Динамические процессы, происходящие в современном обществе, требуют объективной оценки и анализа. Это прерогатива человеческого сознания.
Мир познается и осознается человеком через призму общественных отношений, производственного процесса, средств труда, языка, этических и эстетических норм. Таким образом, сознание человека в конечном счете определяется его бытием, т е реальной жизнью в конкретных исторических условиях.
Одной из важнейших проблем современной жизни является проблема изменения сознания, так как межличностные и межэтнические отношения напрямую зависят от развития и уровня сознания человека.
Актуальность выбранной темы «Развитие человеческого сознания» обусловлена той ролью, которую играет сознание на данном этапе трансформации современного общества. Каждый день мы воспринимаем достаточно сложные взаимосвязи и закономерности окружающего мира, адекватно реагируем на различные факторы жизни и даже не задумываемся о том, как все это происходит. Общество заинтересовано в формировании целостного образа своего прошлого и его связи с настоящим и будущим. Целостное историческое сознание выступает фактором социальной стабильности, выполняет функцию интеграции, консолидации различных поколений, социальных групп и индивидов на основе осознания их общей исторической судьбы.
Сегодня мы наблюдаем перестройку общественного сознания. Важно понимать взаимозависимость и переплетение индивидуального и коллективного сознания. Изучая стадии развития сознания, мы можем объяснить природу стадного сознания или психологии толпы.
Сознание – это инструмент, с помощью которого человек воспринимает не только внешний мир, но и самого себя, свои ощущения, образы, восприятия и чувства. Осознанность позволяет человеку принимать решения и контролировать свое поведение в зависимости от ситуации.
История развития сознания
Сознание не может быть врожденным; только возможность возникновения сознания может быть врожденной.
Существует несколько теорий происхождения человеческого сознания:
- теория мутаций (Де Фриз, У. Хауэлл, В.И. Кочеткова и др.). Согласно этой теории, появление человека является результатом больших и неправильных изменений, происходивших в организме животного, близкого к человеку, затем эти изменения усиливались и развивались благодаря благоприятным условиям. Это отрицает роль естественного отбора.
- одна версия неоламарской теории видит возникновение человека как результат усилий «сверхсознания» (юнговская теория коллективного бессознательного — это неоламаровская теория сверхсознания).
- теория эволюции, работающая теория антропогенеза К. Дарвина и Ф. Энгельса, развивающая ее. Это наиболее вероятная версия.
Однако если мы говорим, что сознание возникло, когда человек стал узнавать себя и других людей и отличать их от природы, то возможно, что сознание начало развиваться, когда у человека стали развиваться высшие чувства.
Изменение (развитие) животных происходит с помощью механизма наследственной приспособленности, под действием внешней силы — это копирование, отражение изменяющейся внешней среды.
Суть развития живого организма заключается в том, что внешняя среда своим изменением нарушает равновесие, в котором определенный вид, с другой стороны, механизм приспособляемости, наследственности, стремится восстановить нарушенное равновесие, и так оно и есть, но на качественно ином уровне.
Под влиянием своего образа жизни, требовавшего от рук других функций, чем от ног, обезьяны стали лишать себя помощи рук при ходьбе по земле и приобретали все более прямохождение. Решительный шаг сделан, рука стала свободной и теперь может приобретать все больше и больше способностей, а приобретенная ею большая гибкость передается по наследству и увеличивается из поколения в поколение.
Но для того, чтобы обезьяна изменилась и в итоге стала человеком, необходимо было изменить внешнюю среду — среду обитания. И эти изменения должны быть такими, чтобы сообщество обезьян развивало осознание, чтобы выжить и адаптироваться к окружающей среде.
Глобальное похолодание — это природный катаклизм, вызвавший появление сознания у древних людей. Глобальное похолодание угрожало человекообразным обезьянам. В связи с наступлением холодного, теплого и холодного воздушных фронтов часто сталкивались, вызывая молнии и пожары. Тем временем погода становилась все холоднее, и обезьяны наконец-то поняли, сколько тепла им нужно от костра. Тем временем популяция обезьян неуклонно сокращалась, так как случайный пожар не мог быть панацеей от холода. Но однажды обезьяна случайно бросила в огонь ветку. Самые умные из остальных стали замечать (осознавать), что брошенная в костер ветка горит. Этот момент, по мнению автора статьи «Возникновение сознания» Кушатова.
Огонь можно было сохранить, люди смогли перенести его в другое место, что позволило открыть новые территории. Для поддержания огня приходилось озаботиться приобретением дров, что приводило к различным манипуляциям с дровами. В результате этих действий передние конечности обезьян превратились в человеческие руки, а обычная толстая ветка в их руках превратилась в дубину, служащую оружием.
