Акафист – одна из любимых верующими церковных молитв. Этот распев исполняется в храме по большим праздникам и проникнут торжественным и радостным настроением. Многие из этих гимнов были написаны в честь Богородицы. Чаще всего в церкви звучит акафист Покрову Пресвятой Богородицы, празднику, особо почитаемому на Руси издревле.
Святые, вспоминаемые в Акафисте Покрову
Праздничное название рода — это греческое слово, означающее «без седла». Традиция написания текстов акафистов идет из VIII века, из Византии, где служба была особенно помпезной. В XI веке этот жанр появился и на Руси.
Покрова Пресвятой Богородицы
Акафист Покрову Пресвятой Богородицы был написан митрополитом Херсонским Иннокентием (Украина) около 1846 года. Вскоре во всех храмах России зазвучали молебны с торжественным пением Покрову.
О других праздниках Богородицы:
- Рождество Пресвятой Богородицы
- Успение Пресвятой Богородицы
- Благовещение Пресвятой Богородицы
Текст гимна подробно описывает чудо, происшедшее много веков назад во Влахернской церкви (Византия) и прославляет Виновницу этого события — Пресвятую Богородицу.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1
Помимо Эллы, в гимне поминаются и другие святые:
- Андрей Юродивый (Константинополь). Андрей был любимым рабом богатого дворянина, славянина по происхождению. Получив во сне наказ от Господа на подвиг безумия, Андрей оставил своего господина и стал скитаться по Царьграду в образе нищего, притворяясь сумасшедшим. Ночью он молился во Влахернской церкви, где стал свидетелем чуда.
- Роман Песнопевец, диакон той же церкви. В древности дьяконы во время богослужений распевали длинные гимны и должны были обладать красивым голосом. Роман не имел природного дара и молился о нем Божией Матери. Однажды во сне ему явилась Пречистая и подала ему сверток бумаги, который дьякон должен был съесть. После видения Роман обрел голос и стал лучшим певцом в Константинополе.
- Иоанн Креститель и Иоанн Богослов – евангельские святые, сопровождавшие Божию Матерь в Ее чудесном явлении.
- Моисей и Иисус Навин — ветхозаветные пророки. Ведя сражения израильтян со своими врагами, они побеждали не силой оружия, а молитвой к Богу.
Текст акафиста Покрову Пресвятой Богородицы
Акафист Покрову Пресвятой Богородицы Кондак 1.
Избранная вечным Царём, превыше всего творения, неба и земли, Царица, иногда приходящая во Влахернскую церковь для молитвы, достойного поклонения с благодарением, как во мраке бытия, под Твоим светоносным омофором с верою и умилением. Но ты, яко имеешь непобедимую силу, избавь нас от всех бед, да зовем тебя:
Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.
Икос 1.
Архангел и ангел толпы, с Предтечей, Богословом и всеми святыми пред Тобою, Царица Твоя, в церкви Влахернштейской и, умильно внимая молитвам Твоим о всем мире, в изумлении восклицали сие:
Радуйся, вечная милость Бога Отца без начала; Радуйся, пречистая вместилище Божия Сына нелетающего.
Радуйся, избранная обитель Божия Духа Пресвятая; Радуйся, непрестанное удивление высоких чинов ангельских.
Радуйся, устрашение темных адских сил угрожающая; Радуйся, многоочи херувимов на воздухе встречаются.
Радуйся, Его похвальная начертается шестикрылыми серафимами; Радуйся, и мы, земные люди, преклоняемся в благодарность преблагодатному покрову.
Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.
Кондак 2.
Видя тебя, святой Андрей с Епифанием в церкви на воздухе о христианах, молящихся Богу, зная, что Ты Матерь Христова, Бог наш вознесся на небеса и, припав на землю, с радостью преклоняясь пред твоим благодатным, я звоню.
Икос 2.
Ум неразумен, Дево Богородице, в защиту людей православных, для нашего блага, не знающих, как сильна молитва Богородицы. О Твоем всемогущем заступничестве, ведущем к добру, Мы умильно взываем к Тебе:
Радуйся, милостивый утешитель всех скорбящих и обремененных; Радуйся, всех заблудших и слепых владыко неспящих.
