Вера в магию и колдовство существует столько же, сколько и само человечество. Например, ученые считают, что доисторические рисунки, регулярно встречающиеся на стенах пещер по всей Европе и Азии (помните, те самые, схематически изображающие людей с копьями, преследующих антилоп, коз и других животных?), вполне могли быть частью каких-то примитивных магических ритуалов предназначен для обеспечения богатой добычи на охоте.
В магию верили и в Древнем Египте, и в Древнем Риме. А в Средние века не только «точно знали», что ведьмы и волшебники действительно существуют, но и боролись с ними самыми радикальными методами.
Да и до сих пор у многих народов нашей планеты есть шаманы и колдуны, якобы способные менять погоду, улучшать качество урожая, одним прикосновением лечить любую болезнь, предсказывать грядущие события и т.д.
Хотите узнать больше об этом? Итак, вот 10 интересных (и вполне исторических) фактов о магии и колдовстве.
1.
Вера в магию считалась языческим суеверием
Мы привыкли считать, что в средние века в магию верили все, в том числе, конечно, и жрецы. А на самом деле в Высоком Средневековье духовенство пыталось (пусть и безуспешно) внушить стаду, что магии на самом деле не существует и что все это лишь отголоски языческих времен.
Все происходящее на Земле — божественный план или происки дьявола. Здесь дьявол просто обманывает некоторых недостаточно верующих людей, заставляя их поверить в то, что они обладают какими-то сверхъестественными способностями.
Более того, в некоторых странах Европы было категорически запрещено казнить ведьм и колдунов, потому что это «языческое преступление» (ведь колдовства не существует!).
И только в XV в. Папа Иннокентий VIII официально признал существование ведьм, но с оговоркой, что они не занимаются магией, а договариваются с дьяволом и, по сути, именно он (руками ведьм) совершает их непристойности. Именно с этого момента и началась та самая массовая истерия вокруг ведьм, возникло понятие «суббота» и т.д.
2.
Сами жрецы занимались магией
Когда мы говорим об охоте на ведьм, практиковавшейся в Средние века, то конечно же сразу представляем себе высокопоставленного жреца во главе суда, обвиняющего другую несчастную женщину в совершении каких-то еретических или языческих обрядов.
Но на самом деле духовенство и монахи часто занимались магией, по крайней мере, хранили «магические» произведения. Например, в библиотеке монастыря Святого Августина в Кентербери насчитывалось 30 «волшебных» книг, в которых рассказывалось, как правильно вызывать духов.
А в двенадцатом веке. Приходские священники Англии довольно часто совершали этот ритуал: они шли по полям, разбрызгивая во все стороны молоко, мед, масло и святую воду, читая при этом молитвы о том, чтобы земля стала более плодородной.
Кстати, в России до начала 20 века подобные обряды также часто практиковались священниками, где православие тесно смешалось с дохристианским язычеством.
3.
В Средние века наука ассоциировалась с магией
В наше время только, хм. очень узкие и малообразованные люди серьезно верят в астрологию, каждый день сверяются с гороскопами, верят, что если повесить на шею кулон с неким драгоценным камнем, то жизнь наладится и род твой пойдет в гору.
Ну а в Средние века, когда науки в нашем понимании еще не существовало вообще, это было в порядке вещей. И поэтому даже самые известные и прославленные ученые того времени очень упорно искали не только (и не столько) таинственные причины тех или иных явлений природы, но, например, формулу философского камня (способного превратить любой металл в золото), или эликсир бессмертия, или что-то еще, что-то столь же фантастическое.
Многие средневековые деятели, имевшие репутацию выдающихся «исследователей», на самом деле были шарлатанами или просто алхимиками.
В то же время настоящие ученые, намного опередившие свое время (такие как Роджер Бэкон, астроном, математик, химик и др., жившие в XIII веке, считали, что Земля круглая, умели делать порох и наблюдали звезды в собственноручно собранный прототип современного телескопа) чаще всего считались колдунами.
4.
Некоторые короли добровольно пользовались услугами чародеев
Кстати, несмотря на цензуру церкви, даже коронованные особы часто прибегали к услугам ученых, «колдунов» и алхимиков. Ведь короли тоже люди, и иногда им очень хотелось знать, замышляют ли придворные или наследники нападение на собственного сюзерена, или стоит начинать войну с соседним государством и т д
Что, если алхимик, «подогретый» настоящим человеком, все-таки найдет философский камень? Ведь в этом случае клад больше никогда не будет пустым!
Поэтому известные астрологи, алхимики и прочие «чародеи» кочевали по всей Европе от одного королевского двора к другому, подчас зарабатывая немалые деньги составлением гороскопов для вельмож и «предсказанием будущего».
Правда, иногда, уличенные в мошенничестве, они рисковали казнью, если не успевали вовремя скрыться. Например, английский «волшебник, медиум и алхимик» 16 века. Эдвард Келли, по некоторым данным, умер от полученных травм, когда пытался скрыться от императора Рудольфа II, выбравшись из окна замка-тюрьмы Гневин. Кстати, Рудольф II особенно охотно замечал таких личностей при своем дворе.
5.
Магия делилась на «мужскую» и «женскую»
В традиционных обществах, как известно, социальные роли мужчины и женщины были «прописаны» очень четко и недвусмысленно: женщина – хранительница домашнего очага, рожает и воспитывает детей, поддерживает мир и согласие в семье. Что ж, мужчина всегда воин, защитник и добытчик. Поэтому магия изначально делилась на мужскую и женскую.