Между тем, погода становится холоднее, и тяжелая работа по поддержанию огня становится необходимостью, и эта работа требует дополнительной энергии. И здесь возникает антагонизм: желание отобрать еду. В связи с этим возникают споры и драки, а бригадир первым использует толстую ветку как дубину, в связи с этими обстоятельствами возникает каннибализм. Лишь через некоторое время его агрессия распространилась на остальной мир. Люди становятся охотниками благодаря каннибализму.
В процессе антропогенного воздействия на природу человек приспособил ее к себе: в этот момент он начал отделять себя от природы и осознал свою связь с ней и с другими людьми. Их деятельность также стала осознанной, так как работа требовала предвосхищения результата работы, и, таким образом, трудовая деятельность осуществлялась по определенной цели. Постепенно в мозгу человека стали развиваться особые сенсорные области, что привело к формированию высших чувств и совершенных движений. Мы полагаем, что именно проявление высших чувств первобытного человека по отношению к себе подобным и стало моментом возникновения сознания.
Кто лепил мелкие бивневые бусы, или сколько хлопот приходилось в то время труду тем, кто овладел удивительной техникой раскалывания и распрямления бивней мамонта — тяжелой работы. В период верхнего палеолита начала развиваться интеллектуальная и материальная культура той эпохи.
Также можно предположить, что наскальные рисунки доказывают наличие менталитета, простых способов мышления и сознания человека. Недаром дикие кошки и другие животные палеолита, обладая психикой, похожей на психику человека, не оставили ни наскальных рисунков, ни следов своего обитания. А древние придавали картинам сакральный смысл, считая, что они помогут себе в будущем.
Вывод: Природа не наделила мастера сознанием с самого начала существования человечества, а наделила его мозгом и формой психики, не отличающейся от психики животных. Сознание человека появилось тогда, когда он стал отличаться от других людей по своей природе, когда на стенах его убежища появились наскальные рисунки, когда в человеке стали развиваться высшие чувства. Сознание человека высшего порядка связано с абстрактным мышлением и речью, процессами, без которых невозможно существование коллективного и индивидуального сознания.
Этапы развития сознания
Развитие сознания есть движение к наиболее близкой форме представления объективной действительности.
Первой предпосылкой развития человеческого сознания было развитие человеческого мозга. На основе эволюционно изменяющегося образа жизни организм развивается, функционирует, формирует свою психику в процессе жизни. Наша задача понять, какова была структура сознания на определенных этапах жизни человека.
Чтобы понять структуры сознания первобытных народов, полезно ознакомиться с формами сознания.
Мы различаем (по К. К. Платонову) несколько форм сознания:
- индивидуальное сознание, включая атрибуты сознания (отношение, познание, опыт), уровни ясности (творческое озарение, вдохновение, ясность сознания, бессознательные явления, спутанное сознание), динамику сознания (черты личности, состояния сознания и процессы сознания) и функции сознания (память, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции);
- групповое сознание: выражается в социальных настроениях, конкуренции, панике и др
- общественное сознание — в форме религиозных, нравственных, эстетических, правовых, политических и философских воззрений.
Когда мы говорим об общественной совести, мы абстрагируемся от всего индивидуального; общественное сознание поступательно и непрерывно, характеризуется устойчивостью и инерцией. Теории и идеи, проверенные временем и практикой, всегда побеждают в общественном сознании, но никогда не спонтанно. Индивидуальное сознание рождается и умирает с рождением и смертью конкретного человека; их движение отрывистое, хаотичное и непредсказуемое. Индивидуальное сознание характеризуется такими качествами, как чувственное и логическое мышление и его формы. На уровне абстрактного мышления человеческое сознание ломает границы общественного сознания, смещает его пределы, обогащает и делает доступными все продукты своего познания.
Теперь мы предлагаем рассмотреть следующие этапы развития сознания:
- психика животных и недочеловеков;
- стадное сознание;
- совесть разумного человека;
- осознание общества предков и возникновение самосознания.
Психика животных и недочеловеков была практически неразличима. Самые ранние дочеловеческие существа отличались от «разумных» обезьян только тем, что у них была социальная совесть. И можно предположить, что общественное сознание первых недочеловеков состояло из единой мысли, общей для всех идеи, которая должна была дать толчок дальнейшему развитию сознания.
Стадное сознание исключало понятие «индивидуума», то есть вождь управлял стадом. Они не могли жить иначе, потому что в обществе должна быть иерархическая структура руководства. Внутри стада обезьян были сложные взаимоотношения и поэтому существовал «язык» общения. Суть стайного сознания заключалась в том, что чем больше общих интересов и целей у представителей стаи, и чем крупнее сама стая, тем легче достичь целей завоевания территории или возможности выживания, ведь в стаде индивидуум чувствует себя в большей безопасности. На этом этапе люди просто оторвались от животного мира, так как стали хоронить своих сородичей и соплеменников.