Радуйся, гнев Божий, праведный на нас Твоею молитвою, скоро угасится; Радуйся, дурные страсти наши всемогущим жестом укрощающая.
Радуйся, сильное пробуждение совести спящих; Радуйся, легко преодолевающая беззаконные умения.
Радуйся, за него ад стонет и духи злобы трепещут; Радуйся, посему райские врата нам всем открыты.
Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.
Кондак 3.
Сила Всевышнего осеняет с верой и благоговением прибегающих к Твоему честному покровительству: Я един Тебе, Пресвятая и Пречистая Богородица, да исполнится всякая просьба Твоя. Потому всякий век верные прославят Тебя и Сына Твоего, взывая: Аллилуиа.
Икос 3.
Обладая неисчерпаемым богатством милости, протяни руку помощи на все концы земли, Владычица: больным — исцеление, страждущим — изнемогу, слепым — просвещение, и всем, по кому вам нужно, спасибо кричать:
Радуйся, несокрушимая твердыня и окружение православных царств; Радуйся, первое украшение святых храмов и жертвенников.
Радуйся, надежнейшая защита царских престолов; Радуйся, несонный собрат милостивых градоначальников.
Радуйся, полководцев и воинств христиан непобедимая; Радуйся, святое зерцало правды судиям неугодным.
Радуйся, совершенный ум наставников и наставников; Радуйся, домы и семейства благочестивых благословение.
Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.
Кондак 4.
Много разного нам в помощь, владычица: Леса господа господа, воздвиги владыки твои и молися, Яко и недостойная молитва наша укрепит Господа, царя славы, и слушает просьбы наректи имя твой святой, сын твоего имени зовущий: Аллилия.
Икос 4.
Услышав Господа Бога Иисуса Навина, молящегося, и повелевающего солнцу восходить, пока он не отомстит врагу. Господь Иисус, избранный чертог Святого Духа, теперь также слышит ваши молитвы. Тем же и мы, грешные, на Твоем благонадежном покрове, Тебе, как Богородице, смеем сказать:
Радуйся, от мысленного Солнца озаряющая и нас светом неугасимым освещающая; Радуйся, светом пречистой души твоей всю землю осветившая.
Радуйся, чистотою тела твоего возрадовавшая все небеса; Радуйся, покров и обеспечение святых жилищ Христовых.
Радуйся, радость и предостережение верных пастырей Церкви; Радуйся, иноки богобоязненные и монахини наставницы.
Радуйся, невозмутимый покой благоговейных старцев; Радуйся, тайная радость чистых дев и вдовиц.
Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.
Кондак 5.
Провидец Божий Моисей в ополчении иногда против Амалика, когда поднимаешь руку, побеждает Израиль, когда опускаешь руку, то побеждает Амалик, но его укрепляют те, кто поддерживает его, они побеждают врага. Ты же, Матерь Божия, руку Твою подняв в мольбе, и если кто держится, всегда поражаешь врагов христиан, и щитом непобедимым являешься ты для нас, восклицая: Аллилуиа.
Икос 5.
Увидев Тебя, собери святых на воздухе во Влахернштейской церкви, простирая молитвы к Сыну и Богу, с радостью от архангелов и ангелов, воспевая Твою благодарственную Песнь. Мы сильнейшие, более рук Моисея, укрепляем Твою руку, умильно взываем:
Радуйся, единая рука Его за всех нас любовь и милость к нам держит; Радуйся, пред Неюже враги наши, видимые и невидимые, не могут устоять.
Радуйся, темное полчище страстей и похотей наших прогоняющая; Радуйся, Божественный Огонь: Христе неизменно в руке Своей нас, хладных, держит, так нас освещая.
Радуйся, прекраснейшее венчание тех, кто целомудрием против плоти борется; Радуйся, постом и безмолвием трудящаяся, непрестанное беседование.
Радуйся, скоро утешительница изнемогающих от уныния и боли; Радуйся, благодать смирения и терпения подающая.
Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.
Кондак 6.
Проповедник неисчерпаемой благодати и Твоих милостей, святой Роман Песнопевец явится, когда от Тебя во сне свиток книги вкушать: там премудрый, начинает мудро во славу Твою воспевать, хвала святым, хвала святым.
Икос 6.
