Донецкий старец Зосима Сокур

Когда патриарх Пимен решил послать о. Зосиму, тот отказался, помня совет своего духовника: «Твой путь — быть обычным деревенским священником.

Донецкий старец Зосима Сокур

Отец Зосима Сокур (1944-2002) почитается в Украине так же, как отец Николай Гурьянов — в России. Архимандрит Зосима был духовным лидером Донецкой епархии, предсказывал войну в Украине и настоятельно не рекомендовал враждовать между двумя государствами, Россией и Украиной.

Он родился в тюремной больнице, пережил четыре клинические смерти и вышел живым из комнаты пыток. Перед смертью он сказал: «Когда я умру, вы будете знать, что часы на моем алтарном столе остановятся». Часы остановились в 23.45 29 августа 2002 года.

Чудом уцелевший

Иван (так звали отца Зосиму до его монашества) родился в тюремной больнице в 1944 году. Его мать отбывала тюремный срок за «религиозную пропаганду», а отец погиб на фронте в том же году. После освобождения мать будущего пенсионера, Мария Ивановна, уехала к сестре в город Авдеевка Донецкой области.

Из детских воспоминаний его отца Зосимаса: «У нас была крестьянская семья. Я помню, как копал огород и собирал картошку. Первое ведро выкопали: «Возьми ведро в церковь, наша картошка». Вычерпывали второе ведро: «Наши матери больные, уже старые, беспомощные — отнесите в церковь…». Уже было выкопано третье ведро. «…Бедная Чарити, скрюченная и больная, она лежит без движения уже двадцать лет, отнеси им, чтобы им было что поесть. Так они учили доброте».

Много раз в детстве старик был на грани смерти и чудом оставался жив. Он много раз болел и трижды чуть не попал под поезд.

Был один случай, когда он собирал уголь на железной дороге. Вдруг с двух сторон от мальчика начали мчаться поезда, и, оказавшись между двумя поездами, он увидел, что третий поезд мчится прямо на него. Бежать было некуда. Иван с криком рухнул на рельсы: «Боже мой! Паровоз переехал ребенка, оставив его совершенно невредимым.

В школьные годы Ваня Сокур терпел много насмешек от своих одноклассников. Советские учителя только поощряли: «Ты побей вон того «священника», чтобы он не бегал в церковь!». Мальчики были рады этому, но Иван только улыбнулся и спросил: «Ладно, хватит. Позволь мне дать тебе благословение».

«Не твой путь»

В Киево-Печерской лавре. Фото с сайта lifekiev.com

После окончания сельскохозяйственного техникума Иван год работал ветеринаром. Казалось, трудно найти профессию, которая не соответствовала бы его духовным качествам. У него было сострадательное сердце, которое с физической болью реагировало на страдания любого существа. Однажды, в раннем детстве, он спас воробья от кошки, выхаживал его, но воробей умер. Иван долго плакал, не в силах успокоиться.

Вскоре Иван стал послушником в Киево-Печерской лавре.

Духовник Лавры, старец Валентин (Семисал), пророчествовал, что ему много раз будут предлагать стать епископом и однажды главой Русской Церкви в Японии, но это не воля Божия, и он должен отказаться: «Это не твой путь.

Ваш путь — быть простым деревенским священником. Это пророчество впоследствии исполнилось.

В 1975 году Иван принял имя Савватий и стал монахом. Он учился в Ленинградской семинарии, а затем в Академии. Как он вспоминал, его любимым местом была библиотека.

«Стремитесь к знаниям — и вы всегда будете полезны и интересны». — сказал старик, когда уже лежал на смертном одре. — Когда мои глаза хорошо видели, я всегда читал. Когда я плохо видел, я страдал, но Бог сотворил чудо, и теперь я вижу лучше. Я сам читаю правило: в 4 утра, когда этот сумасшедший мир спит, как хорошо молиться…».

После окончания Ленинградской академии о. Савватий служил в селе Александровка Мариинского района Донецкой епархии. Хотя приход был очень бедным и церковь нуждалась в ремонте, отец Савватий не брал денег за услуги. Он сказал, что даже если сто человек не заплатят, Господь пошлет одного, чтобы покрыть все.

