Похоронный обряд — неотъемлемая часть жизни, переход Души в иной мир, восхождение на другую ступень. Печаль усопшего у славян была не такой горькой: погребальный обряд заканчивался общим застольем, где покойного вспоминали добрым словом, а не плакали и не скорбели. Позднее погребальный обряд стал включать в себя оплакивания умерших, но старые погребальные традиции славян основывались на согласии живых на наступившую смерть.
Похороны по славянской традиции — кремация, этот обряд они называли «кражей». По славянским погребальным традициям прах хоронили в курганах вокруг поселений, в более позднее время даже рядом с собственным домом. Прах хоронили в деревянных домино: это своеобразный «дом для покойников».
Славянские традиции похорон
Похоронный обряд был связан с представлением о том, что тело умирает, но душа еще какое-то время жаждет воды, пищи, тепла. Поэтому в ритуалы входят свечи, питье и еда. Предполагалось также, что умершему в загробном мире могут понадобиться какие-то вещи, украшения, предметы быта. Поэтому все необходимое клали вместе с покойником в огонь.
После погребения совершались погребальные обряды («тризна»). Поминовение усопших включало в себя танцы, игры, состязания, песни, вечеринки и военные состязания. Готовилась ритуальная пища — «страва». Все это делалось в честь усопшего. Важно было таким образом «обслуживать» поминальный пир рядом с местом, где был похоронен человек, в честь которого все делалось. Несколько позже такой обряд получил название «поминовение».
Однако «поминовение» проводилось (и проводится) в несколько этапов:
- сразу после захоронения;
- в третий день — 3;
- в девятый день — 9;
- 40 дней — 40;
- 1 год и так далее.
Иногда покойника увольняли каждый день в течение 12 дней или недели. Иногда фиксировались и другие периоды. Например, 20 числа, которое называлось полсорока. На сороковой день, 40-го, считается, что дух умершего окончательно покидает землю, мир людей.
На сороковой обязательно в кутном углу поставить «помминку» — особое место для усопшего. Включает хлеб, стакан воды. Скудная пища должна дать понять душе усопшего, что ей пора идти в мир иной, что она теперь «много хлеба живого не ест», а полагается «есть пища мертвых». Кроме того, усопший мог сделать «ложе» в том месте, где любил отдыхать. Но только после 40-го дня этого больше не делали.
После того, как семья отмечала год после ухода близкого человека, их поминки включали в общие дни деда, весной, летом и осенью.
Славянский погребальный обряд — крада
Еще раз о погребальном обычае сжигания мертвых. В «Повести временных лет» летописец Нестор пишет:
…Если кто умрет, то сделаю над ним поминки, и по семи тварям возложу жребий и положу на сокровище, мертвого сожгу, а кости соберу в малый сосуд и расположите их на столбе на гусеницах, ёжик создайте вятичей и теперь…
По мнению древних славян, именно такой способ прощания с умершим одновременно помогал ему быстро покинуть Мир Откровения и отправиться на свое законное место — Мир Нави. Сожжение тела помогает душе быстрее избавиться от земного бремени и отправиться в путешествие в загробный мир.
Известна более поздняя традиция: приглашать на похороны особых провожающих. Они назывались:
- скорбящие;
- захороняющие;
Они пели специальные старинные обрядовые песни о прощании с усопшим в загробном мире, о помощи родным и близким пережить боль, забыть свою боль и продолжить жить.
Современные славяне многое потеряли. Если посмотреть на времена, когда жили ваши предки, можно почерпнуть много полезного не только для сегодняшней современности, но и для построения лучшего будущего. Ведь, как известно: «Кто забывает прошлое, тот не знает его, не умеет жить настоящим и строить будущее».