От истинного Солнца истины просияла Ты, Дево Богородица, премудростью Бога, Сына Твоего, просвещая всех и призывающих Тебя к познанию истины наводя:
Радуйся, Сила Божия и Премудрость Божия, Христа во плоти родившая; Радуйся, юродивую мудрость мира сего посрамившая, и ослепленных ею на правый путь наставлявшая.
Радуйся, хранителю святой веры и владычеству православных догматов; Радуйся, нечестивых ересей и пагубных расколов искоренительница.
Радуйся, тайно и некстати всякое доброе деяние предвидевшая, и годная тебе, говорящая; Радуйся, лукавые провидцы и суетные прорицатели, посрамляющие.
Радуйся, в час недоумения мысль добра в сердце помещается; Радуйся, от пагубных затей и бессмысленных желаний восстающая.
Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.
Кондак 7.
Хоть и в щедрой бездне погружается Всевидский владыка Явитис его Врачеватель, многострадальный, но мне приятно быть в матушке для меня, и у тебя обязательно будет всесильная защита: да кто из них и справедливый суд от проклятия Божия будет сохранено твоим помрачением: Allilia.
Икос 7.
Чудный Ты показал дела Твои в Пречистой Твоей Матери, Господи, когда явится в Ее руке пречудный омофор, луч света, сияющий более солнца, который покрыл людей, существующих во Влахернштейской церкви. О таком знамении милостивого Его заступничества, услышавши, с ужасом и одержимою радостью все говорят:
Радуйся, омофор нерукотворенный, яко облака, по миру рассеянный; Радуйся, вечный епископ, Сыне Твой, со знамением в руке Твоей.
Радуйся, новую милость и новую благодать в Православной Церкви являющая; Радуйся, столп облачный, всех нас покрывающий от искушений и искушений мира.
Радуйся, столпе огненном, среди тьмы греховной весь путь спасения нам показующая; Радуйся, благочестия подвижников явное укрепление.
Радуйся, тайное предостережение среди мира рабов Божиих; Радуйся, и я, нагая от добрых дел, Твоего приюта и благодати не покидая.
Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.
Кондак 8.
Чудный ты с неба во Влахернстеи церковь явися, ангелы поют, апостолов славят, лик святых и святых, и жены святых имение хвалят, Предтечу с Богословом кланяется, народ, который в церкви, они были веселы.
Икос 8.
Господу, владычествующему над всем горним и низшим, видя Тебя в церкви, Твою Матерь, стоящую и с умилением умоляющую Ее, говорю: «Проси, Мати моя, да не отвернусь от Тебя, но да исполню все. Ваши просьбы и я научу вас всех петь»:
Радуйся, Ковчег Завета, в котором хранится освящение всего рода человеческого; Радуйся, пресвятая, в ней хлеб вечной жизни подается жаждущим правды.
Радуйся, сосуд весь золотой, в коем плоть и кровь Божественного Агнца уготована нам; Радуйся, оставленных врачами во всемогущую руку свою принимавшая.
Радуйся, немощная телом, но не духом и верою, от одра болезни восстающая; Радуйся, погубляющая ум болезни, дающая новый и лучший смысл.
Радуйся, на упорном пути греховных и страстей претыкающая премудрости нас; Радуйся, жестокости нераскаянного сердца нашего касающаяся.
Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.
Кондак 9.
Всехвальное ангельское естество приносишь Тебе, воистину Богородица и Заступница всех притекающих к Тебе, руководящая, яко нерушимой Твоей мантией, радует праведных, за грешных ходатайствует, нуждающихся освобождает и за всех молится.
Икос 9.
Разносторонние вети, как немые рыбы, не поймут, как славить великий пир Твоего честного Покрова по свойству Твоего великого и честного Покрова: всего того, что о них говорится о Тебе, недостаточно для единого исчисления Твоей благости. Мы же, видя Твои неисчислимые блага, с радостью восклицаем:
Радуйся, от мора и полного истребления смертных нас хранящая; Радуйся, от внезапного сотрясения земли град и чешую сохраняющая.
Радуйся, от пролития вод и от потопления рукою крепкою поднимаешь; Радуйся, от горящего огня росу молитв твоих испускающая.
Радуйся, от радости души и тела Хлеб Жизни подающий; Радуйся, молния и гром от головы нашей отходит.
