Православная церковь чтит память святого мученика Киприана и мученицы Иустины 2/15 октября. Жизнь этих святых напоминает нам, что наш земной путь — это путь жестокой борьбы с дьяволом. Священник Антоний Давиденко, клирик Свято-Троицкого собора, рассуждает о современных магах, оккультизме и их влиянии.
«Избранный от служения дьяволу на служение истинному Богу и причисленный к лику святых, иеромученик Киприан, моли Христа Бога избавить нас от сети лукавого, который, как и ты, молится о нас.
Кому мы должны молиться, когда демонические силы нападают на нас, и кто защищает нас от них? Перед какой иконой следует ставить свечу от сглаза? Что делать, когда появляется проклятие? Священнику нередко приходится слышать подобные вопросы. Конечно, в христианстве нет строгих правил о том, кому молиться по тому или иному вопросу, сколько свечей и на какой подсвечник ставить. Самое главное, что молитва должна быть искренней, от сердца и иметь сильную веру молящегося. Однако существует определенная церковная традиция, согласно которой христиане молятся определенным святым, так сказать, по случаю. Например, святому Пантелеймону часто молятся об исцелении телесных недугов, студенты и школьники молятся святому Сергию Радонежскому о помощи в учебе и т.д. Такая традиция в первую очередь связана с характеристикой поступков или событий в жизни святого, к которому человек обращается в той или иной ситуации. Одним из таких святых, к которому обращаются за защитой от злых сил и всего, что с ними связано, будь то магия или колдовство, является святой Киприан, а вместе с ним и святая Иустина.
Обратимся к житию святых, составленному святителем Димитрием Ростовским: «Во время правления Деция в Антиохии жил некий философ и знаменитый колдун по имени Киприан, уроженец Карфагена. Происходя из благочестивых родителей, в детстве он был принесен ими в жертву языческому богу Аполлону. Когда ему исполнилось семь лет, его отдали колдунам, чтобы они научили его колдовству и мудрости демонов». — так начинается житие святого мученика Киприана. Далее указывается, чему именно его учили: «…изменять свойства воздуха, вызывать ветры, громы и дожди, причинять вред садам, виноградникам и полям, насылать на людей болезни и язвы, и вообще он научился пагубной мудрости и дьявольской деятельности, полной зла». Из этих слов ясно, что ничего хорошего не выйдет из человека, который обращается за помощью к сатане. Плодом такой помощи является страх, разрушение и гибель. Будущий великий святой, однако, не был «обычным» колдуном, но, как гласит житие, был назван князем дьявола «новым Замврием», потому что в своей ярости и злобе он напоминал этого древнеегипетского жреца.
Сила князя мира сего не представляет угрозы для Бога и Его верного народа. Всемогущему и всемилостивому Господу было угодно прозреть заблуждающегося Киприана и наставить его на путь истины и добра. Всю слабость и несостоятельность демонической силы Киприан осознал, когда по просьбе юноши Аглаида попытался, выражаясь современным языком, околдовать уже обращенную в христианство Иустину. Сколько Киприан ни пытался ее околдовать, он ничего не смог добиться, потому что «святая мученица разбила все козни дьявола молитвой и постом». В конце концов Киприан, осознав тщету и слабость демонической силы, обратился к Живому Богу и принял Святое Крещение.
Жития святого Киприана и святой Иустины особенно примечательны в нашу эпоху, поскольку в мире есть колдуны, маги и фокусники всех мастей. В большинстве своем они шарлатаны и мошенники. Однако вполне возможно, если исходить из того же жития святых, что среди них есть те, кто действительно верит и просит помощи у князя мира сего. Как бы то ни было, все колдовство, номинальное или реальное, является демоническим обманом и заблуждением. Поэтому глубоко верующий христианин никогда не обратится за помощью к экстрасенсу или медиуму. К сожалению, не все современные христиане понимают это. Случается, что некоторые по совету своей «бабушки» идут в церковь, чтобы принять святое причастие или набрать святой воды, только для того, чтобы вернуться к ней для участия в магическом ритуале. Это категорически неприемлемо, и, к счастью, духовенство теперь следит за тем, чтобы такие люди не допускались к Святому Причастию. Беспечные люди попадают в такие ситуации. После обсуждения многие из них обычно понимают, что так поступать нельзя.
Что делать, если вы оказались под воздействием сглаза или заклинания? К категории духовно уязвимых, то есть подверженных такому влиянию, относятся те, кто либо невоцерковлен, либо воцерковлен. В известной христианской антологии «Сокровищница духовной мудрости» описан очень поучительный случай в этом отношении. Однажды к преподобному Макарию Египетскому привели женщину, которая подверглась колдовству, «так что каждый, кто смотрел на нее, принимал ее за лошадь…». Освятив воду и вылив ее на голову, (святой) помолился над ней, и тотчас все, кто смотрел на нее, увидели, что это женщина. Муж Христов дал ей следующее наставление: «Никогда не прекращайте посещать церковь, никогда не уклоняйтесь от участия в таинствах Христа; несчастье постигло вас потому, что вы не посещали Пресвятые Таинства нашего Спасителя в течение пяти недель.
