В разговоре о поисках Грааля мы упомянули, что из всех рыцарей, отправившихся на поиски этого храма, только юный сэр Галахад добился успеха.
В версии Вольфрама фон Эшенбаха Галахада нет. В нем Парсифаль проникает в тайну Грааля, чтобы исцелить страдания Амфорта, Короля-рыбака. Парсифаль не исчезает из этого мира вместе с Граалем, а остается обрести высшую духовную ценность сейчас.
Появление Галахада придает новый оттенок легенде о поиске Грааля. Среди «дорог», выбранных рыцарями, единственно верный путь к цели — путь Галахада.
Во всех легендах, в которых он фигурирует, часто подчеркивается его чистота и покровительство высшим силам и судьбе, а самого Галахада нередко называют «святым рыцарем» и даже потомком Иисуса Христа.
Существует известная легенда Т. Мэлори и Вульгаты о том, что Галахад является внебрачным сыном Ланселота и леди Элейн.
У Кретьена де Труа Ланселот, уже ставший рыцарем круглого стола, поклявшийся в вечной любви королеве Гвиневере, приземляется в волшебном замке Корбеник, убивая по пути страшного дракона. В замке живет король Пеллес, а его дочь, красавица Элейн, — дева Грааля, которая приносит своим гостям святую чашу. Когда-то Пеллесу было предсказано, что Элейн родит сына, который сможет освободить королевство от древнего проклятия, а Ланселот станет его отцом. Не в силах убедить Ланселота, любящего Гвиневру, жениться на Элейн, Пеллес решает смошенничать. Опьяненный волшебным зельем, Ланселот путает дочь короля с Гвиневрой. На следующее утро, обнаружив обман, он убегает из замка, на мгновение теряя рассудок.
В отличие от невинного, простого Персиваля, Галахад совершенен как духом, так и телом. Так же, как судьба Ланселота — рыцарство и победа над драконами, так и его сын и наследник Грааля, Галахад, должен стать героем Грааля.
С детства Галахад воспитывался монахами в монастыре и рос чрезвычайно религиозным, прославившимся храбростью и целомудрием.
В день Пятидесятницы Галахад, одетый в алые доспехи, прибыл в Камелот, чтобы стать рыцарем короля Артура. Молодой рыцарь сел на Запретное Престоло Смерти, которое считалось предназначенным только для того достойного, которому покровительствовал сам Бог.
В тот день собравшиеся рыцари увидели видение в виде золотой чаши, покрытой парчой, в которой рыцари узнали Святой Грааль – чашу, для которой Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Иисуса Христа. После этого многие рыцари Круглого Стола, в том числе и Галахад, поклялись идти в поход за святой чашей.
Хотя все рыцари радовались предстоящему приключению, король Артур опечалился и сказал, что теряет своих рыцарей и что больше не будет общения за Круглым столом, ибо рыцари «блуждающие никогда больше не соберутся в этом мире, но многие умрут» в поисках».
В загадочном Белом аббатстве Галахаду дарят чудодейственный щит, который был сделан на тридцать втором году после Страстей Христовых.
Он узнает, что сам Иосиф Аримафейский собственной кровью выгравировал красный крест на белом щите. Этот щит был способен уничтожить любого, кто его взял, будучи недостойным.
Галахад, вооруженный большим мечом и щитом, совершает множество чудесных дел.
Персиваль, который, как и другие рыцари, отправился на поиски Святого Грааля, встречает свою тетю. Она говорит ему, что Круглый стол был построен Мерлином в знак круглости мира, и что человек, избранный в братство рыцарей Круглого стола, должен считать это величайшей честью. Это также сообщает пророчество Персиваля Мерлина о Галахаде, превосходящем его отца, Ланселота. Услышав это, Персиваль отправляется на поиски Галахада.
Вскоре Персиваль и Борс встречают Галахада и вместе совершают чудесные дела во имя Святого Грааля. По дороге Галахад встречает своего отца Ланселота, и во время путешествия они слышат голос, возвещающий, что они увидятся в последний раз.
Мэлори не решается противопоставить грешного Ланселота чистому Галахаду, и, возвеличивая Ланселота как идеального рыцаря, Мэлори в то же время отступает от мифологических интерпретаций поиска «чаши благодати», получающих от него более прозаические и земные краски занимательных рыцарских приключений.
Галахад, Персиваль и Боре приходят к королю Пелешу в замок Корбеник. В замке рыцари подвергались различным чудесам, после чего становились обладателями Святого Грааля, просмотр которого удостоился только Галахад. «И явился им Святой Грааль, питавший их, и даже Господь Бог показал им Свой лик и дал им. И явилось ему копье, капли крови из которого упали в гроб, который держал ангел. Галахаду было позволено окунуть пальцы в эту кровь и смазать раны короля Пелеша.»