Радуйся, иноплеменник, нашествию и спасению тайных убийц; Радуйся, мир и любовь от семейных раздоров и вражды кровных защищающая.
Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.
Кондак 10.
Избавь хоть род человеческий от чар вражьих, человеколюбец, Господь Тебе, Мати Его, помощь земную даровал, приют и покровительство нам земное утешение, печальным радость, обиженным заступнице, и да всем что возвышает из глубины греха
Иконы 10.
«Царь Небесный — Непорочная Царица, стоящая в воздухе ангельском, говорящая в молитве в воздухе ангельском, — прими каждого человека, молящегося Тебе и призывающего имя Мое на помощь, да не отойдет от меня худоба и неслыханное лицо». Услышав эту добрую молитву, собери святых с благодарением:
Радуйся, чистыми руками и сердцами земледельцев благодатными плодами венчающая; Радуйся, помощи и справедливого воздаяния за все право труждающим куплю.
Радуйся, лжесвидетельство и нечестные приобретения всех людей обличая; Радуйся, на пути, на суше и на водах в опасности, помощь внезапная.
Радуйся, бездетных родителей плодами веры и духа радующая; Радуйся, безматерных сирот воспитательница незримая.
Радуйся, крепкая заступница сущих в плену и изгнании; Радуйся, скованному стражу бессонному и темнице сидящему.
Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.
Кондак 11.
Мы слышим нежнейшую песню и слышим Твою теплую молитву о нас, Просим Тебя, Дево Богородица, не презри гласа рабов Твоих: к Тебе бежим в невзгодах и в боли, и пред Тобою в скорбях наших проливаем слезы, взывая: Аллилуйя.
Икос 11.
Яко принимающий свет, горящий в молитве, видя тебя в воздухе Влахернской церкви, по множеству бывших там людей, восклицая: «Откуда мне сие взять, как не то, что Матерь Господа моего приидет ко мне?» Святые Андрей и Епифаний умоляют от души, взывая:
Радуйся, всех даров духовных и телесных незавидный подательнице; Радуйся, верная заступница начавших покаяние грешных.
Радуйся, всегда спутница борющихся со страстями и предлогами вражьими; Радуйся, незримое укрощение жестоких и звериных владык.
Радуйся, тайный покой и радость кротких и страждущих рабов; Радуйся, вожделенная исполнения добрых браков.
Радуйся, мати родов скорых и безболезненных разрешений; Радуйся, в смертный час всем нам помощница.
Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.
Кондак 12.
Испроси нам Божественной благодати Сына Твоего и Бога, протяни нам руку помощи, прогони от нас всех врагов и супостатов, и умри в жизни нашей, да не погибнем люто, без покаяния, но прими нас в Твоей вечной крови, наш святой покровитель, наш святой покровитель: Аллилуйя.
Иконы 12.
Твою государеву мантию воспеваем, хвалим тя, яко нашего твердого представителя, и преклоняемся пред тобою, молящеся о нас: веруем и уповаем, яко еси Сына и Бога твоего просим о благе вечном и временном, вопием ко всякому с любовью:
Радуйся, всей вселенной сильное заступление; Радуйся, всех земных и небесных стихий освящение.
Радуйся, благословение всех времен; Радуйся, все наветы и искушения мира, плоти и диавола попирающая.
Радуйся, нечаянное примирение яростно враждебных; Радуйся, неведомое исправление нераскаявшихся грешников.
Радуйся, презренного и всеми маргинального не отвергающая; Радуйся, отчаявшихся из ямы погибели избавляющая.
Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.
Кондак 13.
О, вездесущая Матерь, Пречистая Владычица, Богородица Дева! К Тебе возвожу очи душевные и телесные, к Тебе простираю расслабленные руки и из глубины сердца взываю: взгляни на веру и смирение души моей, покрой меня Твоим всемогущим омофором, да избавлюсь от всех беды и скорби, о конец мой, и в сей час предстань предо мною и предай пытку, уготованную за грехи мои, и вынеси ее, поклоняясь призыву: Аллилуйя.
Церковь во Влахернах
Влахернская церковь Богородицы была построена в V веке в Константинополе (ныне Стамбул) и была посвящена Божией Матери, покровительнице Византии. В нем хранились большие святыни: пояс Богородицы и частица Креста Господня.