Женщина должна знать и использовать различные целебные (магические) травы, предсказывать будущее, делать привороты и привороты, создавать обереги для дома и т.д. Мужчине же нужна совсем другая магия: для защиты и удачи в бою («испорченное» оружие), для обеспечения хорошего урожая (например, заклинание погоды) или богатой добычи на охоте и т.п
Например, у народов Скандинавии считалось, что человек, посвященный предсказаниям, смиряется и становится «женоподобным» (в Старшей Эдде Локи упрекал в этом самого Одина).
6.
Появилось «практическое руководство» по борьбе с ведьмами
Мало кто слышал о таком средневековом произведении, как «Молот ведьм». И кстати, в XV-XVI веках это была самая издаваемая книга после Библии (после ее издания в 1487 году она переиздавалась 14 раз в последующие полвека!).
Главный автор этого трактата о демонологии и наиболее эффективных методах преследования и наказания ведьм, монах-доминиканец-инквизитор Генрих Крамер (Инститор), судя по его воспоминаниям, был редкостным параноиком и женоненавистником, а кроме того, набожным религиозным фанатиком, глубоко уверен, что ведьмы существуют, и что именно женщины практикуют самое пагубное колдовство.
Он написал свою работу после того, как даже власти его собственной церкви пришли в ужас от рвения и «усердия» Крамера в искоренении «нечестивых ведьм» в Инсбруке, отменили их приговоры и попросили инквизитора покинуть город.
В «Молоте ведьм» Крамер пытался оправдать свои методы. Говорят, он очень искренне хвастался, что сжег более 200 ведьм.
7.
Женщину можно было узнать ведьмой даже по цвету волос
В Средние века ни одна женщина не могла быть уверена, что однажды ее не обвинят в черной магии и связях с дьяволом.
В XV-XVII веках и старуха, которая слишком некрасива, и молодая женщина, которая слишком красива (ну ведьма точно!), и женщина средних лет со множеством родинок или бородавок на теле (вот знаки дьявола!) и всего один ярко-рыжий человек (это цвет адского пламени!).
Их мог обвинить в колдовстве и злом умысле даже сварливый персонаж! Достаточно было того, что два соседа поссорились и один из них сообщил местному инквизитору, что другого нет дома в Вальпургиеву ночь (имеется в виду, что он улетел в субботу).
Особых показаний от «свидетелей» никто не требовал, и под пытками выбили из несчастной «ведьмы» признание мало того, что она с чертом локти общалась, так еще и половину скотины в соседнем селе зарезала, летала на метле , превратилась в черную кошку и так далее
8.
Колдунов и ведьм инквизиторы не судили
Принято считать, что суды над ведьмами проводились исключительно по указанию (и, разумеется, по инициативе) жрецов и инквизиторов.
На самом деле в подавляющем большинстве случаев эти суды организовывались не духовными властями, а местными светскими властями (после жалоб и доносов местных жителей).
Что же касается инквизиции, то она относилась к таким процессам лишь тогда, когда в них обнаруживалась явная «еретическая составляющая». (Кстати, этот порядок был официально определен в 1258 году папой Александром VI).
Так что волшебников и ведьм судили, пытали и казнили в основном не пресловутые инквизиторы в черных рясах и с жестокими лицами (которых мы привыкли видеть в кино и сериалах), а городские чиновники, представители местного герцога и т.п
9.
Последний закон о колдовстве был отменен в 1951 году
Естественно, во времена массовой истерии, связанной с «охотой на ведьм» (15-17 вв.), в Европе действовало большое количество законов, запрещавших магию и колдовство и искоренявших как эти «небожественные» явления, так и мужчин и женщин, которые ими пользовались магические ритуалы.
Так, в Англии «уголовное» преследование ведьм было отменено лишь в 1735 году. На самом деле это не означало, что «ведьм» (например, цыганских гадалок, владельцев спиритических салонов и т д.) перестали ловить и наказывали с того года, просто теперь обвиняли уже не в колдовстве, а в мошенничестве.
Окончательно последний английский закон о колдовстве и борьбе с ним был отменен в 1951 (!) году.
Кстати, последняя казнь ведьмы в Европе (это была Анна Гёльди) состоялась в Швейцарии в 1782 году.
Только вдумайтесь: Исаак Ньютон давно открыл свой закон всемирного тяготения, Лейбниц заложил основы математической логики и двоичной системы счисления, Декарт создал аналитическую геометрию и открыл законы распространения света и т д., и по всей Европе они еще яростно жгли ведьм!
10.
В некоторых странах «охота на ведьм» продолжается и сегодня
Это дико и страшно, но в наше время во многих странах (особенно в Африке и на Ближнем Востоке) продолжается «охота на ведьм».
Например, в Саудовской Аравии и Новой Гвинее официально (согласно уголовному законодательству) за колдовство можно сесть в тюрьму на довольно длительный срок.
В 2008 году в Кении сожгли на костре 12 «колдунов» и «ведьм». В Танзании ежегодно линчевали до тысячи невинных женщин, «осужденных» за занятие «злой магией». Примерно такая же ситуация в Центральноафриканской Республике. А в Индии с 1995 по 2014 год после «народных судов» было побито камнями, сожжено и т д от 3 до 5 тысяч «ведьм».
Невежественных и суеверных людей очень легко убедить, что все их проблемы происходят по вине какого-то конкретного «колдуна».
Дошло до того, что в 2009 году на заседании ООН по внесудебным казням было официально предложено защитить «ведьм» путем издания специальных международных актов о недопустимости упомянутых инцидентов. И это происходит в 21 веке!