Почему люди обращаются к ведьмам и гадалкам? Скорее всего, просто потому, что они ничего не знают о духовной жизни, то есть они недостаточно воцерковлены или вообще не воцерковлены. А те, кто знает немного, иногда обращаются к медиумам. Святой Григорий Нисский говорит о двух типах людей, которые обращаются к колдунам. Некоторые сознательно отвергают христианскую веру и отказываются поклоняться Богу. Такие, предписывает святой, «должны быть осуждены как отступники». Если какая-то невыносимая необходимость заставила их сделать это, обманув их какой-то ложной надеждой, к таким следует проявить снисхождение, подобно тем, кто не смог противостоять мучениям во время исповеди.
К сожалению, интерес к магии и колдовству все еще сохраняется у некоторых людей. Кроме того, появляется некий синкретизм (слияние) христианской веры (или того, чем она представляется) и оккультизма. С одной стороны, как уже говорилось выше, это связано с незнанием духовных реалий. С другой стороны, причину следует искать в современном секулярном общественном сознании. Люди захвачены идеями самосовершенствования, материального процветания и успеха. Искусственно создается система ценностей, ориентированная на «мое любимое я»: ценно то, что полезно и выгодно для меня. Пропагандируется относительность (релятивность) христианских ценностей, направленных на благополучие других. На этом фоне формируется ложное религиозное сознание, основанное на принципе: «Ты — мне, я — тебе». Самое опасное, что с таким искалеченным религиозным сознанием человек приходит в храм. В принципе, для него нет разницы, куда идти: к гадалке или в церковь, а может, и туда, и туда, на всякий случай. Его не интересует духовная жизнь и ее законы. Его не волнует божественное откровение. Он должен организовать свою собственную. Таким образом, церковь становится для такого человека инструментом для достижения собственных целей. Такой тип отношений с Богом называется «магизмом». Такой человек даже не задумывается о том, что он сам себе делает хуже, хотя считает, что раз он пришел в церковь, значит, все у него хорошо. Кажущееся благочестивым действие может оказаться хуже, чем бездействие.
Безусловно, любая практика магии в корне противоречит христианству. Если религиозный человек вспомнил, что в молодости занимался подобными вещами или обращался к колдунам и целителям, он должен немедленно покаяться. Тот, кто хоть раз обратился к злым духам, не будет пощажен. Лукавый будет преследовать их и запугивать, чтобы заставить их снова обратиться в веру. В этом случае необходимо обратиться к Богу с твердой верой, уверенной надеждой и искренней любовью, а также регулярно приходить к Пресвятому Таинству и просить заступничества и ходатайства Его святых, святого Киприана и святой Иустины.
Отец Антоний Давиденко, 4 сентября 2017 года.
На вопросы отвечает святой Паисий Святославус (1924 — 1994)
Дьявол никогда не может творить добро
— Геронда, может ли колдун исцелять больных?
— Чтобы колдун исцелил больного человека? Человек, которого мучает демон, может быть «исцелен» колдуном — посылая этого демона другому человеку. В конце концов, колдун и дьявол — товарищи по оружию. Колдун говорит дьяволу: «Выйди из человека сего и войди в человека сего». То есть, изгоняя беса из человека, находящегося под демоническим влиянием, колдун обычно отправляет его к одному из своих родственников или знакомых, который дал дьяволу власть над собой. Тогда человек, в котором сидит демон, говорит: «Я страдал, и такой-то и такой-то целитель исцелил меня». Это реклама колдуна. Но в конечном итоге демон, вырвавшийся из человека, вращается вокруг его родных и близких.
В каком случае колдовство имеет силу
— Геронда, в каком случае заклинания эффективны?
— Если колдовство сработало, это означает, что человек отдал дьяволу свои права на него. То есть, он дал какой-то серьезный повод дьяволу, а затем не смог урегулировать себя с помощью покаяния и исповеди. Если человек признается, коррупция — даже если она под ним с лопатой — не причиняет ему вреда…. Когда человек исповедуется и имеет чистое сердце, колдовство не может «сотрудничать» с дьяволом, чтобы навредить этому человеку.
Как можно уничтожить колдовство
— Геронда, если колдовство подействовало на человека, оказало на него свою власть, как человек может освободиться от него?
— Освободиться от колдовства можно с помощью покаяния и исповеди. Потому что сначала нужно найти причину, по которой колдовство повлияло на человека. Он должен признать свой грех, покаяться и исповедаться. Сколько людей, мучимых заклятием, приходят в мою каливу и спрашивают: «Молитесь за меня, чтобы я освободился от этих мучений!». Они просят меня о помощи, но не смотрят внутрь себя, не пытаются понять, что вызвало зло, которое их постигло, — чтобы устранить причину.