Икона Божией Матери «Покров Пресвятой Богородицы»
Когда Константинополь был осажден врагами, святыни проносили по городу с крестным ходом, и народ усердно молился Богородице об избавлении.
После взятия Константинополя турками храм загорелся и был разрушен. Сейчас на его месте стоит небольшая церковь, построенная в 1867 году. Фрески на ее стенах изображают славные события древности, связанные с праздником Покрова.
Помощь от чтения Акафиста
Песнь в честь Покрова напоминает о нуждах каждого человека, Богородица слушает любую просьбу, находясь на Престоле Божием.
Акафист Покрову Пресвятой Богородицы
Каждый стих произносится как бы от имени определенной группы молящихся:
«Радуйся, предводителей и воинств христиан непобедимая предводительница!»
Явление Богородицы во Влахернах произошло во время осады Константинополя. Военные люди особенно почитают праздник Покрова как защиту на поле боя. Молятся Богородице о даровании победы.
«Радуйся, совершенный ум наставников и школьных учителей; Радуйся, благословение домов и семей благочестивых!»
Пресвятая Богородица помогает молящимся о сохранении семьи, воспитании детей. Икону Покрова часто можно увидеть в христианских жилищах, ею освящают детей, покидающих отчий дом.
«Радуйся, тайная радость чистых дев и вдовиц!»
Богородица слышит молитвы одиноких женщин о сохранении целомудрия и чистоты. Девушки молятся в Покрове о хорошем парне.
«Радуйся, скоро Утешительнице измученных унынием и болью!»
Песня Богородицы помогает развеять мрачные мысли, душевный дискомфорт и безысходность.
«Радуйся, немощные телом, но не духом и верою, болезни с ложа поднимающие»
Больные и немощные возлагают надежду на помощь Пресвятой Богородицы и принимают ее по вере своей.
По благочестивой традиции читать акафист дома можно, обычно это делается в течение 40 дней. Такое усиленное молитвенное правило берут на себя те, у кого есть какая-то особая нужда или просьба к Господу.
Принято считать, что икона и акафист Покрова Пресвятой Богородицы особенно почитаются молодыми девушками, желающими быть счастливыми в браке. Чтение этого акафиста помогло создать много счастливых верующих семей.
Также этот акафист читается с просьбой о помощи в семейной жизни, в воспитании детей, в отношениях между супругами. Царица Небесная выслушивает всех, кто искренне просит ее о помощи.
Порядок чтения Акафиста
В храмах, посвященных Покрову, есть обычай еженедельно читать акафист. Эту песнь любят петь и паломники, отправляясь к святым местам или источникам, освященным в честь Богородицы.
Исполнение последнего лика икоса «Радуйся, Радость наша, покрывай нас от всякого зла честным Твоим омофором!» и «Аллилуйя» под простое хоровое пение объединяет верующих, создает атмосферу праздника. Заученные слова можно использовать в качестве краткой молитвы перед иконами Покрова Божией Матери.
Акафист Покрову Божией Матери
Акафист лучше всего читать, собравшись в храме или всей семьей дома. Единая молитва многих людей быстрее достигает Бога.
Перед чтением полезно изучить историю праздника, для лучшего понимания текста.
При самостоятельном чтении акафиста дома следует перед домашним иконостасом или отдельно стоящей иконой Покрова. Хорошо зажечь лампаду или церковную свечу. Желательно читать стоя, но если состояние здоровья не позволяет, можно и сидя.
Другие акафисты Божией Матери:
- Акафист в день Успения
- Акафист перед образом «Скоропослушница»
- Акафист перед иконой «Остробрамская»
В заключение пояснение к нескольким малопонятным словам, встречающимся в Покровском акафисте:
- Омофор — это покрывало, которое носили женщины в древности, закрывающее голову и плечи.
- Ветии многосечения — искусные ораторы. Под этими словами разумеются здесь поэты-сочинители, тщетно пытающиеся описать словами чудесное явление Богородицы.
- Аллилуйя — в переводе с иврита означает «Слава Богу!»
- Кондак и икос — названия жанров церковных песнопений. В древности они отличались друг от друга песней и продолжительностью.
В старых православных храмах во время службы разрешалось садиться во время исполнения некоторых гимнов. Акафист всегда исполнялся стоя.