Можно сказать, что на протяжении многих тысячелетий своей истории Homo Sapiens пытался познать себя и окружающий мир. Развитие человеческого сознания с помощью открытий было достаточно последовательным и логичным. По мере роста и развития нервной системы человек стал мыслить во взаимодействии с природой, благодаря чему осознал себя и ориентировался в окружающей среде.
Наконец, этап развития человеческого сознания родового общества и возникновения самосознания. Родовая община — исторически первая форма социальной организации людей — (община), в которой люди были объединены кровными узами, представляла собой объединение, основанное на коллективном труде, предположительно на основе социального равенства. Человек, в отличие от животного, обладает способностью к самопознанию и самоанализу, способен к самосовершенствованию. В вашем сознании есть такие аспекты, как самопознание, самоанализ, самоконтроль. Они формируются, когда человек отличается от своего окружения. Самосознание — важнейшее отличие психики человека от психики наиболее высокоразвитых животных.
Вывод: развитие сознания возможно только в том случае, если мы обогащаем его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Человеческое сознание есть результат длительной эволюции. По мере совершенствования высших функций мозга понимание, основанное на основных принципах его работы, становилось более полным.
Развитие сознания в онтогенезе
Существует гипотеза, что человеческое сознание есть краткое повторение хода развития всего человечества. В этом подразделе мы попытаемся сравнить этапы развития сознания в онтогенезе с этапами развития сознания человека.
В онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание человека. Их формирование также требует совместной деятельности и активного общения взрослого и ребенка, а также выбора, реализации и словесного обозначения цели взаимодействия. Точно так же с самого начала человеческой эволюции труд носил общий характер и основывался на сотрудничестве и операциях, основанных на разделении труда. В процессе работы люди сближались как члены общества и лучше понимали преимущества совместных действий. Коллективная работа вызвала потребность в языке, так как она не может происходить без вербального общения. С самого начала возникновения и развития филогенетического и онтогенетического сознания человека,его субъективная среда становится языком, который сначала функционирует как средство общения, а затем становится средством мышления.
Прежде чем слово и связанное с ним содержание могут стать достоянием индивидуального сознания, оно должно приобрести общее значение для употребляющих его людей. Как только слово получило свое общее значение, оно входит в индивидуальное сознание и становится его достоянием в виде смыслов и смысловых контекстов. Поэтому коллективное сознание сначала индивидуально, а затем индивидуально. Индивидуальное человеческое сознание формируется на основе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения.
Онтогенез детской психики воспроизводит основные этапы биологической эволюции и этапы культурно-исторического развития человека. В онтогенезе развитие психики и сознания человека обусловлено социальной средой. Развитие психики личности повторяет путь исторического развития предшествующих поколений; вряд ли на этот процесс влияет восприятие и воспитание ребенка.
Ссылаясь на биогенетический закон, Зигмунд Фрейд утверждал, что психологическое развитие личности представляет собой укороченный и повторяющийся курс в развитии всего человечества, и распространил открытия психоаналитической практики на историю и культуру человечества.
Язык присущ всем человеческим мыслительным процессам. Но речь невозможна без языка с его характерной лексикой и грамматическими формулами. Язык — это социальное явление. Он существует и развивается объективно как творение не отдельных людей, а общества в целом. Слова отражают опыт человечества в целом, а не отдельного человека.
Сам факт наличия у человека языка коренным образом меняет характер его психических процессов.
Самая элементарная форма психики, восприятие, отличается у человека от животного тем, что принадлежит социальному существу. Животное воспринимает зеленый цвет листьев и по этому оттенку может предварительно ориентироваться в определенных условиях, возникающих в его среде обитания. Человек тоже чувствует зеленый цвет листьев, но он всегда обозначает ощущаемый им цвет и его характеристики, важные для практической деятельности, словами, которых у животных нет вовсе. Восприятие человека, основанное на первом сигнале, является в то же время и вторым сигналом. Это позволяет человеку отражать в своих чувствах не только индивидуальный, как у животных, но и общечеловеческий опыт.
Язык способствовал развитию абстрактного человеческого мышления в терминах, выражающих универсальный опыт познания действительности. Это привело к более правильному, более богатому и полному отражению объективной действительности в человеческом мышлении.
В то же время благодаря языку утверждался и укреплялся социальный характер деятельности человека, его сознательно-волевая активность. Когда человек осуществляет определенную трудовую деятельность, представление о цели, к которой он стремится, и план его работы не являются его личным, индивидуальным изобретением; они отражают опыт трудовой деятельности всего человечества.