Именно Галахад исцелил раненого короля, сняв проклятие со страны (в более ранних сообщениях героем был Персиваль, а Галахад — более позднее дополнение к истории).
Взяв Грааль, рыцари покидают замок. «По повелению Господа они сели на свой великолепный корабль, на котором находился Святой Грааль, и отплыли в город Саррас. Они вынесли трон Грааля на берег и прошли через городские ворота. А бедный калека, сидевший у ворот и много лет не мог двигаться, мог прикоснуться к престолу и тут же исцелился.
Царь Саррас, язычник, узнав об этом чуде и о том, что в городской храм принесли престол со святой чашей, приказал бросить их в темницу. Но через год он заболел и послал за рыцарями и просил у них прощения. Галахад, Борс и Персиваль простили его, и после смерти Сарраса жители избрали короля Галахада. Галахад пробыл ровно год королем Сарраса, и каждый день рыцари Круглого Стола возносили молитвы, а затем в одно воскресенье по его просьбе Господь призвал к себе Галахада и послал за ним Иосифа Аримафейского, «из рук которого рыцарь причащается и вскоре, еще совсем молодым, умирает. Погружаясь глубже в тайну Грааля, Галахад больше не хотел жить и умирать среди величайшей красоты. В момент его смерти рука протягивается с неба и берет святую чашу.
Перед смертью Король Грааль научил Борса сообщать новости миру, назвав его «Посланником». Затем он назначил Персиваля своим заместителем Хранителя Грааля, назвав его «Хранителем Высшего Слова». Персиваль уходит к отшельникам, принимает духовный сан и через два года умирает.
Итак, помимо исторической и романтической канвы этой легенды, в ней наиболее важны два момента. Первый — Грааль — символ священного женского начала достается безупречному Галахаду; во-вторых, вскоре после этого он умирает молодым. Галахад, достигнув Высшей Цели, навсегда покидает грешный мир вместе с чудесным Сосудом.
Галахад, хотя и был зачат во грехе, в земной жизни сохранил чистоту и непорочность и поэтому воскрес на небо живым.
Храбрость этого рыцаря была совсем другого порядка, чем, скажем, у Ланселота. Стоило ему покрыться крестным знамением как злой дух, как многочисленные ипостаси дьявола, встречавшиеся ему на пути, рассыпались в прах или с дикими криками ужаса, навеянными его чистотой и непорочностью.
В то же время благословение грешного Ланселота видится Галахаду самым драгоценным из всех других благословений не только потому, что оно отцовское, но и потому, что это благословение отражает приоритет чистоты над жаждой приключений: не такой могущественный как твой. И с этим сэр Галахад углубился в чащу леса.»
Этот идеал был очень необычен в эпоху рыцарства и учтивости.
Идеал Галахада — чистый человек — проложил в эпоху религиозного рыцарства путь к новым вершинам духа и проницательности.
Этот идеал был принят как альбигойцами (катарами), так и позднее тамплиерами.
Катары считали, что человек изначально чист, а «первородный грех» есть обман, порча, наносимая дьяволом духовному телу человека при нисхождении души с неба на землю, предъявляемая ему как условие приспособления и жизни на земле. И Галахад представлялся образцом такой первозданной чистоты.
Катары, вопреки этому ужасающему учению, верили в «изначальное совершенство» человека.
Аскетическая практика катаров как раз и была направлена на всестороннее возгорание в душе божественной любви. Катар Перфект, как и Галахад, не был похож на скучного католического аскета. Плодом его самоотречения было не ожидание «вечного спасения» в непостижимой перспективе, а доброта и мягкость характера, создававшие вокруг него притягательный ореол.
Катары понимали девственность очень широко, как универсальный образ жизни, позволяющий реализовать божественный потенциал человека даже в этом мире. Они учили, что для этого Бог предоставит необходимые ресурсы. Катары понимали девственность не в отсутствии полового акта как такового. Для них это была полная смена внутреннего состава, смена тела. Одухотворенное тело перестает быть орудием дьявола и более не порабощает душу — достаточно сбросить свою оболочку при переходе в Божественный мир, чтобы продолжить жизнь в других небесных телах. Эта идея иллюстрируется вознесением Галахада на небеса.
Катары не искали абстрактного совершенства и не искали «спасения от вечных мук». Они поклонялись Богу любви — и все, что они делали, было направлено на то, чтобы войти в эту божественную любовь.