В камере пыток

Фото: wikimedia.com

Советским властям не нравилось, что о. Савватий собирал много людей. Они отвели священника в сельский зал, где избили его и заставили долгое время стоять босиком на холодном цементном полу. И через некоторое время его посадили в тюрьму.

Однажды, после избиения, отца Савватия бросили в камеру пыток едва живым.

Один из вариантов советской камеры пыток выглядел так: стены без окон, покрытые резиной, и тихая монотонная, утомительная музыка, играющая непрерывно — ее называли «музыкальной шкатулкой».

Обычно на следующий день заключенные в такой камере начинали сходить с ума: они с криками бросались на стены. Отец Савватий прожил три дня, но позже сказал, что если бы не молитва, он бы сошел с ума.

После заключения легкие отца Савватия были забиты, горб увеличился, и он стал испытывать частые и сильные боли.

И когда они начинали говорить о том, что все священники в советское время «работали на КГБ», о. Савватий лишь указывал на свой горб как на «след сотрудничества».

На приходе

В приходе. О. Савватий. Изображение с сайта novom.ru

После заключения о. Савватий вернулся в свой православный храм, который уже начал принимать посетителей отовсюду. Как вспоминает о. Томас: «С трудом меня уговорили поехать в Александровку, одна старая матушка умоляла меня сопровождать ее: Там служит монах: какая молитва! Мы поехали в Покровку. Всю дорогу шел дождь, и я, грешник, томился в автобусе: не имело значения, в какой церкви молиться, служба везде была одинаковой.

Мокрые и холодные, мы вошли в храм. Я стоял у двери, везде было темно, только алтарь был освещен. От отца я услышал только два слова: «Мир всем».
Я никогда не слышал этого раньше и не знал, что существует такая молитва. Я плакала и плакала на протяжении всей службы. Обслуживание было мгновенным…».

Молитвенная помощь о.Савватия, дары исцеления, была уже известна.

«Во время службы в храм вошла женщина, — вспоминает святой Лазарь, — и вдруг она начала кричать и лаять. Я увидел Савватия, выходящего из алтаря, и сказал:

— Имп, почему ты мешаешь мне служить? Я служу Богу, заткнись!

Женщина успокоилась и спокойно стояла всю службу у стены.

У пары был сын, которого забрали служить в Афганистан. Долгое время писем не было. Отец пошел к старику:

— У меня сын в АфганеCOPY00.
— Они там как на Голгофе, — говорит о. Савватий.
— Может быть, он уже умер — три месяца никаких новостей?
— Он жив, он жив… Когда вы вернетесь домой, вы получите сообщение….
Когда отец вернулся домой, он увидел письмо от сына, в котором говорилось, что его перевели в другое подразделение…».

Надерзил

Как только приходская жизнь начала восстанавливаться, Савватия ждало еще одно искушение. Скончался предстоятель РПЦ в Японии, и в поисках достойного кандидата на пост нового предстоятеля Святейший Патриарх Пимен не сводил глаз с о. Савватия.

Его срочно вызвали в Москву. О. Савватий категорически отказался от престижного повышения, помня завет своего духовника.

Но Его Святейшество был непреклонен, и все документы уже были оформлены на имя О. Савватия как нового Предстоятеля Русской Православной Церкви в Японии. И тут вмешался Бог: на следующий день о. Савватий заболел тяжелой пневмонией. Другой священник уехал в Японию.

«Не разделяемся»

Роман Минин, «Молитва шахтера». Изображение: liveinternet.ru

В 1992 году отец Савватий принял монашеский постриг с именем Зосима. Он основал Успенско-Николаевский монастырь в селе Никольское Волновахского района Донецкой области. Монахини получили статус монахинь в честь святого Николая, а братство — статус мужского монастыря в честь святого Василия Великого.

Но для о. Зосимы это не стало отречением от всего земного. О. Зосима был одним из тех священников, которые «вмешиваются в политику».

Он предвидел войну в Украине и призывал к сохранению церковного единства. Он оставил свое духовное завещание, в котором сказал: «Отходя в жизнь вечную, я говорю свое последнее слово к вам, братья, сестры и все, кто молится в нашем монастыре, держитесь Русской Православной Церкви в ее спасении.

