прихожан из отдаленных и маленьких церквей? Тем не менее, такая служба наполнена глубоким смыслом и символизмом.
Кто такие епископы в современной Церкви в целом? Можно сказать, что это люди, получившие Божью благодать и священническое служение от апостолов. В древние времена апостолы проповедовали Слово Божье, путешествуя по разным землям, а епископы имели постоянные места служения.
Другая иерархия в нашей Церкви начала формироваться по мере того, как росли приходы и возможностей одного епископа становилось недостаточно. Стали появляться низшие иерархические чины, служение которых уже было благословлено епископами.
Как же, приходя в церковь, можно сказать, что человек вступил в епископальное служение? Отметим несколько моментов различия.
Переоблачение
По традиции, епископ, прибывший на службу, торжественно встречается в притворе, а затем рукополагает в центре церкви. В то же время, во время облачения каждого одеяния поются специальные молитвы.
Одним из таких одеяний является так называемый саккос, эквивалент фелони, которую носили священники. По форме она напоминает тунику, которая не сшита по бокам, имеет вырез и небольшие широкие рукава.
В нашей Церкви сакос известен примерно с XV века; он ассоциируется с ризой Христа, с великим смирением. Когда священнослужитель покрывает себя мешковиной посреди церкви, это момент воспоминания о страданиях Господа. Иподиаконы помогают в этом переходе.
Орлецы
Специальные круглые коврики на полу церкви могут отличать эту необычную службу. Они носят необычное название «орлы», потому что имеют изображение орла. Традиция их использования восходит к 13 веку. Изначально орел был почетным даром византийского императора патриархам.
На орле символически изображен город и парящий над ним орел. Войдя в этот образ, епископ принимает на себя, так сказать, высшую ответственность своего служения. Он должен стремиться от низшего к высшему, духовному, подобно тому, как парит орел. Кроме того, орел часто используется как символ высших существ, небесных чинов.
Особенные свечи
Торжественным и очень красивым является благословение епископа на всех присутствующих в церкви. Для этого епископ использует специальные свечи в подсвечнике, дикирии или трикирии. Две большие свечи ставятся на дикири и три большие свечи на трикири.
Две свечи символизируют двойственную природу Господа — божественную и человеческую одновременно. Три свечи символизируют Троицу и исходящий от нее неделимый свет благодати. Благословение этих свечей дарует особую благодать всем присутствующим, если они искренне стремятся жить христианской жизнью.
Омовение рук
Интересный момент можно наблюдать во время чтения ектении на епископальной службе — омовение рук епископом. Эта древняя традиция восходит к пятому веку, когда все участники богослужения омывали руки перед приготовлением Святого Причастия, Тела и Крови Христа. В те времена такое мытье было чисто практическим и гигиеническим.
В сегодняшней Церкви транссубстанция будущего Тела и Крови Христа демонстрируется во время Великого входа. Традиция омовения рук сохранилась только в Архиерейской службе, как напоминание о древней практике богослужения. Хотя практической цели у этого омовения нет, такая традиция подчеркивает единство веков, единство современной и древней Церкви во Христе.
Место для сидения
Когда прострум совершается в алтаре, епископ в это время сидит в центре церкви на специальной епископальной кафедре. В прошлом такое возвышение было почти повсеместной практикой, не связанной со служением епископа.
На таком амвоне читалось Писание, провозглашались молитвы и исполнялись особые торжественные гимны. Сегодня такие кафедры есть не в каждой церкви, а только там, где регулярно служат епископы.
Чтение Символа Веры
Во время епископской службы есть место, где епископ склоняет голову под троном, а другие священники стоят, как бы дыша на священные сосуды, поставленные на троне. В это время один из священников читает Символ веры. Большую часть службы чиновник, стоящий у ворот, держит в руках епископский посох, древний символ верховной церковной власти.
Омофор
Одним из особых элементов епископской мантии является омофор — широкая лента, спускающаяся на грудь и спину епископа.
Интересно! Эта группа характеризует те дары Божьей благодати, которые епископ получает при рукоположении и которые он должен нести на протяжении всей своей жизни.
Кроме того, епископ с омофором символизирует Доброго Пастыря, который должен нести на своих плечах каждую заблудшую овцу. Точно так же епископ или любой другой служитель Церкви должен заботиться о каждом человеке.
Специальные опахала
Во время чтения Писания с епископской кафедры помощники (иподиаконы) стоят над ним, держа в руках специальные веера. Они известны как рипиды. В Апостольских постановлениях есть инструкция по их использованию, в которой говорится, что священнослужители должны держать веера из тонкой кожи, перьев или другого материала, чтобы отпугивать насекомых.
Эта традиция, вероятно, восходит к тем временам, когда на древних алтарях убивали жертвенных животных. В восточной жаре полчища насекомых очень быстро собрались вокруг алтарей. В современной церкви рипиды символизируют крылья херувимов и серафимов, которые присутствуют на каждой службе в храме.
Полнота богослужения
Многие моменты церковной службы совершенно немыслимы без присутствия епископа. К ним относятся:
- Освящение мира, которое необходимо для совершения Таинства Миропомазания;
- Антиминсы, которые используются для празднования Евхаристии, также освящаются исключительно епископом;
- Священническое рукоположение совершается епископом во время литургического богослужения.
Можно сказать, что епископ имеет право и благодать совершать все таинства Церкви, это право унаследовано от самих святых апостолов. Очевидно, что служба, возглавляемая епископом, будет отличаться особой торжественностью и величием. Стоит немного вникнуть в суть происходящего в храме, и тогда каждая служба будет восприниматься нами как истинное общение с Богом.