Благодаря языку стало возможным развитие человеческого самосознания. Именно благодаря языку человек впервые начинает осознавать свой духовный мир, осознавать содержание, характер и смысл своих субъективных духовных переживаний. Это стало возможным только потому, что субъективное отражение действительности человеком стало выражаться через объективные явления — слова. Таким образом, благодаря языку психика человека становится сознанием.
Через соприкосновение с предметами и явлениями материального мира при общении с другими людьми и коллективном труде, особенно через язык, в процессе онтогенеза человек учится активно узнавать (ощущение, восприятие) и творчески (мысль) преобразовывать (произвольная деятельность) объективную реальность для лучшего удовлетворения своих потребностей. Мозг есть не источник сознания, а его орган, та часть нашего тела, в которой воздействующий на него объект трансформируется и приобретает субъективную форму бытия, становится сознанием, субъективным образом объективного мира.
Вышеизложенное говорит о том, что через миллиарды лет (если человечество существует, а это практически невозможно) человеческое сознание разовьется на качественно новые уровни. Однако с возрастом психика человека деградирует, так что после всплеска развития все приходит в упадок.
Вывод по разделу 1: Сознание предполагает, что человек познает не только собственный внешний мир, но и свои ощущения, образы, восприятия и чувства. Образы, мысли, восприятия и ощущения человека материализуются в предметах его творчества и становятся осознанными при последующем восприятии им этих предметов. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития человеческого сознания через восприятие своих творений. Сознание современного человека есть продукт постепенного и сложного процесса развития познавательной деятельности всех предшествующих поколений, результат накопленного человеком исторического прогресса общественной практики по отношению к потребности, а затем к желанию изменить внешний мир.
Структура сознания
Сознание всегда проявлялось в психологии как нечто внешнее, лишь как условие функционирования психических процессов. В частности, это была позиция Вандта. «Сознание, — писал он, — состоит в том, что в каких бы психических состояниях мы ни находились, мы не можем познать сущность сознания». Все попытки определить сознание ведут либо к тавтологии, либо к определению действий, совершающихся в сознании, но не являющихся сознанием, поскольку подразумевающих его. Ту же мысль мы находим еще в более резком выражении у Наторпа: «Сознание не имеет собственной структуры; это только состояние психологии, но не ее объект. Хотя его существование является фундаментальным и вполне достоверным психологическим фактом.
Однако, если мы придерживаемся материалистической концепции сознания, мы можем рассматривать элементы сознания.
Сознание человека определяется свойствами динамичности и постоянства:
- Динамизм — свойство сознания изменяться, развиваться, что связано с кратковременными процессами, быстро изменяющимися и, в свою очередь, способными изменить человека;
- Постоянство есть свойство сознания не меняться, оставаться стабильным. Для него характерна преемственность, встроенная в память.
Сознание включает в себя:
- Познание;
- Опыт N;
- Соотношение азота
Сознание невозможно без знания. Внимание и память являются важнейшими атрибутами познавательной деятельности человека.
На протяжении всей жизни человек приобретает знания об окружающем мире. Мысль и память являются основой познания. Процесс познания варьируется от примитивных ощущений до творческих полетов воображения.
Выделяют четыре уровня знаний, образующих структуру сознания:
- Бессознательное невежество (дочеловек не умеет охотиться и мирно живет с этим невежеством).
- сознательное невежество (пастух осознает, что он не умеет охотиться и что он должен научиться охотиться, чтобы выжить).
- сознательное знание (человек, обладающий интеллектом, сознательно учится охотиться, приобретает охотничьи навыки).
- бессознательное знание (кроманьонец научился убивать добычу с первого выстрела, овладевает навыками охотника и совершенствует охотничьи орудия). Целью любого профессионала является достижение этого уровня в своей деятельности. Он способствует творчеству, появлению идей и планов по их реализации.
Информация передается от сознания к подсознанию. Подсознание постоянно работает. Подсознание содержит все, что есть или было в сознании (в уме, чувствах, воле).
Есть и обратный переход: от подсознания к сознанию. Идеи, интуиция и озарения черпаются из глубин подсознания для решения проблем, которые невозможно решить с помощью обычной логики и простых знаний. Это творческий подход.
Высшим уровнем ясности в структуре сознания является самопознание: человек осознает свое «Я», свою роль в обществе и активно ее выполняет, воздействует на общество. Анализирует, оценивает собственные знания, интересы, мысли, действия и поведение в различных жизненных ситуациях. Человек творит себя и свое сознание. Благодаря самоуважению человек находит свое место в жизни. Самосознание – необходимое условие постоянного совершенствования человека. Человек воспринимает себя не изолированно, а по отношению к другим людям. При этом самосознание корректируется и развивается. Коллективизм есть высшая форма самосознания. Чем больше и ярче самосознание человека, тем выше его ценность для общества.