А в монастыре отец Зосима сказал: «… Как это прекрасно: братья спокойно, тихо стоят вокруг алтаря, круга вечности, молятся. Мы празднуем божественную литургию — литургию мира, литургию любви, литургию единства.

Мы не разделены, хотя есть русские, греки, болгары, рома….. Так что мы не разделены по национально-фашистским линиям, мы все братья и сестры…. единую духовную семью, нашу святую Русскую Православную Церковь.

И дай Бог, чтобы эта семья послужила хорошим примером для нашего государства, чтобы мы были не разделены, а едины…». «.

В одной из бесед незадолго до своей смерти о. Зосима сказал: «Прости нас, Господи, за нашу разрушенную родину. Что мы, русский народ, создаем себе искусственных врагов, хотя все мы были крещены в единой крещальной купели Киевской Руси, а не Украины. Святой Днепр — священная для нас река. Священный Днепр соединяет три сегодняшних народа. Святой Днепр — это наш русский Иордан. Прости нас, Господи, что сеем вражду — к москвичам, хохлам и другим народам, — когда мы все — одна Россия».

«Если от тебя тяжело»

«Кто претерпит до конца, тот спасется…». Автограф старца. Фото с сайта fotopaterik.org

Как исповедник, отец Зосима всегда отличался простотой и трезвостью. «Не впадайте в мистицизм — он вреден для души». — предупредил он. Наше главное чудо — это литургия, покаяние и молитва.

«Молись, но не будь нищим. Лучше быть невысказанным, чем высказанным. Не впадайте в крайности — крайности не от Бога.

Не падайте духом, не отчаивайтесь — нет такого греха, который нельзя было бы исцелить покаянием: Бог милостив, терпелив и имеет много милостей.

«Чтобы Господь не гневался на нас, всегда помогайте нуждающимся».

«В жизни нет тупиков, все дело в нашей зацикленности на себе и своих проблемах».

Бойтесь испортить друг другу настроение». Когда ваш стыд заставляет окружающих вас людей чувствовать себя плохо, когда ваши мысли, ваши греховные слабости, ваше нытье заставляют окружающих вас людей страдать — тогда посмотрите на себя, потому что вы не правы.

«Дом Милосердия простоит до скончания века»

Первое, что построил староста при возрождении тех приходов, в которых он служил, была трапезная для паломников. Он считал своим долгом накормить и напоить людей, а для паломников издалека, даже в самые тяжелые времена, матушка всегда готовила «сани» для путешествия.

Он особенно заботился о Доме милосердия, хосписе при монастыре святого Зосимы, в котором проживало около шестидесяти пожилых людей. Отец Зосима собрал под свое крыло больных бабушек и дедушек, которых государство обрекало на жалкое существование.

Отец придавал особое значение Дому милосердия в духовной жизни монастыря. «Дом милосердия останется до конца времен, сам Бог будет ходить здесь». — сказал он однажды.

Болезни и их преодоление для пользы ближнего

Старейшина Зосима. Фото с сайта fotopaterik.org

После пребывания в «Музыкальной шкатулке» здоровье о. Зосимы совсем пошатнулось. На его ногах появились раны, из которых сочилась кровь. Вначале никто не лечил его язвы, и воспаление прогрессировало до такой степени, что к 1995 году язвы на его ногах достигли костей, и у него почти постоянно была высокая температура 39°, 40° и 41°, часто до 42°.

И в этом состоянии он служил и принимал людей.

Владимир, который часто навещал старца, вспоминает: «Было начало двенадцатого часа ночи, когда я догнал отца», — спросил он и ответил, когда внезапно погрузился в сон, закрыв глаза. Я замерла, боясь потревожить уставшего отца. Через минуту, две или три вошел отец Зосима и сказал: «Извините, у меня высокая температура — около 42 градусов, я не могу терпеть: я теряю сознание».

Получив наставления, около двенадцати часов я покинул старейшину». Благословив меня на сон, он сказал: «Ну, иди спать. И я все еще должен прочитать свое раскольничье правило».

Важно ли для вас продолжать разговор на эту тему? Поддержите портал!

Мы просим вас делать небольшие, но регулярные пожертвования на наш сайт. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. Нам нужны средства на поездки, фотографии, зарплату редакторам и журналистам и техническое обслуживание сайта.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector